Альтруизм
Цель данной лекции рассмотреть мотив альтруизма как обладающий огромным нравственным потенциалом в мире людей; условия, способствующие альтруистическому поведению; социально-психологические факторы, влияющие как на тех, кто оказывает помощь, так и на тех, кто ее принимает.
Основные вопросы: 1. Определение альтруизма. 2. Позиция оказывающего помощь: а) оценка выгод и потерь; б) оценка значимости реципиента; в) социальный контекст 3. Позиция принимающего помощь: а) помощь как манипуляция; б) помощь как угроза самоуважению; в) помощь как обязательство.
Основная литература Майерс Д. Социальная психология /Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1996. Субботский Е. В. Исследование проблем взаимопощи и альтруизма в зарубежной психологии // Вопросы психологии, 1977, № 1. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1. М., 1986.
Рассматривая в первом вопросе определение альтруизма, следует отметить, что наличие элементов альтруизма, бескорыстия в поведении человека ставят серьезные проблемы перед такими теоретическими направлениями в психологии, как психоанализ и бихевиоризм, объяснительная сила которых основана на априорном признании корыстности человеческой природы. Так, психоанализ ищет стоящие за альтруистичным поведением вытесненные влечения, согласно же фундаментальному для теории научения гедонистическому принципу, помогающий всегда должен иметь позитивный баланс подкрепления. Тот факт, что помогающий часто причиняет своим действием ущерб себе лично, причем предвидя этот ущерб заранее, от помощи не отказывается, теория научения воспринимает как " парадокс альтруизма". В области изучения альтруизма сложилось весьма своеобразное положение. С одной стороны, о ситуационных детерминантах альтруистических действий сегодня известно больше, чем о ситуационной мотивации большинства других видов деятельности. С другой, о личностных переменных, предрасполагающих к оказанию помощи, пока можно лишь догадываться, не говоря уже о разработке методики измерения мотива помощи.
Альтруизм - это действие, направленное на оказание помощи другим людям без ожидания внешнего вознаграждения. Для определения действия как альтруистичного недостаточно лишь описания поведения, необходимо понять цель и намерения субъекта, т. е. его мотивации, а также его восприятие и объяснение положения человека, нуждающегося в помощи. Решающей характеристикой является то, что такая помощь в меньшей степени ведет к собственному благополучию и в большей степени ориентирована на пользу другому. Поэтому внешне одинаковые акты помощи могут быть в одном случае альтруистичными, а в другом побуждаться, напр., мотивом власти в надежде поставить другого человека в зависимое положение. Кроме того, чтобы считаться альтруистичным, действие должно быть намеренным, т. е. наши действия в ситуации, когда мы выручили кого-то, случайно спугнув грабителя, еще не могут считаться альтруистичными. Мотивация исключительно альтруистическими соображениями не является доминирующей в проявлении разного рода просоциальных действий. Исследователи выделяют 5 отличных друг от друга мотиваций просоциального поведения: 1) ожидаемая субъектом прямая польза от оказания помощи и затрат на нее; 2) опосредованная польза от оказываемой помощи, т. е. приобретение субъектом возможности (благодаря оказанной помощи) реализации других мотивов, направленных на достижение своего собственного блага; 3) оценка действий со стороны других людей, т. е. привлекательность мнений о поступке значимых для субъекта людей или общественного мнения в целом.
Перечисленные мотивации, в случае если они играют решающую роль, носят внешний характер, являются корыстными, а не альтруистическими в собственном смысле слова. 4) мотивация, связанная с самооценкой соблюдения внутренне принятых человеком норм - действие в этом случае вызывается привлекательностью определенных предвосхищаемых эмоциональных состояний: либо это удовлетворенность от соблюдения значимых для личности ценностей, радость от исполнения хорошего дела; либо стремление не испытывать чувство стыда или вины за несоблюдение норм, которые человек считает для себя внутренне обязательными; 5) эмоциональное сопереживание внутреннего состояния нуждающегося в помощи человека; переживание облегчения, освобождения от тягостных ощущений, ослабления боли. Два последних вида мотивации являются бескорыстными, следовательно, подлинно альтруистичными. Таким образом, к альтруистическим действиям могут быть отнесены такие, в которых отсутствует явно выраженное ожидание внешнего вознаграждения или личной выгоды, в то же время они могут стимулироваться удовлетворением каких-либо внутренних потребностей личности, или стремлением избежать эмпатической боли и т. д. Рассматривая во втором вопросе факторы, побуждающие человека оказывать помощь, следует отметить следующие: а) Перед тем, как оказать помощь, люди, как правило, производят оценку своих возможностей, они взвешивают выгоды и потери, которые может повлечь за собой акт помощи. Повторим: речь идет не о материальных или социальных выгодах, но об определенных психологических состояниях, которые могут рассматриваться как желательные или нежелательные. К их числу можно отнести получение удовольствия, избегание боли, что связано с человеческой способностью к эмпатии: видеть чье-либо несчастье эмоционально болезненно для большинства людей. Интерес представляет влияние чувства вины на альтруистические поступки. С этой точки зрения альтруизм рассматривается как стремление путем бескорыстного поступка редуцировать присущее человеку чувство вины перед другими. Люди, испытывающие вину за плохое действие, обычно хотят " сделать это хорошо" снова, хотят продемонстрировать себе и другим, что они " не плохие". Помощь другим выполняет обе эти функции.
