Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Групповая динамика.




Основные вопросы:

1. Групповые роли.

2. Проблемы внутригрупповой динамики.

3. Особенности принятия решений в малых группах

4. Меньшинство как источник влияния.

 

В первом вопросе речь пойдет о ролевой структуре группы.

Групповые роли - это функции участников, которые они выполняют в групповой деятельности. Член группы может быть нацелен либо на выполне­ние задачи, либо на улучшение или улаживание отношений между членами группы, либо на удовлетворение личных потребностей, не связанных с целями группы.

На каждом из названных уровней члены группы выполняют соответствующие ролевые функции, направленные либо на выполнение задачи, либо на улучшение или поддержание отношений между членами группы, некоторые направлены на то, чтобы удовлетворить личные потребности или цели вне связи с групповыми проблемами (ориентация на себя).

Среди ролей, ориентированных на решение задачи:

1) инициирование - член группы определяет проблему, предлагает методы, цели, процедуры, новое направление;

2) информационный поиск - ищет факты, точки зрения, соответствую­щую информацию, касающуюся проблемы;

3) передача информации

4) передача мнений, оценок, убеждений, своих чувств по поводу об­суждения;

5) прояснение или проработка - разрабатывает идеи других, предлагает примеры, иллюстрации, пытается устранить путаницу, ввести ясность;

6) координирование - обобщение идей, сведение различных предложе­ний;

7) оценивание - оценивает решения и предожения группы, помогает установить стандарты суждений;

8) обеспечение консенсуса - контролирует состояние группового согласия.

Среди ролей, ориентированных на поддерживание отношений в группе:

1) ободрение и поддержка - проявляет теплоту, восприимчивость, отзывчивость к другим, хвалит другого и его идеи;

2) гармонизация - выступает посредником между участниками и пыта­ется смягчить взаимонепонимание или расхождения, пытается снизить уро­вень напряженности в группе, используя юмор или др. способы;

3) привратник - пытается держать открытыми коммуникационные ка­налы, помогает сдержанным членам группы вносить свой вклад в группу, поддерживает дискуссию, если в ней доминируют только один или 2 чело­века;

4) компромисс - готов идти на компромисс, чтобы поддержать спло­ченность группы.

Возможные виды поведения, связанные с ориентацией на себя и часто нарушающие работу группы:

1) блокирование - член группы не согласен и отвергает усилия, де­монстрирует, что ничего не достигнуто;

2) агрессивность - критикует, обвиняет других, снижает самооценку других членов группы, чтобы возвысить свой собственный статус;

3) стремление к признанию - пытается стать центром внимания, хвастаясь своими достижениями в большей мере, чем групповыми задачами, говорит громко, демонстрирует поведение необыкновенное;

4) уход - проявляет безразличие, мечтательность или хмурость, на­дутость;

5) доминирование - настаивает на собственной правоте, прерывает других, указывает направления, по к-рому должна идти группа;

6) стремление исповедаться - использует других членов группы в качестве аудитории и раскрывает личные, не ориентированные на группу, чувства и мысли;

7) стремление к помощи - пытается вызвать симпатию или жалость у других членов группы.

Причины, которые могут вызвать подобное поведение, связаны с:

1) проблемой идентичности - кто я в этой группе, где мое место, какой вид поведения принят здесь;

2) проблемой целей и потребностей: что я хочу от группы, соответствуют ли цели группы моим целям, что я могу предложить группе;

3) проблемой власти контроля и влия­ния: кто будет контролировать то, что я делаю, каким качеством власти и влияния я обладаю;

4) проблема интимности: насколько близки мы друг с другом, насколько можно доверять друг другу и как повысить уровень доверия?

Разумеется, существует столько ролей, сколько людей входит в группу, и даже на протяжении одной встречи член группы может демонстрировать разнообразное ролевое поведение. Идентификация ролей позволяет обратить внимание на две вещи: 1) понять, что происходит в группе, и в случае трудностей, попытаться изменить ролевое поведение, 2) анализируя ролевое поведение, предложить такие способы, которые помогут достижению собственных целей.

