Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальное влияние и социальное давление




Агрессия

Цель данной лекции - познакомить студентов с социально-психологи­ческим анализом агрессивного поведения, поиску причин которого посвя­тили свои исследования психологи самых различных теоретических ориен­таций.

Основные вопросы:

1. Определение агрессии.

2. Теоретические объяснения причин агрессии:

- психоанализ: теории влечения;

- бихевиоризм: теория социального научения;

- когнитивизм: фрустрационная теория агрессии, эмоции и аг­рессия;

- ролевая парадигма: агрессия как культурная драма.

3. Возможности снижения агрессии.

 

Основная литература

Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1996.

Фромм Э. Анатомия деструктивного поведения. М., 1994.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1. М., 1986.

 

Обращаясь в первом вопросе к определению агрессии, следует сказать, что большинство социальных психологов определяют агрессию как любое действие, направленное на то, чтобы нанести вред, причинить боль, страдание другому человеку. Это определение вбирает в себя как вербальные атаки (оскорбления, злословие), так и физические и матери­альные травмы.

Как и в случае с альтруизмом, важнейшая характеристика агрессив­ного действия - его намеренность, умышленность. Неумышленное нанесение обиды не считается агрессивным действием. Другим важным уточнением в определении агрессии является то, что лицо, подвергшееся агрессии, воспринимает эти действия как агрессию и стремится их избежать. Если человек наслаждается причиняемыми ему страданиями, то такие действия не могут рассматриваться как агрессивные.

Психологи различают понятия агрессия и агрессивность. Агрессия - определенные действия, причиняющие ущерб другому, агрессивность - го­товность к агрессивным действиям в отношении другого. Такое различение имеет важные следствия. Ни за всяким агрессивным действием субъекта стоит агрессивность личности. С другой стороны, агрессивность человека не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. Проявление агрес­сивности как личностного свойства всегда является результатом сложного взаимодействия трансситуативных и ситуативных факторов.

В случае агрессивных действий неагрессивной личности первопричи­ной является фактор ситуации. В случае агрессивных действий агрессив­ной личности примат принадлежит личностным качествам.

Сложность и разнообразие в проявлении агрессивных действий требу­ет от исследователей введения различных классификационных моделей.

Различают инструментальную и враждебную агрессию. В первом случае агрессивный акт является средством достижения какой-то другой цели (выстрел в целях самозащиты, наказание в воспитательных целях); во втором случае агрессивный акт является самоцелью. Нередко агрессия, возникшая как инструментальная, перерастает во враждебную, например, если жертва оказывает сопротивление.

Выделяют активную агрессию, когда имеет место открытое враждебное действие (удар или критика), и пассивную агрессию, когда вред наносит­ся бездействием (не сообщается информация, от которой зависит чья-то работа; не приходят на помощь нуждающемуся; кто-то не пишет близким, демонстрируя обиду или рассерженность).

Вместе с тем такой когнитивный элемент, как намеренность, состав­ляющий существенный момент в приведенном определении агрессии, оставляет открытыми ряд вопросов: кто решает, было ли действие намеренным?

В зависимости от точки наблюдения могут быть использованы прямо проти­воположные стандарты.

Другой вопрос связан с оценкой агрессии как негативной формы по­ведения, которую следует контролировать и стараться сводить на нет. Некоторые группы, особенно страдающие от социального неравенства, ис­пользуют агрессию для того, чтобы привлечь внимание к своим условиям жизни, и тем самым их агрессивные действия выполняют потенциально по­лезные социальные функции.

Второй вопрос предполагает краткое рассмотрение основных теорети­ческих концепций агрессивного поведения.

Суть теорий влечения (к последним, в частности, относятся концеп­ции Фрейда и Лоренца) - устойчивость агрессивного поведения позволяет предположить, что агрессия - часть человеческой природы, что люди, по-видимому, имеют врожденную предрасположенность к агрессивному пове­дению. Агрессия - это инстинкт борьбы, которая направлена против соб­ратьев по виду и представляет собой инстинкт сохранения жизни и вида, как и все остальные инстинкты (Лоренц), или, напротив, представляет собой инстинкт смерти (Фрейд), или коренится в неосознанных страстях, в определенном типе личности, напр., садомазохистском (концепция Фромма).

