Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления в социальной психологии: бихевиоризм, когнитивизм, ролевая теория, психоанализ.




Основная цель данной лекции - изложить важнейшие принципы и кон­цептуальные модели наиболее известных и широко используемых в совре­менной социальной психологии теоретических направлений.

 

Основная литература

Андреева Г. М. Социальная психология. Уч. для вузов. М., 1994.

История зарубежной психологии (30-60-е гг. ХХ в. ). Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

Современная зарубежная социальная психология. Тексты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии (Хрестоматия с комментариями по курсу " Введение в психологию" ). М.: Наука, 1994.

Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследова­ния. / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979.

Хрестоматия по истории психологии. (нач. 10-х годов- середина 30-х годов ХХ в. ). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследо­вания и применение). - СПб: Питер Пресс, 1997.

Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАН; КСП+; Академический Проект, 1999. - 448 с.

 

БИХЕВИОРИЗМ

Основные вопросы:

1. Основные принципы бихевиористской парадигмы.

2. Теории социального научения:

- реактивное (респондентное) научение

- оперантное научение

- научение на основе имитации и идентификации.

3. Теории социального обмена.

 

Начиная рассмотрение первого вопроса, следует упомянуть, что би­хевиористское направление занимало доминирующие позиции в социальной психологии с 20-х по 50-е гг. XX в.

Основная предпосылка бихевиоризма: человеческое поведение управ­ляется внешними событиями, факторами, стимулами.

Классические опыты И. Павлова по формированию условного рефлекса у собак - одна из первых впечатляющих демонстраций этого направления: если исследователь манипулирует внешними стимулами систематически, со­баки вырабатывают новые типы реакций.

Основоположник бихевиоризма американский психолог Джон Уотсон сформулировал следующие принципы и задачи:

- основным предметом психологии является поведение человека от рождения до смерти;

- поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наб­людает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, воображением, волей, постольку эти термины могут быть исключены из описания деятельности человека;

- наблюдения над поведением могут быть представлены в форме сти­мулов (С) и реакций (Р). Простая схема С - Р вполне пригодна в данном случае. Задача психологии поведения является разрешенной в том случае, если известны стимул и вызванные им реакции. Когда явления поведения точно сформулированы в терминах стимулов и реакций, бихевиорист получает возможность предсказывать эти явления и руководить ими - два су­щественных момента, которых требует всякая наука;

- все сложнейшие человеческие реакции могут быть выведены из простейших врожденных, сформированных с помощью механизма обусловлива­ния, т. е. путем формирования условного рефлекса на основе подкрепления, понимаемого как положительные или отрицательные последствия, сле­дующие за выполнением определенного поведенческого акта.

- в основе механизма управления поведением может лежать механизм размыкания условных связей. Подобными приемами излечивают многие нерв­но-психические расстройства, например, истерики, различные страхи, по­ловые извращения, в основе этого - обусловливание и размыкание услов­ных связей. Например, больного просят вообразить ситуацию, которая вы­зывает страх, затем другую - успокаивающую и т. д. Происходит торможение страха за счет размыкания связи между ним и вызвавшим его объектом.

Бихевиористская парадигма стимулировала развитие исследований в социальной психологии. Изучение проблем изменения установки, положи­тельного социального действия, конформизма и подчинения обязаны бихе­виоризму. Особенно он оказался полезен для изучения событий, связанных с человеческими действиями. Люди часто уверены, что желают что-то только потому, что им этого хочется. Однако выясняется, что то, что " мне хочется" может зависеть от определенных ситуаций. Бихевиоризм доказывает, что улучшение понимания последствий ситуации может улучшить чувствительность к их влиянию.

Наибольшую популярность среди социально-психологических теорий, следующих бихевиористской парадигме, получили теории социального нау­чения и теории социального обмена.

Во втором вопросе рассматриваются ключевые положения теорий нау­чения.

Научение - это систематическая модификация поведения при повторении одинаковой ситуации, т. е. принципиально связанная с наличием прошлого опыта.