Второй вопрос посвящен групповой динамике, которая определяется как развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодейс­твием и взаимоотношениями членов группы между собой и с руководителем группы, а также внешним воздействием на группу.

Впервые термин " групповая динамика" ввел К. Левин в статье " Экспе­рименты в социальном пространстве" (1939). В этой статье он сформулировал вывод о том, что в группах каждый член признает свою зависимость от других членов группы.

Одно из наиболее интересных открытий в исследовании групповой ди­намики - выявление определенных этапов или фаз развития группы.

Обычно выделяют 4-5 фаз. На каждом этапе меняются задачи и отно­шения. Их существенные характеристики:

1) так называемая “фаза ориентации” (адаптационная, пассивного напряжения). Это период становления, формирования группы, когда каждый ищет свое место, решает вопросы типа: “как мне себя представить; кто эти люди; кто мне нравится или не нравится; примут ли меня”. Члены группы (скрыто или открыто) ждут объяснений цели, планов деятельности. Поскольку они друг друга еще хорошо не знают, то опасаются вести себя активно, наступательно. Соответственно уровень несогласия между ними невысок;

2) фаза конфликта (активации, фрустрационная, активного напряже­ния). На этой фазе людей волнуют вопросы типа: “могу ли я здесь получить то, что желаю; как мне получить это; кто на меня влияет в большей и мень­шей степени; как мне оказать влияние”. Происходит процесс распределения ответственности, вызывающий эмоциональное напряжение, участники отк­рыто не соглашаются друг с другом, происходит поляризация точек зрения, группа может разделиться на два или больше лагерей. На этой фазе важно управлять конфликтом, не подавляя его и не уходя от него;

3) фаза развития сплоченности (конструктивная, активно работающая). После разногласий группа концентрирует свою энергию на уменьшении конфликтов, на фиксации правил игры, т. е. норм, определяющих поведение в группе. Вновь появляется неопределенность в высказываниях (подобно той, что имела место на начальном этапе), но теперь она служит другим целям - изменению формы разногласий: от прямой оппозиции к высказыванию предложений;

4) фаза консенсуса или поддержки: группа функционирует как единая рабочая команда, в которой ее участники размышляют, советуются, конструктивно критикуют друг друга и коллективно принимают решения. Эта фаза характеризуется высокой сплоченностью. В то же время отрицательные эмоции, если они возникают в группе, не подавляются, а конструктивно перерабатываются.

Если группа не достигает сплоченности, то она может " застрять" на первой или второй фазе.

Чем больше времени существует группа, тем вероятнее действие механизма групповой динамики. Чем меньше времени существует группа, тем слабее проявляются свойства эволюционных фаз развития. В этом случае деятельность группы построена, скорее, на концепции динамического равновесия между напряжением и сплоченностью. Ее деятельность может стимулироваться следующими средствами:

- устранение изначальной неуверенности с помощью ясной и точной информации;

- указание на совпадение групповой активности с мотивами прихода в группу каждого из членов;

- использование различных технических приемов для разнообразия групповой деятельности.

Групповая сплоченность - это степень взаимной привлекательности членов группы. Сплоченность может быть усилена любым фактором, влияющим на повышение ценности группы для индивида. Следующие факторы содействуют сплоченности:

1) удовлетворение личных потребностей индивида в группе или при помощи группы;

2) симпатии между членами группы;

3) усилия, которые приложил индивид, чтобы попасть в группу;

4) дружеская атмосфера;

5) престиж группы;

6) соперничество с иной группой;

7) отрицательное отношение, неприязнь со стороны общества.

Барьерами на пути к групповой сплоченности могут выступать:

- внутригрупповая конкуренция, когда каждый член группы видит в других угрозу;

- наличие субгрупп, вызывающих феномен дискриминации (чем больше группа, тем ниже сплоченность).

Среди других факторов сплоченности: лидерский стиль, размер груп­пы, психологическая совместимость членов группы, эффективное участие в работе группы. Характеристики эффективного участия: стремление выпол­нять свою работу наилучшим образом; действовать в интересах группы; демонстрировать открытость и дружелюбие в общении; ориентироваться на кооперативные, а не конкурентные и конфликтные действия.