Можно отметить, что наиболее сильным аргументом, указывающим на ограниченность объяснения агрессии биологической природой, являются межкультурные различия агрессивного поведения. Не замечена жесткая пе­риодичность проявления агрессивного инстинкта, как это имеет место с инстинктом голода или сна. Скорее, объем агрессии зависит от исторических обстоятельств. Народы длительное время могут переживать периоды спокойствия и гармонии. Очевидно, что человеческие существа не являются агрессорами с жесткой необходимостью.

Согласно теориям социального научения, для того, чтобы понять ши­рокое распространение агрессии среди людей, следует обратиться к тем способам, которыми она внедряется в повседневную жизнь. Многие психологи убеждены, что агрессия сохраняется потому, что ее поддерживают. Людей часто вознаграждают за агрессию и наказывают за ее отсутствие, тем самым люди обучаются быть агрессивными. А. Бандура отмечал, что большинство агрессивных поступков - драки, препирательства с оппонентами, участие в вооруженном нападении - это те умения, которые требуют социального научения. Модели не только показывают индивиду, как быть агрессивным, но и ослабляют торможение агрессии, демонстрируя желательность или эффективность данного поступка.

Агрессия может поощряться или снижаться под воздействием культур­ных образцов. Так, представление о мужественности, распространенное во многих культурах, предполагает агрессию, мужчины более агрессивны, чем женщины. Мальчик использует эту модель в игре, перенося ее в последую­щую жизнь. Агрессивные реакции легко усваиваются и сохраняются ста­бильно.

Основными влиятельными образцами поведения в нашем обществе явля­ются члены семьи и герои кино и ТВ. В то же время замечено, что если подчеркивать нереальность и неприятие агрессии, то влияние СМИ на де­тей может снизиться. Другое негативное следствие жестокости в СМИ - она становится привычной, ее показ перестает возбуждать, а значит и стимулировать что-то делать для ее устранения. Помимо утраты чувстви­тельности, некоторые люди, насмотревшись жестокости по ТВ, начинают больше бояться, опасаясь стать жертвами жестокости, в результате чаще других признают агрессию в качестве эффективного средства решения проблем.

Разумеется, связь между программами СМИ и агрессией не столь проста. Вызовет ли наблюдаемая жестокость агрессию, во многом зависит от того, как человек подходит к изображаемым событиям. Для одних ТВ снимает фрустрацию, для других - предлагает реальные планы действия. Влияние на последних может быть связано с тем, что они не способны или не различают фантазию и реальность.

Возможна ситуация, когда не ТВ рождает агрессию, но агрессивно мотивированные люди ищут жестокое ТВ.

Фрустрационная теория агрессии, изложенная в монографии Долларда и его коллег " Фрустрация и агрессия" в 1939, положила начало интенсив­ным экспериментальным исследованиям агрессии. В течение 20 лет она до­минировала в социальной психологии. Согласно этой теории, агрессия - это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустраций, т. е. препятствия или блокирования на пути целенаправленных действий индивида. Если человеку мешают удовлетворить его базовые потребности, он вероятнее всего становится агрессивным. Таким образом, агрессия всегда есть следствие фрустраций, и фрустрация всегда влечет за собой агрессию.

Позже были введены некоторые уточнения в формулировку основных принципов теории фрустрации: фрустрация может провоцировать некоторые формы агрессии, и агрессия иногда вызывается фрустрацией. Тем самым вопрос был переведен в другую плоскость: при каких условиях фрустрация вызывает агрессию? В поиске ответа на этот вопрос, были сделаны следу­ющие наблюдения:

1. Агрессия увеличивается пропорционально силе и объему пережива­емых фрустраций, т. е. чем более что-то желается, тем выше фрустрация и вероятнее агрессивная реакция, если это желание не осуществляется.

2. Фактор неожиданности. Чем более неожиданна фрустрация, тем бо­лее агрессивна реакция. При этом имеет значение причина: если она не очень важная - агрессия сильнее, если очень важная, то фрустрации придается оправдательный смысл и агрессия снижается.