Можно выделить следующие три характерных для этих теорий уста­новки:

1) Причины поведения лежат в прошлой биографии индивида, а не в происходящей ситуации. Текущее поведение всегда оформлено прошлым опытом, прежним обучением. В каждой данной ситуации человек обучается оп­ределенному поведению, которое, спустя какое-то время может стать при­вычным. Столкнувшись с похожей ситуацией, человек стремится вести себя известным для него образом.

2) Основное внимание - внешнему окружению, а не индивидуальной субъективной интерпретации того, что случилось. Анализируются либо внешние обстоятельства, ассоциирующиеся со стимулом, либо прежние подкрепления, либо ролевые модели, к которым индивид привык.

3) Как правило эти теории объясняют явное поведение, а не психоло­гические или субъективные состояния.

В работах психологов выделены и наиболее полно исследованы три наиболее общих механизма научения.

1. Реактивное, или респондентное, научение, опирающееся на выра­ботку условного рефлекса на основе ассоциативных связей. Подобно тому, как можно выработать рефлекторное выделение слюны у собаки на свет или на звонок, даже при отсутствии пищи, так и у человека можно выработать, например, реакцию отвращения при восприятии слова " фашист" или " власть".

2. Инструментальное, или оперантное, научение, основанное на зак­реплении необходимого поведения с помощью поддержки или подкрепления. Люди научаются действовать определенным образом потому, что за этим следует что-то приятное или избегают неприятного

3. Научение на основе наблюдения или имитации. Люди часто обуча­ются взглядам и действиям, просто наблюдая за моделью. Имитация может иметь место и без внешнего подкрепления.

В основе изучения респондентного поведения лежат классические эксперименты И. П. Павлова. Уотсон и Рейнер начали изучать основные про­цессы классического обусловливания на людях. ( Эксперимент У. и Р. по обусловливанию реакции страха у 11-месячного мальчика, известного в анналах психологии под именем Маленький Альберт).

Концепция оперантного научения связана с именем Б. Скиннера. Скиннер принадлежит к так называемому радикальному бихевиоризму. Он отрицал представления о том, что люди автономны и их поведение определено предполагаемым существованием внутренних факторов (напр., неосознанных импульсов, архетипов, черт личности), утверждая, что почти всецело поведение человека непосредственно обусловлено возможностью подкрепления из окружающей среды.

Вместе с тем он полагал, что реакции животного и человека бывают не только безусловно-рефлекторными или условно-рефлекторными, но и про­извольными, случайными. Следовательно, в целом поведение животных и человека нельзя объяснять в терминах классического обусловливания. Скиннер делал акцент на поведении, не связанном с какими-либо известными стимулами. Этот тип поведения предполагает, что организм активно воздействует на окружение с целью изменить события каким-то образом. Подобное поведение получило название оперантного (т. е. вызванного оперантным научением). Оно определяется событиями, которые следуют за реакцией, т. е. за определенным действием следует другое. Если последствия благоприятны для организма, тогда вероятность повторения операнта в будущем усиливается, и напротив, если последствия не бла­гоприятны и не подкреплены, тогда вероятность получить оперант умень­шается. Скиннер полагал, что оперантное поведение контролируется нега­тивными последствиями, которые ослабляют поведение, по­рождающее их, и усиливают поведение, устраняющее их.

Практическое применение идеи Скиннера получили в разработке программированного обучения, суть которого в том, чтобы разбивать информацию на мельчайшие единицы и заучивать их при соответствующей сис­теме контроля (подкреплении), например, указывая правильные ответы.

Большинство социальных психологов этого направления относятся к более мягкой форме бихевиоризма - так называемому необихевиоризму. Они полага­ют, что такие психологические процессы, как мышление, мотивация, чувс­тва необходимо принимать во внимание. Внешние события оказывают воз­действие на психологические состояния, которые затем вызывают соот­ветствующее поведение. Тем самым они вводят промежуточную детерминанту: Стимул - психическое состояние, образ, план - Реакция. Поощрения или наказания воздействуют на установки личности или чувства, а последние влияют на человеческие действия.