Однако за сплоченность иногда приходится расплачиваться. Она может рождать эффект, получивший название “огруппленное мышление” (Groupthink). Американский социальный психолог Ирвин Янис, исследовавший этот эффект, указал на следующие условия, которые могут спровоцировать синдром “огруппленного мышления”:

1) сравнительно высокая сплоченность группы;

2) сравнительная изоляция группы от противоречивых источников информации по данному вопросу, от критики и скептических оценок;

3) директивный стиль руководства, когда власть и престиж используются для того, чтобы повлиять на членов группы, вместо открытого обсуждения и критической оценки;

4) отсутствие норм и правил, предполагающих критическое и непредвзятое обсуждение вопроса.

В случае, когда все эти условия начинают действовать, запускается процесс “огруппления мышления”. Янис перечисляет восемь черт, характеризующих этот процесс:

1) иллюзия неуязвимости: группы проявляют излишний оптимизм, не позволяющий увидеть признаки опасности, господствует установка - “мы не можем быть неправы”;

2) вера в непогрешимость группы, члены группы верят в присущую ей добродетель; идентификация себя с “хорошими ребятами”;

3) коллективная рационализация: группа стремится оправдать свои решения, а не обдумывать их последствия;

4) стереотипное восприятие противника: противники рассматриваются как слишком злонамеренные, чтобы вести с ними переговоры или как слишком слабые и неразумные, чтобы защищать себя от планируемых ими действий;

5) прямое давление на несогласных: тем, кто высказывает сомнения относительно идей и планов группы, члены группы дают отпор иногда даже не с помощью аргументов, а путем насмешек, задевающих личность. Опасаясь насмешек, критики замолкают;

6) внутренняя цензура: поскольку в группе существует видимость консенсуса, ее члены предпочитают скрывать или отбрасывать свои сомнения;

7) иллюзия единомыслия: поскольку самоцензура не позволяет критикам высказаться против, возникает иллюзия единомыслия, более того кажущийся консенсус подтверждает правильность решения;

8) добровольные “охранники”: некоторые члены группы защищают ее от информации, которая могла бы поднять вопросы морального характера или поставить под сомнение эффективность групповых решений.

Последствия “огруппленного мышления” могут быть чрезвычайно тяжелыми. В их числе:

1) не рассматриваются все возможные альтернативы, принимаются во внимание не все возражения;

2) не оценивается степень риска принятого решения;

3) члены группы недостаточно информированны вследствие плохого поиска информации;

4) имеет место предвзятость в рассмотрении информации;

5) проявляется небрежность при переоценке возможных альтернатив;

6) не разрабатывается план на случай непредвиденных обстоятельств.

Противодействовать рассмотренному эффекту “огруппленного мышления” можно лишь осознавая его последствия и не допуская условий, приводящих к нему.

Третий вопрос посвящен проблемам принятия решений в группе. Группа обязательно принимает решения. Одни связаны с задачами по исполнению работы, другие с групповыми процедурами. Однако если имеется выбор, принимать решение группой или нет, следует обратить внимание на следующее:

1) имеется ли в группе эксперт по данному вопросу? Если да, то решение должен принимать он;

2) ограничено ли время? Если да, то решение необходимо принимать руководителю группы;

3) насколько сложной является проблема? Если позволяет время, то сложный вопрос нужно решать в группе, если же вопрос простой и непротиворечивый, тогда его нужно поручить тому, кто имеет опыт в подобных делах;

4) ожидается ли согласие группы по обсуждаемому вопросу? Если отношение к нему в группе противоречивое, а выполнение должна обеспечивать вся группа, тогда вопрос нужно рассматривать в группе, если же очевидно, что возражений не будет, тогда эффективнее вопрос решать руководителю индивидуально.

Эффективность процесса обсуждения часто зависит от способа, которым группа принимает решение, это влияет на удовлетворенность, желание работать дальше и даже на качество решения. Существуют различные методы, которые использует группа для принятия решений. К ним относятся: а) решение, принимаемое экспертом; б) решение, принимаемое большинством голосов; в) решение, принимаемое лидером; г) решение, принимаемое меньшинством голосов; д) компромиссное решение; е) консенсус.

