Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная психология. Учебное пособие. Социальная психология: предмет, проблемы, методы исследования.




 

Министерство образования Российской Федерации

 

 

Санкт-Петербургский государственный

электротехнический университет (“ЛЭТИ”)

 

Н. В. Казаринова   Е. В. Строгецкая

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебное пособие

 

 

Санкт-Петербург

 

 

 

Казаринова Н. В. , Строгецкая Е. В. Социальная психология. Учебное пособие / ГЭТУ. СПб, 2011. 80 с.

 

Пособие представляет собой конспективное изложение основных вопросов лекционного курса “Социальная психология”, предназначено для студентов и аспирантов, изучающих социальную психологию в техническом вузе.

 

 

Рецензенты:

 

 

Утверждено

редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного пособия

 

 

©Казаринова Н. В. , Строгецкая Е. В. Курс лекций по социальной психологии

 

© СПб, ГЭТУ. 2011.

 

 

Предлагаемый курс лекций по социальной психологии предназначен для студентов гуманитарного факультета технического вуза непсихологи­ческой специальности. В связи с этим курс представляет собой введение в дисциплину и призван познакомить студентов с основными направления­ми, понятиями и теоретическими концепциями, а также с классическими экспериментальными исследованиями, позволяющими выявлять, описывать и объяснять особенности социального мышления и социального поведения людей.

В структуре курса можно выделить три относительно самостоя­тельных тематических раздела:

- теоретические направления в социальной психологии;

- социальная установка и социальные мотивации;

- малые группы и поведение в группах.

Тексты лекций, приводимых в данной пособии, как правило, построены следующим образом:

- перечень основных вопросов, рассматриваемых в лекции;

- список основных литературных источников;

- краткое изложение содержания поставленных вопросов;

- основные выводы по рассмотренной теме.

 

Лекция 1.

Социальная психология: предмет, проблемы, методы исследования.

 

Основные вопросы:

1. Предметное и историческое самоопределение социальной психологии.

2. Теоретическая и прикладная социальная психология.

3. Методы социальной психологии.

Основная цель первой лекции - определить предметную область соци­альной психологии (в ее теоретической и прикладной части), отличающую ее от других разделов психологии и гуманитарных дисциплин.

 

Основная литература

Андреева Г. М. Социальная психология. Уч. для вузов. М., 1994.

Введение в практическую социальную психологию. Уч. пособие для высш. учеб. заведений. М.: Наука, 1994.

Майерс Д. Социальная психология /Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1996.

Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977.

Современная зарубежная социальная психология. Тексты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследова­ния / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979.

Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАН; КСП+; Академический Проект, 1999.

Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Дю: Изд-во “Феникс”, 1999.

 

При рассмотрении первого вопроса следует отметить, что предметное самоопределение социальной психологии связано с признанием того, что все проявления психического в жизни индивида - а именно психические процессы как наиболее быстро протекающие реакции организма на окружаю­щую среду (ощущения, восприятие, воображение, память, мышление); пси­хические состояния как более устойчивые реакции организма (эмоциональ­ные состояния, тревожность); психические свойства как наиболее устой­чивые характеристики психической организации организма (направленность личности, темперамент, способности, характер) - имеют место и в про­цессе социального взаимодействия людей, хотя их содержание иное. От описания к анализу этого особого содержания, а также механизмов, соп­ровождающих эти явления - таков путь развития социальной психологии.

Социальное взаимодействие (общение) между людьми - основа появле­ния социально-психологических явлений. Можно выделить пять уровней такого взаимодействия, которые соответственно входят в сферу исследования со­циальной психологии.

1. Взаимодействие Я-Другой (или межличностное общение). Изучается влияние поведения одного участника взаимодействия на поведение друго­го, включая анализ условий и последствий этого влияния.

2. Группа - индивид. Изучается влияние социального окружения (в т. ч. группы) на поведение индивида.

3. Индивид - группа. Изучается влияние индивида на социальное ок­ружение ( в частности, на группу).