Теория научения, предложенная А. Бандурой, в качестве источника новых реакций рассматривает моделирование или имитацию. При этом в ка­честве различных форм научения, основанного на наблюдении за моделью, были выделены собственно имитация, идентификация и ролевое обучение.

Отличие идентификации от имитации - в том, что в первом случае имеет место предпочтение одной модели другой.

Многое из того, что известно о моделировании, тесно связано с изучением социализации. Хотя родители и являются первыми и наиболее значимыми моделями для ребенка, по мере развития он использует многочисленные иные возможности моделирования, объектами подражания и иден­тификации могут выступать братья и сестры, другие родственники, друзья, соседи, учителя, художественные тексты и т. д.

Большинство речевых и коммуникативных курсов используют как жи­вые, так и символические модели обучения коммуникационным навыкам. Например, студенты наблюдают, как их товарищ произносит речь, с последующим обсуждением этого выступления, или смотрят видеозаписи выступлений ораторов и оценивают их в классе.

Третий вопрос посвящен рассмотрению теорий социального обмена.

Теории обмена исходят из следующих предпосылок:

1) человеческое поведение мотивировано прежде всего удовольствием и страданием;

2) действия других людей являются основным источником удовольст­вия и страдания;

3) действия других можно использовать для того, чтобы увеличить получаемое от них удовольствие;

4) люди стремятся получить максимум удовольствия при минимуме затрат.

Обмен - это передача чего-либо от одного лица другому в ответ на что-то еще. Между людьми осуществляется множество обменов - экономи­ческих и социальных.

Обмен предполагает наличие ресурсов. Ресурсы это любой продукт - материальный или символический, который может быть передан в процессе межличностного взаимодействия. Принято выделять 6 типов ресурсов: любовь, статус, услуги, товары, информацию и деньги. Очевидно, что разные типы ресурсов предполагают разные правила обмена. Так, любовь и деньги представляют два принципиально различных типа обменов. Во-1, различны условия протекания обмена. Человек, обменивающий деньги, имеет их меньше после того, как отдал. Человек, обменивающий любовь, может приобрести любовь другого после первичного обмена. Деньги легче обменять, потребность в любви трудно выразить. Обмен деньгами не требует непосредственного взаимодействия; чтобы обменяться чувством, необходимо присутствие партнера. Наконец, деньги могут быть обменены на более разнообразные ресурсы, чем любовь. Во-2, среда может помогать или сдерживать обмены любовью или деньгами.

Обычно для обмена любовью требуется время, период предварительного знакомства, поскольку между людьми должно возникнуть доверие, этот ресурс скорее будет отдан другу, чем постороннему. Прежняя история отно­шений, также как и будущие перспективы - необходимое условие для обмена любовью. Обмен деньгами не требует длительного предварительного пе­риода или взаимного доверия. Как друзья, так и посторонние легко делают этот обмен. Обмен любовью, вероятно, будет иметь место с немногими людьми, тогда как обмен деньгами - с огромным количеством людей.

Различие между ресурсами проявляется и в различной возможности их накопления. Так, объем накопленной человеком информации менее доступен наблюдению, чем объем накопленных денег.

Другие важнейшие понятия теории обмена - вознаграждения и затраты. Люди предпочитают одни ресурсы другим. Предпочитаемые, желаемые ресурсы воспринимаются как вознаграждения. Тибо и Келли определяют вознаграждения, как " все, что приносит людям удовольствие и удовлетво­ренность". Согласно последователям теории социального обмена, вознаг­раждения выступают положительным подкреплением и увеличивают вероят­ность поведения, которое ассоциируется с этим подкреплением. Разумеется, не все вознаграждения имеют равную ценность. Чем больше у человека накопленный ресурс, тем менее ценным он становится для него. Выделяют несколько типов социальных вознаграждений: привлекательность для других людей, социальное принятие, социальное одобрение и признание, инструментальные услуги, уважение/престиж и уступчивость/власть. Перечисленные типы вознаграждений также отличаются по своим характеристикам. Например, значение таких видов, как личная привлекательность, социальное одобрение чьего-либо мнения и признание чьих-либо достоинств увеличивается, если они проявляются спонтанно. Другие виды вознаграждений - принятие в группе, инструментальные услуги, подчинение - скорее, предмет переговоров, специального обсуждение, чем спонтанного поведения.