Каждый метод имеет свои преимущества и при определенных обстоятельствах более эффективен, чем другие. Успешно действующая группа применяет стратегию разнообразных методов в зависимости от характера проблемы, времени, отпущенного группе для ее решения, атмосферы, в которой работает группа.

На качество решения, принятого группой, серьезное влияние оказывает последовательность шагов в рассмотрении поставленной задачи.  В теории управления используется модель " рефлексивной рамки", которая представляет собой схему принятия группового решения, состоящую из нескольких взаимосвязанных блоков вопросов.

Ответы на эти вопросы позволяют группе увеличить эффективность принимаемого решения. К базовым категориям вопросов относятся следующие:

1. В чем суть проблемы? Ясно ли она определена и точно ли сформулирована? Одинаково ли понимают собравшиеся общую ситуацию, в которой эта проблема имеет место?

2. Какова фактическая сторона дела? Какова история проблемы? В чем ее причины? Почему это важно? На кого она влияет и как?

3. Каким критериям должно соответствовать принимаемое решение? По каким или чьим стандартам должно оцениваться решение? Каковы принципиальные требования к решению? Какая сумма необходима для его осуществления? Чьи интересы нельзя затрагивать?

4. Каковы возможные решения проблемы?

5. Какое решение является наилучшим?

6. Каким образом возможно исполнение решения? Какие этапы необходимы для проведения решения в жизнь? Какова их последовательность? Кто несет ответственность?

Знание и использование " рефлексивной рамки" в ходе обсуждения проблемы повышает качество работы группы.

Среди форм (или технологий) группового обсуждения выделяют групповые дискуссии, “мозговой штурм”, “номинальные группы”, “гудящие группы” и другие. Выбор той или иной формы связан с необходимостью максимально эффективного использования потенциала группы. Так, если стоит задача поиска новых идей, то проверенным способом выступает обсуждение проблемы методом “мозгового штурма” или “номинальной группы”.

Метод “номинальной группы” предполагает на первом этапе самостоятельную работу каждого участника над поставленной задачей, но в присутствии других членов группы. На втором этапе идеи собираются и ранжируются. После чего совместно обсуждаются, и принимается решение. Эта процедура названа “номинальной”, потому что в ней отсутствует непосредственное взаимодействие между членами группы на стадии выработки решения, однако присутствие других людей является стимулирующим фактором для каждого из участников.

Использовать возможности каждого члена группы позволяет техника “гудящей группы”. Она применима в том случае, если группа достаточно велика. В этом случае ее разбивают на небольшие подгруппы, в рамках которых и ведется предварительное обсуждение проблемы, после чего предложения, полученные в подгруппах, выносятся на общее обсуждение с последующим принятием решения.

Групповая дискуссия предполагает общение на основе доводов и аргументов с целью найти решение путем всестороннего сопоставления различных мнений. Суть действий в дискуссии состоит в защите или опровержении выдвинутого тезиса. При обсуждении дискуссионной проблемы участники дискуссии обязаны соблюдать ряд правил: проблема должна быть четко сформулирована и ясна оппоненту, она не должна подменяться другим вопросом в ходе обсуждения.

Руководителю (ведущему) дискуссии необходимо решать три группы взаимосвязанных задач: задачи по отношению к проблеме (теме дискуссии), задачи по отношению к группе в целом, задачи по отношению к каждому отдельному участнику. В соответствии с этим функции ведущего дискуссии будут состоять в следующем:

Задачи по отношению к проблеме:

1. Сформулировать цель и тему дискуссии. Следить за регламентом, направлять дискуссию в русло намеченной цели.

2. Дать возможность изложить максимум предложений по обсуждаемой проблеме, стараясь осветить все ее аспекты; анализировать поступающие предложения и высказываемые мнения.

3. Подвести итоги дискуссии, сопоставив ее цели с полученными результатами.

Задачи по отношению к группе в целом:

1. Поддерживать высокий уровень активности всей группы. Умело сопоставляя различные мнения, определить противоречия, спорные вопросы, формулировать противоречие как проблему.

2. Поддерживать деловую атмосферу, не допуская личной конфронтации участников, препятствовать некорректным действиям.

3. Помочь группе прийти к согласованному мнению.