3. Влияние факторов среды (шум, жара, грязь). Правда, в ходе экс­периментов было отмечено, что эти факторы оказывают воздействие, когда индивиды уже склонны к агрессии.

Развивая теорию фрустрации, исследователи обратились к изучению отрицательных эмоций, вызванных фрустрацией, как опосредующих факторов между фрустрацией и агрессией. Так, Берковитц считает гнев решающим опосредующим звеном между фрустрацией и агрессией. Гнев и ярость - эмоции, возникающие, когда действие воспринимается как не имеющее оп­равданий или когда цель блокируется другим человеком.

Акцент на социальном аспекте, который делают сторонники ролевых теорий, позволяет рассмотреть агрессию как форму культурной драмы, как социальное представление. Она требует исполнителей, сценарии, бутафо­рию. Эти сценарии меняются с ходом истории.

Определение ситуации. Если ваш друг подошел сзади и толкнул - вы можете обернуться и рассмеяться или выразить раздражение. От вашего выбора зависит, что случится дальше.

Почти любое действие может быть определено как агрессивное (даже помощь) или неагрессивное (бомбардировки Хиросимы и Нагасаки). Резуль­таты различны. Поскольку агрессия морально осуждается и агрессивный человек рассматривается как плохой, заслуживающий наказания, то не удивительно, что между людьми возникают споры, было ли данное действие агрессивным. Те, кто произвел действие часто доказывают, что оно не агрессивно, те кто стал объектом действия - наоборот.

Разработаны некоторые правила аргументации:

1) если участник способен доказать, что другой действовал не по правилам, его поведение не соответствовало ситуации, то такое поведение определяется как агрессивное;

2) если один из участников превысил в объеме оскорбления или нанес вред - его считают агрессором;

3) если удается показать, что один из участников начал атаку доб­ровольно, а не по принуждению, он - агрессор.

Вопрос о том, имела ли место агрессия в действительности, остается без ответа, он становится предметом договоренности. Так, обвинитель в суде стремится показать, что действия обвиняемого по своей жестокости были чрезмерны, не соответствовали ситуации и были добровольны, защитник - обратное.

Проблема снижения агрессивности, рассматриваемая в третьем вопро­се, вряд ли может считаться решенной.

Одно из направлений поиска связано с гипотезой катарсиса, т. е. очищающего воздействия. Формулировка гипотезы звучит следующим образом: предполагается, что подавление любого акта агрессии представляет собой фрустрацию, увеличивающую побуждение к агрессии. И наоборот, осуществление всякого акта агрессии должно это побуждение снижать.

Идея катарсиса как освобождения, разрядки энергии агрессивных им­пульсов стала чрезвычайно популярной в последние 20-25 лет. Имеется огромное количество работ о разрядке агрессии на различного рода эрзац-объекты: в виде куклы, отреагирование в процессе просмотра видеофильма (в основном агрессивного содержания), разрядка в процессе участия в спортивной борьбе (псевдоагрессия по Фромму) или наблюдение за ней, новейшие методы, связанные с компьютерными технологиями создания виртуальной реальности. Некоторые психотерапевты используют первобытные крики, рычание, хрюкание как технологию катарсиса.

Однако результаты крайне противоречивы и подтверждают как концеп­цию катарсиса, так и противоположную ей концепцию стимулирования аг­рессии посредством агрессивных действий.

Еще один подход основан на использовании не соответствующих ситу­ации реакций. Он опирается на следующий базовый принцип: все организ­мы, включая человеческие, не способны переживать и проявлять две прямо противоположных реакции одновременно: невозможно пребывать в мечта­тельном состоянии и концентрировать внимание на сложной книге, невоз­можно испытывать депрессию и подъем одновременно. Распространение это­го принципа на контроль над агрессией обращает внимание на следующее. Возможно, агрессия будет снижена, если агрессор получает отклик, не­совпадающий с его поведением или с эмоцией ярости. В частности, при проявлении таких реакций, как эмпатия или смех.

Представление о том, что эмоциональным состояниям и социальным действиям обучаются, может иметь важное значение для снижения агрессии. Если люди могут научиться выражению агрессии в случае ярости, они также могут научиться реагировать на ярость иным, неагрессивным, образом.