4. Группа - группа. Изучается межгрупповое взаимодействие, взаим­ное влияние групп.

5. Межкультурное взаимодействие.

Каждый из этих уровней порождает особые социально-психологические явления и социально-психологические механизмы взаимодействия.

В методических целях можно предложить следующую структуру соци­ально-психологических феноменов, возникающих в процессе социального взаимодействия:

а) социально-психологические механизмы общения - подражание, внуше­ние, заражение, убеждение, идентификация, самоутверждение.

б) возникающие в результате общения социально-психологические яв­ления, состояния, процессы - коллективные чувства, настроения, группо­вые мнения, впечатления, потребности, групповые ориентации, традиции, обычаи;

в) устойчивые психические особенности различных социальных групп (национальных, демографических, профессиональных), находящие выражение в установках, ценностных ориентациях, устойчивых социальных чувствах;

г) обусловленные ими психологические состояния индивида в группе, социально психологические механизмы контроля за его поведением (ожида­ния, санкции, ролевые предписания).

Социально-психологические явления могут носить динамичный харак­тер - взаимные оценки, претензии, симпатии, антипатии, недовольство; или статичный - стереотипы, привычки, установки группового сознания.

Так, на уровне межличностного общения формируются представления о Другом, возникают социальные чувства зависти, ревности, любви, дейс­твуют механизмы межличностного восприятия и межличностной аттракции.

Уровень " группа - индивид" рождает явления конформизма, групповой солидарности, сплоченности.

Уровень " индивид - группа" сопровождается появлением психологи­ческого феномена лидерства, влияния и власти.

Уровень межгруппового общения рождает явления дискриминации, групповой идентификации, внутригруппового фаворитизма.

Наконец, межкультурное взаимодействие связано с такими феномена­ми, как культурные стереотипы, национальный характер, этноцентризм, национальное самодовольство (чванство).

Итак, изучение личности, группы, организации или культуры в соци­ально-психологическом контексте выводит на первый план перечисленные выше явления и механизмы, черты личности, связанные с ее участием в групповой или социальной жизни (ответственность, авторитетность, ли­дерский потенциал и т. д. ).

Можно предложить следующее определение предмета социальной психологии:

Социальная психология - систематизированное изучение социальной психики и социального поведения: то, как мы воспринимаем других людей и ситуации, как мы реагируем на других и они на нас, как в целом социальные ситуации воздействуют на нас.

Рассматривая историческое становление социальной психологии, уместно отметить, что еще век назад она не существовала как самостоя­тельная дисциплина, а представляла собой часть философии. Сегодня в мире тысячи психологов занимаются изучением социального поведения, причем более 90% всех исследований приходится на последние 30-40 лет. Первый американский учебник по социальной психологии был написан Мак Дугаллом в 1908 г. и практически весь был посвящен анализу значения биологических инстинктов в социальной жизни. В нем были приведены ссылки на 150 ученых, 2/3 из которых не были психологами. Современные учебники по социальной психологии включают самые разнообразные вопро­сы, среди которых проблемы социального восприятия, атрибуции, стерео­типов, установок, групповые процессы и т. д.

Раскрывая второй вопрос, уместно начать с того, что социальная психология претендует на внесение принципов научного знания в объясне­ние социального поведения, тем самым стремится указать пределы так на­зываемого обыденного знания. От последнего социально-психологические теории отличаются по меньшей мере тремя моментами.

1) Социальные психологи стараются четко сформулировать, придать ясность своим теориям, тем самым сделать их доступными для широкой ау­дитории, а значит подвергнуть критической проверке, что в свою очередь помогает выявить их сильные и слабые стороны. Большинство же " нефор­мальных" теорий не нуждаются в критической проверке, и известны они лишь в кругу близких людей.

2) Социальные психологи стремятся к широким обобщениям, к тому, чтобы их выводы имели отношение к статистически значимому кругу обсто­ятельств. Большинство неформальных теорий скорее комментируют то, что происходит с нами, нашими друзьями, нашей семьей.