Задачи по отношению к каждому участнику:

1. Уделять внимание каждому.

2. Активизировать пассивных наблюдателей.

3. Подчеркнуть вклад каждого в общий итог, поблагодарить всех членов группы за участие в дискуссии.

Мозговой штурм представляет собой способ работы группы, при котором первоочередной целью является поиск новых вариантов решения проблемной ситуации. Отправной момент мозгового штурма - проблема, которая пока не нашла приемлемого решения. Для успешного проведения “мозгового штурма” членам группы необходимо:

- временно отказаться от оценки и критики выдвигаемых идей и учитывать взгляды всех участников “штурма”;

- поощрять свободное высказывание: чем больше предлагаемых идей, тем лучше;

- достраивать, улучшать, модифицировать идеи других до тех пор, пока не возникнет интересная комбинация;

- фиксировать все идеи.

Хотя “мозговой штурм” по своему характеру является способом творческой работы группы, он имеет относительно шаблонные формы. Сначала проблема представляется для рассмотрения. Затем выдвигают как можно больше идей для решения или смягчения проблемы. После чего выбирается несколько идей для их дополнительного обсуждения. Наконец, на основе выбранных идей разрабатываются варианты решений, действенные на практике.

Хорошо, если в группе есть и специалисты и " профаны". Лицам, не знающим проблемы, значительно легче  высказываться именно по той причине, что они мыслят нестандартно. Их предложения служат своеобразными катализаторами идей для специалистов.

Фактором, наиболее препятствующим мозговому штурму, является критика. Она действует двояко: с одной стороны, заставляет лицо, выступающее с критикой, мыслить стандартно, с другой - мешает другим искать оригинальные решения. Другими факторами, препятствующими появлению идей, являются формальное отношение к обсуждению; стремление найти “правильные” решения; желание разъяснять и обосновывать свои идеи.

Успеху в появлении новых идей способствует прежде всего безопасная и открытая атмосфера, активное воображение участников штурма, развитие, переработка и соединение высказанных идей, поиск аналогов соответствующих проблем и действий и их применение к уже имеющимся.

В четвертом вопросе рассматривается вопрос о влиянии меньшинства на принятие решений в группе.

Начиная с опытов М. Шерифа по формированию групповых норм, а затем исследований конформизма, выполненных С. Ашем, в социальной психологии утвердилось представление, что индивид, как правило, уступает групповому давлению. Однако западноевропейские социальные психологи обратили внимание на то, что в экспериментах Шерифа и Аша не принимались во внимание факторы, обычно действующие в реальной жизни: предшествующий опыт участников, их эмоциональная вовлеченность, убежденность в своей правоте, статус, престиж, отношения между членами группы, связанные с их ценностями.

В ряде экспериментов было установлено, что испытуемые с высоким статусом относительно мало изменяют свою оценку, причем групповая норма сдвигается в сторону оценки этих лиц. К тому же из повседневной практики известно, что индивид может: 1) подчиниться группе формально, внешне; 2) выйти из группы; 3) некоторое время, в зависимости от ситуации, сопротивляться; 4) пытаться изменить сами нормы, т. е. оказать обратное влияние на группу. При изучении этих альтернатив поведения в ситуации группового давления и возник новый объект эмпирического исследования внутригрупповой динамики - влияние меньшинства.

Еще в экспериментах С. Аша, а затем С. Милгрэма по подчинению власти было отмечено, что достаточно испытуемому в конфликтной для него ситуации обнаружить наличие так называемой “социальной поддержки”, как его устойчивость в отстаивании своей позиции значительно повышается. Для проверки этого феномена было поставлено множество экспериментов, в которых обнаружились следующие факты.

В случае, когда речь идет о перцептивных суждениях, достаточно одного высказывания, противоречащего мнению большинства, чтобы испытуемый не поддался групповому влиянию. Однако простая девиация еще одного члена группы не действует, если речь идет о социально значимом суждении. Для устойчивости нонконформного социального суждения необходимо, чтобы кто-нибудь поддержал именно данное суждение, причем не обязательно публично. Важно одно - чтобы индивид, отстаивающий свою точку зрения, знал, что он не одинок.