На решение об оказании помощи, могут оказать влияние и ситуационные факторы, например, наличие или отсутствие времени; хорошая погода; успокаивающая музыка; хорошее настроение, вызванное самыми различными причинами. б) Люди не только оценивают свои возможности перед тем, как прийти на помощь, но и изучают особенности потенциального реципиента. Они задаются вопросами, действительно ли другой нуждается в помощи и, что более интересно, заслуживает ли другой помощи? Убеждение, что люди ответственны за свое несчастье, может противодействовать желанию им помочь. Если вспомнить о каузальной атрибуции, то оказывается, что если люди приписывают причину несчастья самому человеку, они с меньшей вероятностью придут на помощь, чем в случае если они припишут причину обстоятельствам, независимым от данного человека. Часто люди не только оценивают, заслуживает ли другой помощи, но и оценивают его привлекательность, скорее помогут тем, кого считают привлекательным. в) Перед тем как прийти на помощь, люди оценивают и социальный контекст. Социальные действия редко происходят только между оказывающим помощь и жертвой, они происходят в социальной и природной среде, и эта среда может оказать серьезное воздействие на готовность прийти на помощь. Трагический пример такого воздействия связан с событием, произошедшем в 1964 в Нью-Йорк Сити. На молодую женщину по имени Китти Геновезе напали около ее дома. Она звала на помощь, и хотя 38 соседей подошли к своим окнам, ни один не пришел на помощь и никто не вызвал полицию. Убийство стало сенсацией, пресса была наполнена возмущениями, как люди могли быть столь индифферентны к судьбе другого человека. Однако расследование показало, что далеко не все были индифферентны: соседи Геновезе наблюдали за происходящим как парализованные, не в силах ни действовать, ни отвернуться.
Серьезную попытку объяснить психологическую природу произошедшего предприняли Б. Латане и Д. Дарли. Они выступили против обвинения соседей Геновезе в жестокости и предположили, что большинство людей действовало бы в подобной ситуации так же: их бездействие было тесно связано с типичными вопросами о социальном окружении, к-рые люди задают себе, когда сталкиваются с ситуацией, в к-рой требуется помощь. Дарли и Латане выделили три ситуационных фактора, объясняющие поведение наблюдателей в подобной ситуации. 1. Страх и смущение перед неверным истолкованием ситуации. Определить, когда требуется помощь, иногда трудно. Неверная интерпретация ситуации может вызвать смех других. В присутствии людей стремление избежать нелепого положения оказывается достаточно сильным. 2. Тормозящее влияние группы. Будучи не один, человек при оцениваниии ситуации использует реакции окружающих. В то же время, в соответствии с первым фактором, каждый из присутствующих сдерживает свою реакцию, чтобы ее чрезмерная сила или поспешность не поставили его в неловкое положение. Тем самым члены группы могут оказать тормозящее воздействие друг на друга тем, что сохраняют внешнее хладнокровие. Если человек видит других, наблюдающих за происходящим и не оказывающих помощь, он может заключить, что ситуация не является критической и что помощь не нужна или небезопасна. В результате члены целой группы могут взаимно обманываться видимым безразличием других, тем самым преуменьшая реальную опасность. 3. Диффузия ответственности. Чем больше наблюдателей присутствует, тем меньшую персональную ответственность за помощь испытывает человек. Каждый может считать, что тот, кто призван оказать помощь, - доктор, полицейский, друг или родственник жертва - могут быть среди наблюдателей. Это снижает чувство личной ответственности и позволяет наблюдателю покинуть место действия, не чувствуя вины. Дарли и Латане утверждают, что наблюдатели в наименьшей степени будут вмешиваться, если действуют все три фактора. При определенных условиях присутствие других все же не мешает прийти на помощь. К этим условиям можно отнести 1) однозначность в определении ситуации; 2) возможность коммуникации в группе: если наблюдатели общаются друг с другом, могут обсуждать происходящее, видят невербальную реакцию друг друга, то помощь будет оказана с большей вероятностью; 3) групповая сплоченность: если группа состоит из друзей, тормозящее влияние резко уменьшается, более того, в противовес " диффузии ответственности" имеет место " кумуляция ответственности". Чем более сплоченной является группа, тем больше вероятности, что нуждающийся получит помощь от ее членов.