3) В социальной психологии принципиально важна логическая после­довательность выводов. Обыденное знание противоречиво. Так, в миро­воззрении одного человека могут сосуществовать, например, представление о том, что длительная разлука питает любовь, с верой в правоту поговорки " с глаз долой - из сердца вон". Подобные противоречия недопустимы в научной теории, а если они обнаруживаются, это становится поводом либо для пересмотра теории, либо для ее дальнейшего развития.

Необходимо обратить внимание на особенность социально-психологи­ческого знания в сравнении с естественными науками. В последних воз­можность предвидения, предсказания на основе полученных выводов явля­ется одним из критериев научности теории. В социальных науках такие претензии зачастую оказываются неоправданными. Это происходит по крайней мере по двум причинам: во-1, социальная жизнь изменчива, человеческие желания, верования, потребности меняются со временем, и мало оснований ожидать, что то, что мы наблюдаем сегодня, послужит адекватной основой для предсказаний будущего. Во-2, действует так называемый " эффект просвещения": люди, знакомые с теорией, могут изменить свое поведение под воздействием этого знания, тем самым теория не сможет выполнить прогнозирующую функцию. Например, если мы знаем из теории, что определенное поведение может привести к разводу, то мы можем попы­таться успешно применить это знание и сохранить семью. В психологичес­ки информированном обществе проверка теорий, о которых общество уже знает, не может быть свободна от этого знания. Вот почему теория явля­ется в лучшем случае барометром, указывающим на возможные факторы, ко­торые влияют на повседневную жизнь людей и привлекает внимание к воз­можным последствиям их действий. В этом ее польза. Вооруженные этими сведениями, люди могут лучше подготовить себя к будущему.

В современной социальной психологии разработано множество различ­ных идей, объясняющих социальное поведение. Это идейное разнообразие может быть систематизировано в соответствии с определенными теорети­ческими направлениями. Обычно выделяют 4 базовых теоретических пара­дигмы - бихевиоризм, когнитивизм, психоанализ, ролевая теория -, раз­работка которых связана, в частности, с именами таких выдающихся пси­хологов, как Джон Уотсон и Курт Левин, Зигмунд Фрейд и Джордж Мид.

Каждый из названных подходов выделяет ключевую детерминанту, оп­ределяющую социальное поведение: для бихевиоризма это внешние стимулы, для когнитивных теорий это внутренние психологические мотивации, для психоаналитического направления это неосознаваемые, вытесненные в под­сознание влечения, для ролевой парадигмы это структура ролевых предпи­саний.

Наряду с теоретической социальной психологией развиваются ее прикладные аспекты, содержание которых связано с исследованиями конк­ретных областей социальной практики: политики, экономики, рекламы, уп­равления и т. д., а также с осуществлением функций диагностики, консультирования, применения психотехнологий. Если цель теоретической со­циальной психологии - приращение знаний о закономерностях и механизмах возникновения и воспроизводства социально-психологических явлений, то цель прикладной социальной психологии - решение конкретных проблем конкретных социальных субъектов.

Различия в целях влекут за собой различия в концептуальном аппа­рате, методологии и процедурах, используемых в фундаментальных иссле­дованиях, с одной стороны, и в работе психологов-практиков, с другой. Концептуальный аппарат академической науки сложился для целей описания, объяснения, прогноза некоторых социально-психологических феноменов и для коммуникации внутри научного сообщества. Концептуальный аппарат практической социальной психологии предназначен в первую очередь для понимания проблем клиента и заказчика, для коммуникации с ними, а лишь потом - между профессионалами. Поэтому в лексике психолога-практика отсутствуют такие термины, как например, " испытуемый" или " респондент", он имеет дело с " заказчиком", " клиентом", общаясь с ними на близком и понятном им языке.