Развитие представлений о природе “социальной поддержки” привело к построению интеракционистсокй модели группового влияния. В отличие от функционалистской модели она основывалась на том, что в группе под влиянием внешних социальных изменений соотношение сил постоянно меняется и что меньшинство в группе может выступать проводником этих внешних социальных влияний. Тем самым асимметричность отношения меньшинство - большинство как бы выравнивалась. Еще одно важное отличие этой модели заключается в трактовке меньшинства. В традиционных исследованиях социальной психологии этот термин использовался в его буквальном значении как часть группы, которая обладает меньшими возможностями влияния (авторитетом, статусом, властью, компетенцией и т. п. ). С этой точки зрения, численное меньшинство фактически может быть большинством, если оно в состоянии навязать свое представление остальным членам общности.

В ряде исследований ставилась задача выявить условия, которые позволяют меньшинству оказывать влияние на группу. Оказалось, что первое условие - это последовательность, устойчивость поведения меньшинства, как синхронная, т. е. единодушие членов меньшинства (консенсус) в конкретный момент, так и диахронная, т. е. сохранение, повторение позиции во времени. Последовательность поведения меньшинства оказывает заметное влияние, поскольку факт устойчивой оппозиции двумя способами подрывает согласие в группе. Меньшинство, во- первых, предлагает норму, противоречащую норме большинства, во- вторых, наглядно демонстрирует, что групповое мнение не абсолютно, чем подрывает его авторитет.

Важный для социальной практики вопрос: какой тактики должно придерживаться меньшинство, каковы условия не только сохранения его влияния, но и выживания его самого, поскольку нонконформисты своим сопротивлением усиливают реакцию их отторжения группой. В ходе экспериментов выявилась зависимость эффективности влияния меньшинства от образа, который складывается о нем у большинства. Так, если в глазах большинства меньшинство предстает как бескомпромиссное, ему приписывается догматичность, что блокирует дальнейшее влияние. Соответственно более эффективен мягкий стиль, который характеризуется большей адаптивностью, мягкостью формулировок, уважением к мнению других.

Выводы:

1. Изучение групповой динамики вводит фактор времени как фактор, влияющий на развитие взаимоотношений между членами группы, между ними и руководителем (лидером) группы. Выделяют несколько фаз, которые проходит группа в своем развитии и которые сопровождаются своеобразными социально-психологическими эффектами.

2. Предполагается, что групповые роли могут быть направлены а) на выполнение задачи; б) на поддержание эмоционально благоприятных отношений между членами группы; в) на удовлетворение личных потребностей или целей, связанных с проблемой личностной идентичности и принятия себя.

3. Групповая сплоченность - это степень взаимной привлекательности членов группы и группы как целого. Сплоченность может быть усилена любым фактором, влияющим на повышение ценности группы для индивида. Групповая сплоченность может вызывать такой эффект, как “огруппление мышления”. Его результатом может быть принятие решения, вызывающего отрицательные социальные последствия.

4. Среди форм группового принятия решений могут быть выделены групповая дискуссия, “мозговой штурм”, “номинальные группы”, “гудящие группы”. На качество решения, принятого группой, серьезное влияние оказывает последовательность шагов в рассмотрении поставленного вопроса. В теории управления используется модель " рефлексивной рамки", которая представляет собой схему принятия группового решения, состоящую из нескольких взаимосвязанных блоков вопросов.

5. Меньшинство - это часть группы, которая обладает меньшими возможностями влияния (авторитетом, статусом, властью, компетенцией и т. п. ). Условия, которые позволяют меньшинству оказывать влияние на группу, связаны с последовательностью, устойчивостью поведения меньшинства, как синхронной (т. е. единодушие членов меньшинства в конкретный момент), так и диахронной (т. е. сохранение, повторение позиции во времени). Эффективность влияния меньшинства зависит от образа, который складывается о нем у большинства: если в глазах большинства меньшинство предстает как бескомпромиссное, ему приписывается догматичность, что блокирует дальнейшее влияние; более эффективен мягкий стиль, который характеризуется большей адаптивностью, мягкостью формулировок, уважением к мнению других.

 

Лекция 9.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...