Утрата желаемого ресурса или неполучение его определяется как затраты. Среди видов затрат обычно выделяют следующие: 1) вложенные (вкладываемые) затраты - время и усилия, затраченные человеком для приобретения ре­сурса. Так, человек может вложить значительное количество денег и вре­мени для получения диплома об образовании с целью получения такого ре­сурса, как информация; 2) Прямые затраты - те ресурсы, которые отдают­ся по условиям обмена (деньги - за что-то другое). К их числу может быть отнесена скука, неодобрение, непонимание, потерянное время; 3) случайные (предваряющие) затраты - вложение ресурсов в ожидании воз­можных будущих вознаграждений.

Движущая сила социального обмена - эгоизм и корысть. Корыстный интерес определяется как стремление получить желаемые ресурсы от дру­гих. Одни люди стремятся к выгодному обмену при максимальной для себя выгоде и минимальных затратах, не считаясь с интересами других. Для других характерно стремление к честному обмену, когда делается попытка взаимного учета интересов сторон. В принципе люди, если у них есть возможность, стремятся уходить от неравных отношений.

Одна из наиболее известных теорий социального обмена - оперантная психология Д. Хоманса. Уже ее название указывает на принципиальную близость идеям Б. Скиннера. Действительно, Хоманс анализирует человеческое поведение, используя принципы оперантного обусловливания: люди повторяют поведение, за которое они получили вознаграждение, и не повторяют поведение, за которое были наказаны.

Согласно Хомансу, социальное поведение представляет собой обмен ценностями, как материальными, так и нематериальными, напр., знаками престижа или одобрения. Люди, которые многое дают другим, стараются получить многое и от них. Такой процесс обеспечивает равновесие или баланс между обменами.

Можно выделить 5 основных положений его теории ( сформулированы в его книге " Социальное поведение: его элементарные формы" (1961, 1974)).

1. Чем чаще вознаграждается человеческий поступок, тем больше ве­роятность того, что человек будет его повторять.

2. Если в прошлом имел место стимул или набор стимулов, вызвавших поведение, которое получило вознаграждение, тем вероятнее, что при по­явлении подобных стимулов в настоящем человек осуществит сходное дейс­твие.

3. Чем важнее для человека результат его действия, тем большая вероятность того, что он обратится к этому действию.

4. Чем чаще в прошлом человек получал конкретное вознаграждение, тем менее ценным оно становится для него.

5. Если человек не получает ожидаемое вознаграждение или получает неожиданное наказание, он вероятнее всего придет в ярость и будет действовать агрессивно, результат же данного действия становится для него более значимым. Если человек получает награду, которую ожидал, особенно если эта награда больше той, которую он ожидал, или не получает наказания, которое ожидал, это вызывает положительные эмоции, результат же такого поведения становится более ценным для него.

Теория взаимозависимости Тибо и Келли. Два концептуальных принципа этой теории - снижение мотивации и игровые принципы. Подобно Хомансу, они считают, что люди стремятся к подкреплениям, вознаграждениям. Поведение стимулируется внутренней потребностью. Снижение этой потреб­ности вызывает удовлетворение, и стимулы, ассоциирующиеся с этим сни­жением потребности, способны сами вызывать удовлетворение и потому становятся видом вознаграждения. Тем самым социальный обмен - это про­цесс, в ходе которого люди обмениваются взаимными ресурсами, которые снижают мотивацию или удовлетворяют потребности друг друга. Одна из наиболее интересных частей их теории связана с анализом оценки отношений. Согласно этой модели, мы активно ищем положительных результатов от других и постоянно сравниваем результаты, которые другие люди получают от нас. Оценка отношений предполагает сравнение результатов этих отношений, исходя из 2-х стандартов: Уровня сравнения и Уровня сравнения для альтернатив. УС - стандарт, по которому участники оценивают привлекательность своих взаимоотношений или то, насколько они удовлетворительны в данный момент. УС для альтерн. - самый низкий уровень результатов, который примет партнер в свете имеющихся альтер­натив в других отношениях. Если результаты опустятся ниже УС для альтерн., партнер разорвет отношения.