Не менее показательны отличия и в используемых методах. В академической социальной психологии это опрос, эксперимент, в практической - беседа, игра. Критерии на­дежности, валидности, репрезентативности, столь важные в эксперимен­тальных исследования и массовых опросах, не играют в практической со­циальной психологии особого значения. Здесь наиболее важно - работает инструмент или нет.

Если в академической науке предпринимаются значительные усилия для устранения эффекта интервьюера, эффекта экспериментатора (т. е. стремление к элиминации личности исследователя из метода), то в практической психологии личность психолога - неотъемлемая часть метода. Он не толь­ко обладатель знаний, но и носитель опыта, что позволяет ему быть полезным в решении проблем конкретной ситуации.

Практическая социальная психология по своей направленности явля­ется, скорее, не предметно-ориентированной, а проблемно-центрированной, т. е. направленной на поиск решения жизненных проблем. Мастерство психолога-практика - в умении посмотреть на " нерешаемую" проблему в таком свете, что она становится разрешимой наличными средствами. Поэтому он должен быть способен увидеть проблему одновременно под разными углами. Разумеется, практик становится настоящим профессионалом, если он рефлексирует собственную практику, прилагает к ее осмыслению специальные усилия. В противном случае возникает эффект " всадника без головы".

Обращаясь к третьему вопросу, следует сказать, что упорядочить методы сбора и обработки информации в социальной психологии можно сле­дующим образом:

1. Методы эмпирического исследования,

1) Наблюдение

2) Изучение документов

3) Опрос (интервью, анкетирование)

4) Специализированные СП методы: социометрия, экспертная или груп­повая оценка личности и др.

5) Тесты

6) Эксперимент.

2. Методы моделирования (ролевые игры, социальная инженерия)

3. Методы психической коррекции и регуляции - методы практической социальной психологии: психо- и социодрама, социально-психологические тренинги.

Большинство социально-психологических исследований относятся либо к корелляционным, либо к экспериментальным.

Корелляционные исследования, для проведения которых, как правило, используется метод наблюдения, иногда - метод систематического опроса, выявляют взаимосвязь между переменными, например, между уровнем обра­зования и размером дохода. Если изменения в одной постоянно вызывают изменение в другой, считается установленной такая связь. В отличие от экспериментального метода здесь не делается намеренная систематическая попытка варьировать один из факторов, для того, чтобы наблюдать его воздействие на другой. Как правило, имеет место наблюдение за естест­венно происходящими изменениями. Однако установление взаимосвязи между переменными редко демонстрирует, что является причиной, а что следс­твием. Если есть возможность, социальные психологи проводят экспери­менты, выявляющие причину и следствие.

Исследователь, использующий экспериментальный метод, начинает с прямой постановки цели: влияет ли данный фактор на интересующую его форму социального поведения. Для этого он проводит различие между на­личием или силой этого фактора и пытается определить изменения, произ­водимые этим фактором в поведении. Варьируемый фактор обозначается как независимая переменная, изучаемое поведение - зависимая переменная. Например, гипотеза, что высокая атмосферная температура усиливает аг­рессивность (так называемый " эффект долгого жаркого лета" ). Независимая переменная в этом исследовании - температура. Зависимая переменная - аг­рессивность. Мы должны сформировать несколько групп субъектов, которые будут подвергнуты воздействию температуры разного уровня. Договоримся, что агрессивность будем измерять числом высказываний по отношению к незнакомому человеку, которого представители групп встретят в лабора­тории. Если температура влияет на агрессивность, то мы ожидаем, что члены группы, работающие при температуре, напр., 40 градусов будут выс­казываться чаще, чем члены группы - при 30 градусах, а последние - чем члены группы при 20 градусах.

Обратим внимание на все более усиливающееся значение качественных методов в решении социально-психологических задач. В отличие от коли­чественных они носят нестандартизированный характер. Их применение связано с пониманием того, что люди наделяют окружающее значениями, которые влияют затем на мотивацию и поведение. Если рациональный выбор может быть выявлен в процессе структурированных опросников или стан­дартизированных интервью, то " символическое" отношение требует иного типа изучения.