Выводы:

1. Агрессию можно определить как любое поведение, наносящее наме­ренный вред другому человеку. Вместе с тем определение намеренности агрессивного поведения является непростой задачей.

2. Различные теоретические направления выделяют в качестве причин агрессии различные факторы. Теории влечения исходят из того, что аг­рессивная энергия имеет инстинктивную природу. Теория социального нау­чения представляет агрессию как поведение, приобретенное и подкреплен­ное в процессе социализации. Согласно фрустрационной теории агрессии, она может вызываться или усиливаться возникающими препятствиями на пу­ти к цели (фрустрацией). Наконец, в ролевых теориях агрессивное действие рассматривается как результат интерпретации людьми происходящего социального взаимодействия.

3. Трудно выделить наиболее эффективную технику, снижающую агрес­сию. Среди приемов контроля и снижения агрессивного поведения рассмат­ривают наказание или хотя бы угрозу наказанием за агрессивное поведе­ние; катарсис; использование реакций в ответ на агрессию, не ожидаемых агрессором и не соответствующих угрожающей ситуации.

 

Лекция 6.

Социальное влияние и социальное давление

Цель лекции - познакомить студентов с социально-психологическими исследованиями природы, проявлений и причин, вызывающих такие сложные психологические феномены, как социальное влияние, социальная власть, конформизм, подчинение приказу и сопротивление социальному давлению.

 

Основные вопросы:

1. Формы социального влияния и давления: униформизм, конформизм, подчинение приказу.

2. Источники социальной власти и мотивация власти.

3. Сопротивление социальному давлению.

 

Основная литература

Андреева Г. М. Социальная психология. Уч. для вузов. М., 1994.

Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теорети­ческие и прикладные аспекты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.

Майерс Д. Социальная психология /Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1996.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1. М., 1986.

 

Первый вопрос уместно начать с определения социального влияния как изменения поведения или состояния индивида под воздействием других людей.

Проблема социального влияния по праву может быть названа одной из центральных в социальной психологии: прошлое и настоящее этой дисцип­лины связаны с изучением способов и последствий воздействия непосредс­твенного окружения на жизнедеятельность человека. Эти воздействия варьируются от простого присутствия других до сложных усилий по промыванию мозгов.

Самая простая форма социального влияния - простое присутствие других - изучалась ранними социальными психологами на рубеже веков.

Среди разнообразных вопросов, изучаемых в социальной психологии в связи с феноменом социальной фасилитации (влияния присутствующих людей на поведение человека), рассмотрим три, обозначенных в плане лекции.

Можно выделить два аспекта социального влияния:

1) изменение поведения или взглядов в направлении доминирующей культуры или субкультуры, происходящее в процессе социализации и восп­ринимаемое самим индивидом в большей степени как желательное;

2) изменение поведения или взглядов человека в направлении, жела­емом для другого.

В первом случае говорят об униформизме и конформизме (различие - в степени направленности и интенсивности социального давления: унифор­мистское поведение в большей степени опирается на установку индивида о желательности сходства с другими людьми; конформистское поведение в большей степени является уступкой социальному давлению); во втором случае говорят о социальной власти и социальном давлении.

С начала 50-х гг. благодаря блестящим экспериментам Соломона Аша, лидирующей по числу исследований становится конформность - податли­вость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляю­щаяся в сближении его оценок и установок с первоначально не разделяв­шейся позицией большинства.

Что заставляет человека, несмотря на очевидные вещи, соглашаться с другими? Интерпретация эксперимента.

Нормативное влияние. Люди хотят быть принятыми группой, чтобы воспользоваться преимуществами конформизма или избежать каких-либо неприятностей, связанных с поведением группы или толпы: они принимают суждения большинства других, боясь, что если не сделают этого, то будут либо осмеяны, либо отвергнуты.

Информационное влияние. Иногда конформизм является результатом нашего доверия другим как источнику информации о реальности. Люди приспосабливаются потому, что верят, что другие могут быть правы. Например, в эксперименте С. Аша его участники иногда думали, что они сидят в таком месте, с которого, вероятно, они видят неверно, или что-то случилось с их зрением. Значение информаци­онного влияния особенно велико в неопределенных ситуациях.