 

КОГНИТИВИЗМ

Основные вопросы:

1. Основные принципы когнитивизма в социальной психологии.

2. Теория поля К. Левина.

3. Теория каузальной атрибуции.

 

Основная идея когнитивного подхода в социальной психологии - че­ловеческое поведение зависит от способа, которым человек воспринимает социальную ситуацию. Независимо от того, насколько хаотична или проти­воречива ситуация, люди привносят в нее определенный порядок. Эти ког­нитивные схемы, организующие восприятие и интерпретацию социального мира человеком, влияют на то, как он ведет себя в социальной ситуации.

Если в бихевиоризме основное внимание исследователей уделяется взаимосвязи между стимулами и реакциями, а допускаемое в необихевио­ризме наличие опосредующего звена в виде планов или образов все же остается как бы " черным ящиком", то в когнитивном направлении этот " черный ящик" становится центральным предметом анализа. То есть про­цессы восприятия, интерпретации, запоминания, формирования образов и их последующее влияние на поведение человека становятся в центре вни­мания ученых. При этом поведение понимается как направленная актив­ность; источником же активности и направленности поведения является мотивация. Общим моментом для теорий когнитивистской ориентации явля­ется, таким образом, то, что они наделяют живое существо предвидением, способностью руководствоваться в своем поведении предвосхищаемой целью. Понятие " цель" играет центральную роль в объяснении поведения. Согласно этим теориям, наличное положение дел должно быть преобразова­но в некоторое будущее целевое состояние.

Если для бихевиоризма основным вопросом является вопрос " как" - как проявляется, в какой форме осуществляется поведение, то для когни­тивизма основной вопрос " почему": почему человек действует именно так.

На когнитивное направление в социальной психологии решающее влияние оказали идеи знаменитых создателей гештальтпсихологии М. Вертгеймера, В. Келлера и К. Коффки, работавших в Германии в 30-х г. ХХ в. и исс­ледовавших, как внутренние психические процессы влияют на организацию и упорядоченное восприятие внешнего мира. Основная идея гештальтпсихологии - люди воспринимают ситуации или события не как состоящие из дискретных элементов, но скорее как " динамичное целое", ситуация как целое - больше, чем сумма частей, из которых она состоит.

Согласно гештальтпсихологии, люди спонтанно группируют и катего­ризируют объекты. Мы группируем объекты в соответствии с несколькими очень простыми принципами, такими как сходство, пространственная бли­зость или прошлый опыт.

Далее, в соответствии с гештальтпсихологией, при непосредственном восприятии мы выделяем одни вещи (" фигуры" ) в сравнении с другими (" фон" ). Обычно мы воспринимаем яркое, движущееся, шумное, уникальное, непосредственно воздействующее в качестве фигуры, а спокойное, однооб­разное, неподвижное, привычное, не связанное с непосредственным воз­действием как фон.

Эти два принципа - спонтанное группирование или категоризация воспринимаемых вещей и акцент при восприятии на " фигуры" - являются основными не только при нашем восприятии вещей, но и при восприятии социального мира.

Переходя ко второму вопросу, следует отметить, что работы К. Леви­на (1890-1947) оказали наибольшее влияние на утверждение когнитивной ориентации в социальной психологии. Многие психологи считают Левина отцом современной социальной психологии. Он был первый социальный пси­холог, предложивший общую теорию социального поведения человека, ис­пользуя при этом идею " гештальта".

От теорий научения левиновская теория отличается следующим:

1) Анализ должен исходить из общей ситуации, в объяснение включа­ется более широкий круг явлений, чем объединения отдельных элементов, типа раздражителей и реакций.

