Поведение в малых группах
Эта лекция открывает очередной раздел курса. Основная цель - ввести студентов в наиболее развитую в социальной психологии проблематику, связанную с изучением внутригруппового и межгруппового поведения. Познакомить с имеющимися концепциями групповой динамики и социально-психологическими процессами, которые при этом возникают, с наиболее известными классификациями групповых ролей.
Вопросы к рассмотрению: 1. Определение малой группы; преимущества и ограничения групповой деятельности. 2. Классификация малых групп. 3. Групповая структура.
Основная литература Андреева Г. М. Социальная психология. Уч. для вузов. М., 1994. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1996. Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования. / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979.
Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной в социальной психологии. В многочисленных определениях малой группы исследователи отмечают в качестве необходимых характеристик следующие: 1) немногочисленность членов группы; 2) объединение участников общей деятельностью, совместной целью; 3) непосредственное личное общение между членами группы, их сотрудничество в достижении цели; ее члены не обязательно должны быть постоянно вместе, но должны обязательно взаимодействовать - периодически встречаться, обсуждать проблемы и т. п. 4) наличие общих групповых норм и развитой структуры; 5) чувство принадлежности к данной группе и восприятие данного человека другими как члена именно этой группы.
Вопрос о количественной характеристике малой группы до сих пор остается спорным, однако определенная договоренность между исследователями существует. Диада (два взаимодействующих человека) - очень хрупкая группа, поскольку устойчивые отношения в ней возможны лишь при положительных эмоциональных отношениях, любой конфликт, возникающий между членами диады по поводу деятельности, неизбежно приобретает характер межличностного конфликта и его разрешение оказывается очень сложным. Вместе с тем в диаде складываются условия для более глубокой эмоциональной удовлетворенности, чем в любой другой группе. Возникновение собственно малой группы связано с присутствием третьего лица, который создает новую позицию, добавляет существенно новый момент к возникающей системе отношений. Не решен вопрос и о верхнем пределе группы. Достаточно стойкими являются представления, сформированные на основе открытия Д. Миллером " магического числа" 7 плюс минус 2. Это число было открыто при исследовании объема оперативной памяти и означало количество предметов, одновременно удерживаемых в памяти. Для социальной психологии оказалась заманчивой определенность, вносимая этим числом: поскольку группа контактна, необходимо, чтобы индивид одновременно удерживал в поле своих контактов всех членов группы, а это, по аналогии с памятью, может быть обеспечено в случае присутствия в группе 7 плюс, минус 2 человека. Эта гипотеза как получает, так и не находит подтверждение в экспериментах, потому существует и следующий принцип определения верхнего предела малой группы. Если группа задана в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как верхний. Имеются экспериментальные подтверждения влияния размера на распределение и качество взаимодействия. Так, Бэйлз выявил так наз. " индекс торможения" как отношение " мягких действий" к импульсивным и агрессивным. С возрастанием размера группы индекс сдерживания уменьшается (" шумные компании" ). Частный случай: чем ближе знакомы члены группы, сдерживание снижается в большей мере для большей по размеру группы, чем для меньшей по размеру.