Таким образом, чтобы прийти на помощь, наблюдатель должен вначале заметить, что что-то случилось, затем интерпретировать это как критическую ситуацию и, оценив свои возможности и особенности нуждающегося в помощи, решить, что он несет личную ответственность за то, что происходит. Присутствие других может усложнить этот процесс: присутствие посторонних может препятствовать определению данной ситуации как критической, может уменьшить чувство личной ответственности, разделив его со многими. Переходя к третьему вопросу, важно обратить внимание на то, что для верного понимания причин оказания помощи или отказе в ней, нужно рассмотреть и позицию получающей стороны. Позиция реципиента часто бывает затруднительной. Рассмотрим три возможных причины такого затруднения. а) Помощь как манипуляция. Если реципиент рассматривает помощь как манипуляцию, т. е. воспринимает ее как способ поставить его в зависимость или добиться каких-то иных целей, то она либо вовсе не принимается, либо, если принимается, то получатель испытывает ненависть в отношении донора в большей мере, чем благодарность, не чувствует никаких обязательств по отношении к нему. б) Помощь как угроза самоуважению. За просьбой о помощи часто скрывается признание, что просящий перестал быть самодостаточным и что другие - выше его в каких-то отношениях. Тем самым у реципиента снижается чувство самоуважения, что в свою очередь может рождать сильное негодование в случае предложения о помощи. На восприятие помощи как угрозы для самоуважения могут повлиять многие факторы. Так, часто помощь от людей, сходных по каким-либо признакам (уровню образования, социальному статусу и т. п. ) может восприниматься более негативно. Такая помощь предполагает признание недостатка способностей у реципиента. Также помощь от друзей в ряде случаев больше задевает чувство достоинства, чем помощь от посторонних. в) Помощь как обязательство. Чувство морального обязательства ответить взаимной помощью на помощь оказанную получило название " напряжение обязательством" (Хоманс, 1974). Многие уверены, что ощущение такого напряжения возникает у реципиента всякий раз, когда кто-то оказывает ему помощь. Это некомфортное состояние может вызывать чувство долгового обязательства. И если отсутствует возможность возврата такого " долга", то очень часто люди не желают принимать помощь, меньше обращаются за ней, могут испытывать даже враждебность к предложившему помощь, с большей вероятностью разрывают отношения с оказавшим помощь и с меньшей вероятностью будут искать будущих встреч с ним. Выводы: 1. Альтруизм - это действие, направленное на оказание помощи другим людям без ожидания внешнего вознаграждения. Подлинно альтруистическая мотивация не так часто лежит в основе просоциального поведения, поскольку ее существенной характеристикой является намеренное бескорыстие и самоотверженность, на что не всегда люди могут пойти. 2. На человека, оказывающего помощь, влияют: а) его оценка выгод и потерь, получаемых в результате альтруистического поступка; б) оценка им жертвы - т. е. заслуживает ли, по его мнению, нуждающийся того, чтобы ему оказали помощь, или он ответственен за свои несчастья, следовательно, получил то, что заслужил; в) поведение людей, присутствующих в ситуации, где требуется помощь. 3. Важным условием, определяющим, состоится ли альтруистическое действие, является и восприятие ситуации самим нуждающимся в помощи. Если помощь рассматривается им как манипуляция, как унижение его личного достоинства, или как накладывающая на него непосильные взаимные обязательства, он может отказаться от нее или переживать дискомфортное состояние.
Лекция 5.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|