2) Ситуацию следует реконструировать так, как она представляется субъекту. Это означает, что объяснение должно быть психологичным, т. е. к основным причинам поведения относятся не раздражители, как их опре­деляет бихевиорист, а воспринимаемые субъектом особенности окружения, которые и предоставляют ему различные возможности для действия.

3) Простых связей в смысле ассоциации " стимул-реакция" для объяс­нения поведения недостаточно. В основе всякого поведения лежат силы. Сами предметы окружающей среды становятся мотивами в силу того, что индивид испытывает в них потребность. Поле поведения приобретает дина­мический характер. Поведение - функция психического поля как системы, которая находится под напряжением, возникающим, когда нарушается рав­новесие между индивидом и средой. Напряжение порождает любые изменения (" локомации" ), происходящие с субъектом. (напр., так наз. " полевое по­ведение". )

Таким образом, центральная идея его " теории поля" состояла в том, что психологические представления людей об их мире являются первичными детерминантами их действий, протекание действий целиком сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля. Под влиянием теоретической физики он предположил, что психологический мир может рассматриваться как энергетическое поле. Он назвал это поле " жизненным пространством". Это жизненное пространство составлено из взаимозависимых областей: ключевыми компонентами выступают Личность (Л) и Среда (С). Жизненное пространство человека достаточно сложно. Люди выделяют различные аспекты своей личности - например, физические достоинства и недостатки. Они также выделяют разные свойства окружения. В зависимости от потребностей и желаний в каждый данный момент личностная область и средовая область могут быть разделены на сегменты. Так, солдат, который думает преимущественно об укрытии, видит среду как очень дифференциированную. Его Л-область жизненного пространства невелика и относительна проста. Напротив, человек прогуливающийся, размышляющий о себе, формирует чрезвычайно разнообразное Л-пространство, но слабо обращает внимание на сложность среды.

Результатом анализа стало знаменитое уравнение поведения, соглас­но которому поведение (П) есть функция личностных факторов (Л) и фак­торов окружения (С):

 П = f(Л, С).

Хотя теория поля Левина не получила широкого применения, она привлекла внимание психологов к ментальным конструкциям, влияющим на поведение. Изучение когнитивных процессов заняли центральное место в современной социальной психологии. Большинство социальных психологов разделяют взгляд на то, что 1) люди конструируют собственные миры свойственным им способом и 2) эти психологические конструкции опреде­ляют индивидуальные действия.

Третий вопрос обращен к одной из наиболее известных концептуаль­ных моделей когнитивистской ориентации - теории каузальной атрибуции: объяснению способов, которые используют люди, чтобы определить причины социального поведения.

Одна из первых попыток раскрыть механизм причинной интерпретации поведения другого человека была сделана Фрицем Хайдером (1958), кото­рый предположил, что мы делаем это во многом так же, как ученые объяс­няют причины событий в мире природы. Этот подход получил название мо­дели " наивного ученого". Согласно Хайдеру, мы ищем объяснение социаль­ного поведения либо во внешних причинах (обстоятельствах), либо во внутренних (эмоциях, чертах личности и т. п. ).

Основной тезис теории: люди, познавая друг друга, стремятся к познанию причин поведения и вообще причинных зависимостей в окружающем их мире. При этом они опираются на доступную им информацию. Однако поскольку этой информации оказывается недостаточно, а потребность сде­лать причинные выводы остается, человек начинает не столько искать ис­тинные причины, сколько приписывать их интересующему его социальному объекту. Тем самым содержанием процесса познания другого становится процесс этого приписывания, или каузальной атрибуции.

Схема, раскрывающая структуру процесса КА, предложена Э. Джонсоном и К. Дэвисом.

II. Выводимое знание                                        I. Наблюдаемое

диспозиция-интенция              действия         следствия

способности                                                     следствия

                                                                                следствия

События совершаются так, что вся предложенная здесь последовательность единиц анализа проигрывается слева направо: поступок каждого человека направлен определенной диспозицией, последняя реализуется при помощи знаний и способностей, результатом является действие, оно при­водит к ряду следствий. Однако перед наблюдателем все выстраивается справа налево: обычный человек идет от следствий к диспозициям и имен­но таким образом делает вывод.