Другое выявленное воздействие размера группы на характер коммуникации связано с тем, что в большей группе физическая свобода ограничивается, но психическая свобода возрастает. Члены группы меньше говорят, больше слушают высказывания, к-рые нужно " переварить", в то же время они более свободны игнорировать некоторые суждения, не выражать собственные чувства и идеи прямо. В многочисленных исследованиях указываются следующие преимущества, связанные с участием индивида в группе: 1) объединение ресурсов, к-рыми располагают разные люди (информация, взгляды, средства), что зачастую дает возможность эффективно решить проблему; 2) групповое участие повышает индивидуальную мотивацию: усилия группы часто приводят к увеличению ответственности за поиск решения; 3) в группе легче выявлять ошибки других и предотвратить их до того, как они нанесут вред. Группы, как правило, лучше, чем индивид, предвидят трудности, обнаруживают слабые стороны, выявляют возможности, в результате - более качественные решения; 4) решения группы лучше воспринимаются другими, чем решения индивида. Человек, на к-рого направлено решение группы, склонен уважать тот факт, что несколько человек, работающих вместе, пришли к одному решению; 5) групповая работа чаще вызывает большее удовольствие, чем работа в одиночку. Группа способствует партнерству, обеспечивает возможность проверки идей и чувств, предоставляет средства для самоутверждения. Нам важно знать, что другие слушают нас, реагируют на нас, еще более важно, что наши мысли и заботы принимаются другими. Вместе с тем очевидны и ограничения, которые возникают для индивида в группе. 1) Личные цели могут прийти в противоречие с групповыми целями. В результате люди могут стараться использовать группу для достижения собственных целей, даже если тем самым мешают выполнению групповых целей;
2) в работе с другими иногда появляется большое искушение " уйти на дно", предоставить другим выполнять свои обязанности; 3) в процессе принятия решений могут доминировать лишь несколько сильных настойчивых членов, которые лишают других возможности высказаться и быть услышанными. При этом значение имеет реальный или воображаемый статус. Члены группы могут не решиться критиковать суждения индивидов с более высоким статусом, а индивиды с низким статусом могут быть исключены из участия вовсе. Следовательно, положение и власть влияют на то, будут ли идеи предложены, выслушаны и включены в решения группы; 4) некоторые члены группы, продвигающие и настаивающие только на своих решениях и не желающие идти на компромисс, могут разрушить принятие группого решения, группа приходит в тупик. 5) часто для достижения группового решения требуется значительно больше времени, чем для индивидуального решения, в этом случае группа превращается в дорогой инструмент. 6) уровень риска, предпочитаемый группой, выше среднего риска, допускаемого индивидом, так наз. сдвиг риска. Опыт показывает, что при решении проблем группу следует использовать, когда: - проблема является скорее сложной, чем простой, а вероятность того, что один человек будет обладать всей информацией, необходимой для решения, невелика; - разумным оказывается разделение ответственности за решение этой проблемы; - желательны также и потенциальные решения, а не только одно; - полезна проверка различных взглядов. Обилие групп вызывает необходимость их классификаций, рассмотрению которых посвящен второй вопрос. Наиболее распространенными являются деления групп на 1) первичные и вторичные; 2) формальные и неформальные; 3) группы членства и референтные; 4) внешние и внутренние. Деление групп на первичные и вторичные предложено Ч. Кули, который имел в виду появление групп в порядке последовательности в процессе социализации: семья, друзья, ближайшие соседи - первичные, школьный класс, преподаватели, коллеги - вторичные. В более поздних исследованиях были усилены особенности психологического взаимодействия между членами этих групп, а именно глубина эмоциональных отношений, всесторонность и охват личности в общении. В первичных группах, которые невелики по размеру, между людьми устанавливаются прямые контакты, отражающие многие аспекты личности; во вторичной группе между людьми отсутствуют глубокие эмоциональные связи, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. Основное значение в них придается не личным качествам, а умению выполнять определенные функции. Поскольку роли четко определены, часто члены этих групп мало знакомы друг с другом, коммуникация носит более формальный характер - доминирует не личная беседа, но письменные документы или телефонные звонки.
Деление групп на формальные и неформальные предложено американским исследователем Э. Мэйо при проведении им знаменитых хоторнских экспериментов. Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами, соответственно строго распределены роли всех членов группы, структура власти. Внутри формальных групп складываются " неформальные", т. е. возникающие стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, нет заданной системы отношений по вертикали. Неформальные группы могут возникать не только в структуре формальных, но и как случайно возникшие (волейбол на пляже, туристы в походе на один день). Поскольку трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, в социальной психологии появились предложения, снимающие эту дихотомию, вводившие понятия формальной и неформальной структуры группы или отношений, т. е. различаются не группы, а характер отношений внутри них. С другой стороны, было введено понятие группы и организации. Выделение групп членства и референтных групп было предложено в 1942 американским исследователем Хайменом. В его экспериментах было показано, что некоторые члены определенных малых групп (например, студенческих) разделяет нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в к-рые индивиды не включены реально, но нормы к-рых они принимают, назвали референтными группами. Г. Келли, разрабатывая понятия референтных групп выделил две их функции: сравнительную и нормативную, показав, что референтная группа нужна индивиду либо как эталон для сравнения своего поведения с ней, либо для нормативной оценки его.