Привлекательность группы или ожидание взаимодействий с членами группы в будущем - фактор возрастания конформизма. Мы присоединяемся не к любой группе, но лишь к той, с которой себя сравниваем и которая нам нравится.

Личностные факторы. а) Люди с низким самоуважением становятся конформными чаще, чем уверенные в себе, для них конформизм - условие безопасности.

б) Люди с высокой потребностью в социальном одобрении с большей готовностью становятся конформными, чем те, у кого эта потребность вы­ражена слабо.

в) Авторитарные личности чаще готовы к конформному поведению, для них свойственно безусловное уважение к обычаю, договору.

Традиционно различают внешнюю и внутреннюю конформность. Первая представляет собой демонстративное подчинение навязываемому мнению группы, при этом отнюдь не обязательно личностное принятие норм боль­шинства: публично повинуясь при невозможности избежать давления и санкций ближайшего окружения, человек сохраняет неизменным собственное мнение; вторая - действительное преобразование индивидуальных устано­вок в результате принятия позиции окружающих либо идентификации с ни­ми.

Особое значение имеет изучение " деструктивного подчинения" , т. е. поведения, которое следует приказу наказать или уничтожить собственность или людей. Известно, что многие военные зверства и жестокость в отношении людей объясняются ссылкой на приказ.

Драматические эксперименты Стэнли Милгрэма (1965).

Вывод Милгрэма: маловероятно, что люди будут сопротивляться требованиям приказа, даже если считают приказ неверным.

Таким образом, и группы и авторитетные или наделенные властью ли­ца могут оказывать мощное социальное давление на людей, заставляя их вести себя так, как они не вели бы себя в иных обстоятельствах. Конформность по отношению к группе чаще связана с потребностью человека быть принятым в группу, а также необходимостью обращаться за информацией к другим при принятии собственных решений. Подчинение приказу чаще всего происходит в случае, если фигура отдающего приказ легитимна и пространственно находится рядом с исполнителем.

Второй вопрос посвящен анализу поведения тех, кто побуждает или принуждает других к действию.

Воспользуемся определением социальной власти, данным М. Крозье: власть - это способность А добиться в переговорах с Б лучших для себя условий.

Для понимания власти как социального отношения подчеркнем отме­ченные Крозье три существенные характеристики:

1) стремление проводить свои намерения и решения;

2) взаимосвязанность участников властного отношения, необходи­мость переговоров или обмена. Отношения власти устанавливаются, если обе стороны интегрированы хотя бы временно в органичное целое (между двумя спутниками в поезде нет ситуации власти, но как только обстоя­тельства заставят их сделать что-то вместе, в переговорах, которые они в неявной форме поведут между собой, откроется отношение власти).

Чтобы действие А можно было считать применением власти к Б, оно должно отвечать определенной мотивационной основе Б. В противном слу­чае действие А оставит Б равнодушным. Таким образом, действие власти всегда есть целенаправленное использование мотивов другого человека, независимо от их содержания;

3) неравновесие или асимметричность отношения: если обе стороны свободны и обмен равный, то нет отношения власти, но если условия обмена нарушены в пользу одной из сторон, то есть властное отношение. То есть человек, применяющий власть, должен иметь в своем распоряжении определенные ресурсы, с помощью которых он сможет обеспечить удовлетворение тех или иных мотивов другого, задержать это удовлетворение или предотвратить его. Эти ресурсы называют источниками власти.

Выделяют 6 основных источников власти:

1. Власть вознаграждения.

2. Власть принуждения или наказания.

3. Нормативная власть: А имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них.

4. Власть эталона. Основана на идентификации Б с А, желании Б быть похожим на А.

5. Власть эксперта.

6. Информационная власть: А владеет информацией, способной заста­вить Б увидеть последствия своего поведения.

Причины, усиливающие мотивацию власти, могут быть различны. Это может быть универсальное стремление обладать средствами для удовлетво­рения различных потребностей и желаний. Поскольку люди зависят друг от друга, то следует превращение власти в действие, т. к. другой человек может вольно или невольно препятствовать в достижении цели. Действия власти призваны в этом случае сделать другого человека более сговорчивым, уступчивым, готовым пойти на помощь, а мотивация власти - инструментальна для достижения других целей.