В разных звеньях этой цепочки коренятся разные возможности припи­сывания как причинных, так и других характеристик. Мера соответствия наблюдаемых следствий другим элементам схемы весьма различны. В ряде экспериментов было установлено, что эта мера зависит от 2-х показате­лей: степени уникальности и типичности поступка и степени его “соци­альной желательности” (соответствия нормам). Поведение, демонстрирующее явные ролевые образцы, не нуждается в особом объяснении; поведение же, отходящее от ролевых требований представляется " интригующим" и потому вызывает особый интерес с точки зрения поиска его причин.

Эта концепция получила развитие в работах Г. Келли. В частности он разбирал ситуации, когда детерминация действий в большей степени связывается с личностными причинами. При этом требуется ответить на следующие вопросы:

1) Является ли это поведение согласованным - т. е. другие люди та­ким же образом реагируют на такой стимул?

Принцип консенсуса: чем меньше согласуется действие человека с действиями большинства в той же ситуации, тем в большей степени оно обусловлено личностными причинами.

2) Является ли это поведение устойчивым - т. е. этот человек обыч­но реагирует таким образом на такой стимул?

Принцип стабильности по отношению к ситуации (устойчивые схемы? ): чем однотипнее действует человек в различных ситуациях, тем силь­нее его поведение обусловлено личностными причинами.

3) Является ли это поведение исключительным - т. е. этот человек ведет себя так лишь в ответ на данный полученный стимул?

Стабильность во времени: чем чаще и чем заметнее человек при повторных ситуациях меняет свое поведение, тем в большей степени оно детерминировано личностными факторами.

Ошибки или заблуждения каузальной атрибуции.

Одна из первых опасностей связана с характером ответа на сформу­лированные выше вопросы.

Келли классифицировал ошибки на 2 класса:

1 - мотивационные, включающие разного рода " защиты": пристрастия, ассиметрия негативных и положительных результатов (успех - себе, неудачу - обстоятельствам).

2 - фундаментальные, включающие переоценку личностных факторов и недооценку ситуационных: склонность приписывать причины поведения дру­гого его личности, а причины собственного поведения - обстоятельствам. Эта ошибка - в основе множества межличностных конфликтов.

Рассматривая истоки этих ошибок, Джоунс и Нисбетт обратили внима­ние на то, что мы имеем дело не только с разными способами наблюдения, но и с разного рода информацией.

Во-1, различаются сами источники информации. При внешнем наблюде­нии внимание направлено на протекание чужого действия, все, что проис­ходит в субъекте недоступно восприятию. Наблюдая собственное поведе­ние, мы видим ситуацию как бы изнутри, наше восприятие направлено на существенные особенности ситуации, возможности, соблазны и опасности, все, что определяет наш поступок.

Во-2, действуя, мы воспринимаем не одни особенности ситуации, предметом нашего внимания часто оказываются порождаемые ею впечатле­ния, рассуждения, волевые импульсы, наброски планов действия. Поэтому у нас в отличие от стороннего наблюдателя не создается впечатления о проявлении определенных личностных особенностей, скорее, нам кажется, что причиной наших мимолетных состояний являются те или иные ситуационные влияния.

Для объяснения этих ошибок серьезным обоснованием может служить принцип " фигуры и фона". При внешнем наблюдении особенности ситуации образуют непрерывный фон, на котором выступает в качестве фигуры дейс­твие субъекта. При самонаблюдении, наоборот, особенности ситуации воспринимаются как фигура на фоне собственного поведения.

Итак, в отличие от бихевиоризма когнитивный подход, во-1, делает акцент на настоящем, а не на прошлом; во-2, подчеркивает важность че­ловеческого восприятия и интерпретации ситуации, а не объективную ре­альность ситуации.