Наконец, внутренние и внешние группы. Первые - группы, с к-рыми человек в данной ситуации идентифицирует себя, чувствует себя комфортно. Внешние - в отношении к-рых человек чувствует себя наблюдателем. Другими словами, по отношению к внутренней группы - чувство " мы", по отношению к внешней - " они". Мы постоянно обнаруживаем себя во внутренних и внешних группах. Различение этих групп ставит вопрос о границах группы, как бы проведение мысленной линии разделяющей " нас" от " них". Один из способов - символы, другой способ - сленг или жаргон. Наиболее эффективный способ установления и поддержания границ - конфликт. Общий враг способствует внутреннему сплочению. Пример культурной формы конфликта, служащего цели сплочения внутренних групп - спортивные соревнования, особенно коллективные. В третьем вопросе нужно отметить, что особенность коммуникации в группе определяется внутригрупповой структурой. Групповая структура - это система иерархически расположенных внутригрупповых отношений. Общепризнанно, что в группе можно выделить два уровня взаимодействия между ее членами: первый связан с выполнением группой поставленных перед нею задач, это так называемая инструментальная функция группы. Второй уровень связан с установлением и поддержанием отношений между членами группы, это так называемая эмоциональная или экспрессивная функция группы. Поуровневое расположение внутригрупповых отношений может быть схематически описано следующим образом: официальные отношения - неофициальные деловые отношения - неофициальные эмоциональные отношения. Субординация позиций зависит от расположения индивида в системах информационных потоков и концентрации у него информации, касающейся группы. Обладание информацией прямо пропорционально величине официального статуса индивида в группе. Два уровня групповой деятельности - инструментальный и экспрессивный - требует двух типов лидерства. Исследования показывают, что в любой группе один и тот же человек не может являться одновременно идейным лидером и самым уважаемым человеком. Более того эти два лидера склонны взаимодействовать друг с другом в большей мере, чем с другими членами группы. Таким образом, складывается модель двойного лидерства. Централизованная и децентрализованная коммуникационные структуры по-разному влияют на возникновение лидерства, развитие группы и адаптацию ее членов. Централизованная структура усиливает возникновение лидерства и организационное развитие группы, но препятствует эффективности решения сложных задач и уменьшает удовлетворенность членов группы. Децентрализованная коммуникационная структура эмоционально воспринимается как более “теплая”, повышает чувство удовлетворенности членов группы, однако может увеличивать время решения задачи, отрицательно влиять на эффективность работы. В теории малых групп широко известны модели коммуникационных сетей, демонстрирующие влияние различных способов коммуникации на деятельность группы: “круг”, “цепь”, “звезда”, “Y” (разные авторы дают различные названия этим моделям). Как уже отмечалось, скорость и точность в решении проблем выше в централизованных сетях, т. е. в сетях, типа “Y” и “звезда”, но удовлетворенность членов группы больше в “круге” и “цепи”. Проблемы, требующие значительной информации лучше решать в открытых сетях, проблемы требующие синтеза и интуиции - в централизованных сетях. Члены группы лучше отделяют нужную информацию от ненужной в открытых сетях. Выводы: 1. Исследование группового поведения - важнейший раздел социальной психологии, в рамках которого решаются не только теоретические, но и прикладные задачи. Понимание природы малых групп позволяет человеку более эффективно работать в группе, использовать группу для достижения как индивидуальных, так и общегрупповых целей. 2. Основные характеристики малой группы: немногочисленность членов группы; объединение участников общей деятельностью; непосредственное личное общение между ними; наличие общих групповых норм и развитой структуры; чувство принадлежности к данной группе и восприятие данного человека другими как члена именно этой группы. 3. Наиболее распространенными являются деления групп на первичные и вторичные; формальные и неформальные; группы членства и референтные; внешние и внутренние.
Лекция 8.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|