Но мотив власти может и не носить инструментального характера, а выступать как стремление применять власть ради нее самой, т. е. мотиви­рующим является желание сделать ее ощутимой для другого, оказать влия­ние на его поведение (чувствовать себя сильным, проявлять могущество в действии).

Дэвид Кипнис (1977) сформулировал 5 взаимосвязанных этапов разв­ращения личности властью:

1. Доступность средств давления увеличивает вероятность того, что власть будет использована.

2. Чем больше используется власть, тем выше уверенность ее обла­дателя, что он контролирует действия партнера.

3. Поскольку обладатель власти берет ответственность за действия подчиненного на себя, постольку последний кажется ему менее заслужива­ющим уважения, менее значимым.

4. По мере снижения уважения и значимости подчиненного увеличива­ется социальная дистанция между сторонами. Девальвируя людей, не обла­дающих властью, субъекты власти начинают избегать близких отношений с ними.

5. Доступность и использование власти повышает самоуважение ее обладателя. Это проявление сопровождается встречной самодевальвацией тех, кто властью не обладает. Вместе с тем рост чувства превосходства, самовозвеличивания, как правило, сопровождается освобождением от моральных принципов и стандартов.

Обсуждая третий вопрос, следует отметить, что хотя конформизм - общая тенденция социального поведения во многих ситуациях, бывают слу­чаи, когда индивид выступает против тех, кто его контролирует.

Многие психологи считают, что сопротивление имеет две глубинные исходные потребности: потребность в свободе и потребность в уникаль­ности. Угроза свободе воспринимается как негативное мотивационное сос­тояние: переживая это состояние, человек стремится вернуть утраченную свободу (реактантное поведение = противодействие). Некоторые условия увеличивают вероятность реактантного поведения.

1) Противодействие возрастает по мере усиления важности данного поведения для индивида;

2) противодействие возрастает по мере роста убеждения, что чело­век имеет право быть свободным.

В то же время противодействие часто делает людей менее коопера­тивными и чувствительными к другим.

Сходным образом, хотя за стремлением к уникальности всегда есть опасение прослыть девиантом, тем не менее когда что-то угрожает нашему ощущению уникальности, возникает стремление восстановить ее.

Условия, усиливающие нонконформизм:

а) разрушение единогласия: если люди обнаруживали хотя бы мини­мальную поддержку своим взглядам, они сопротивлялись давлению, остава­лись более независимыми.

б) поддержка не обязательно должна быть постоянной, случайная поддержка имеет тот же эффект;

в) поддержка не обязательно должна совпадать с вашей позицией, но просто отличаться от большинства - наличие противоположного голоса лю­бого рода может поддержать других в их независимом решении;

г) последствия поддержки могут быть перенесены на другие ситуа­ции: получив поддержку однажды, человек может не соглашаться с боль­шинством и в других случаях, т. е. имеет место эффект " генерализации оппозиции": независимость в одном месте переносится на независимость в другом.

Выводы:

1. Социальное влияние имеет место тогда, когда один или несколько человек стремятся изменить установки, поведение или чувства другого человека или группы людей. Усилия такого рода проявляются в различных формах - от лести до прямого физического насилия. Онако наиболее важными следует признать конформизм и подчинение приказу.

2. Причины, заставляющие человека вести себя так, как от него требуют другие, могут быть различны: необходимость следования социальным нормам для эффективного взаимодействия; неизбежность социального сравнения в условиях информационной неопределенности; групповое давление и ценность групповой солидарности; неспособность противостоять приказу.

3. Выделяют 6 основных источников социальной власти, среди кото­рых - вознаграждения, наказания, знания, личная привлекательность, ле­гитимность, информация.

4. Обладание властью может иметь психологически разрушительные последствия для личности, связанные с искажением самооценки, отказом от моральных стандартов, разрушением социальных контактов.

5. В социальной жизни имеют место условия, усиливающие возмож­ность сопротивления социальному давлению.

 

Лекция 7.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...