 

РОЛЕВАЯ ПАРАДИГМА В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Основные вопросы:

1. Исходные принципы

2. Символический интеракционизм (Д. Мид)

3. Драматургическая модель отношений (Э. Гоффман)

 

В первом вопросе необходимо отметить, что ролевая парадигма кор­нями своими уходит в социологию. Если для бихевиоризма и когнитивизма исходными условиями анализа являются психические свойства и способнос­ти индивида, то ролевая парадигма в социальной психологии акцентирует внимание на отношениях между людьми, определении правил и ролей и их связи с социальным поведением. В соответствии с данной парадигмой, исследование поведение человека в социальной среде имеет своим предме­том смысловой, знаковый аспект общения, т. е. символическую природу че­ловеческой деятельности. Ключевая детерминанта поведения - роль, кото­рая предписана человеку социальными обстоятельствами и его социальным положением.

Второй вопрос посвящен анализу символического интеракционизма (СИ), который и стал тем пунктом, где встречаются социология и социальная психология.

Один из создателей этого направления - Джордж Мид (1863-1931). Согласно его взглядам, общество следует понимать не как объективную структуру, но постоянно происходящее взаимодействие между различными действующими индивидами, которые встречаются в рамках ситуаций. Чело­веческое взаимодействие опосредовано интерпретацией ситуации, т. е. то, как люди обращаются друг с другом и то, как реагируют на других, зависит от того, как они интерпретируют социальную ситуацию. Тем самым способность говорить, владение языком делает человека в основе своей социальным существом. Человеческая коммуникация всегда предполагает символы. Это связано с тем, что человеческие мысли и чувства не доступны непосредственно восприятию других людей, они должны быть закодированы в такие символы, как слова, жесты и пр., которые затем интерпретируются другими. Благодаря интерпретации происходит процесс дистанцирования от других и от себя, следовательно, появляется возможность многозначности. Возможность самого понимания людьми друг друга связано с тем, что они принадлежат к одной культуре. Вместе с тем один и тот же жест может иметь различное значение в зависимости от контекста.

Среди факторов, которые задают рамки и структуру социальной инте­ракции - определение ситуации и наше понимание статусов и ролей.

Мы не реагируем на других нерефлективным образом, мы стремимся определить ситуацию, потому что наши ожидания последующего поведения могут значительно варьироваться от ситуации к ситуации. Однако определение ситуации - не легко решаемая задача. Даже когда мы знаем общую цель встречи (напр., похороны или праздничный обед), мы можем не знать нюансов конструирования интеракции. Поэтому, когда люди собираются вместе, напр., на праздничный обед, они должны выработать согласие от­носительно того, как это произойдет. Конечным результатом является по­явление разделенного понимания происходящей ситуации. Это разделенное понимание существенно для социальной жизни и является основной пробле­мой для интеракционистов.

В результате исследователю приходится иметь дело не с объективным социальным миром, каким он представляется в терминах науки, а с раз­личными мирами, какими они видятся разным группам, причем объекты, фи­гурирующие в этих мирах, постоянно заново определяются и переопределя­ются, меняют свои значения.

Наша способность интерпретировать символические послания дает нам возможность принять роль наших партнеров. Принятие роли другого помо­гает нам представить себя на месте других людей, судить о том, как этот человек думает и чувствует и предсказать его дальнейшие действия.

Еще одно основное понятие СИ - " обобщенный другой".

Без типизации явлений и объектов социальное взаимодействие оказы­вается почти невозможным. В повседневной жизни мы рассматриваем нашего партнера по взаимодействию не как личность во всем богатстве ее харак­теристик, а как тип. Вся наша повседневная жизнь состоит из встречи с такими типами. Но как мы опознаем, с каким типом мы взаимодействуем? Не все ситуации очевидны, часто сначала надо опознать нашего партнера как тип.

Итак, в каждом взаимодействии можно выделить не менее трех уров­ней понимания: первый уровень - осознание действия, направленного на человека (что его партнер что-то говорит или что-то делает), второй уровень - конструирование смысла этого действия, третий уровень - понимание поступка, в результате чего возникает реакция.

Если событие состоялось и взаимное типологическое понимание дос­тигнуто, значит повседневные версии социальных структур, содержащиеся в сознании участников, совпали, образовав

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...