Для изучения так называемых глубинных языков существует множество специальных методик. Гипотеза проективных методик состоит в том, что когда респондентов просят справиться с умышленно неопределенной ситуацией или задачей, они не могут не проецировать себя на ее конечный результат. К методикам такого рода относятся ассоциации, игра, аналогия, об­раз-ответ, завершение рисунка, завершение предложений, психологический рисунок, персонализация, психодрама, фокус-группы.

Рассматривая вопрос о методах в социальной психологии, необходимо остановиться на этических проблемах социально-психологического иссле­дования. Они связаны прежде всего с природой эксперимента. Иногда экс­периментальное воздействие - безвредное, возможно даже приятное, пере­живание, на которое люди дают свое согласие. Однако исследователи осознают, что балансируют на грани безобидного и безнравственного. Так, использование обмана - необходимый инструмент в социальной психологии, в противном случае не будет достигнут экспериментальный реализм. Вопрос: оправдывает ли цель средства?

Поиск решения этой проблемы связан отчасти с развитием такой тех­ники исследования, как ролевая игра. При этом подходе участники обладают полной информацией относительно целей и методов изучаемой проблемы до ее начала. Однако в процессе выполнения поставленной задачи участники настолько вовлечены в игру, что забывают (по крайней мере временно) о целях исследования. В результате становится возможным изучение их поведения. Впрочем не все задачи социальной психологии столь увлекательны, что можно забыть о целях изучения.

Этические принципы, разработанные Американской психологической ассоциацией и Британским психологическим обществом, требуют от исследо­вателей:

- достаточно полно информировать потенциальных участников экспе­римента относительно возможного риска, с которым они могут столкнуться во время эксперимента, для того, чтобы получить согласие осведомленно­го испытуемого;

- взвешивать потенциальную пользу и вред эксперимента для его участников;

- использовать обман только в том случае, если он оправдан значи­мой целью и если нет альтернативы;

- после завершения эксперимента рассказывать о его целях и структу­ре, прогнозируемых результатах, необходимости во временном обмане, не исключая использования обманных слов и действий, о вкладе исследования в научное знание. Исключение из этого правила - случаи, когда обратная связь расстроит людей, скажем, если люди осознают, что были глупы или жестоки.

Выводы:

1. Социальная психология - это научное исследование отношений индивидов друг к другу, в группах и в обществе. Социально-психологические процессы, свойства и состояния, возникающие в результате социального взаимодействия, составляют содержание этой отрасли психологического знания.

2. В современной социальной психологии имеется множество точек зрения на природу социального поведения. К базовым теоретическим нап­равлениям, как правило, относят бихевиоризм, когнитивизм, психоанализ, ролевую теорию. Каждый из названных подходов выделяет ключевую детер­минанту, определяющую социальное поведение.

3. Наряду с теоретической социальной психологией развиваются ее прикладные аспекты. Если цель теории - приращение знаний о закономер­ностях и механизмах возникновения и воспроизводства социально-психоло­гических явлений, то цель прикладной социальной психологии - решение конкретных проблем конкретных социальных субъектов. Вместе с тем хотя тео­ретическая и прикладная социальная психология - относительно самостоя­тельные области, но все же одной научной дисциплины. Утрата взаимо­действия между ними или недооценка достижений той или другой стороны наносит непоправимый ущерб всему зданию социальной психологии.

4. При проведении исследований социальные психологии используют систему различных методов, среди которых наиболее распространенными являются экспериментальный и корелляционный. В последние годы усиливается интерес к качественным методам, включающим разнообразные проек­тивные методики.

5. Проведение экспериментов в социальной психологи ставит ряд серьезных этических проблем. Для смягчения нежелательных последствий эксперимента для испытуемых исследователи должны следовать этическим правилам: получать согласие от испытуемых, следовать принципу " не нав­реди", после завершения эксперимента полностью раскрывать любой вре­менный обман.

 

Лекция 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...