Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Межгрупповые отношения




 

Межгрупповые отношения несводимы к межиндивидуальным и детерминируются положением группы как коллективного социального субъекта в системе отношений с другими группами. Группа рассматривается не как сумма, скопление индивидов, а как качественно своеобразное целое. Индивид не представитель подобных ему одинаковых индивидов, а носитель системного качества, которым обладает группа. Характеристики группы раскрываются в системе межгрупповых отношений.

Психология межгрупповых отношений наиболее полно представлена в концепции Г. Тэджфела. Сам термин “группа” в концепции Тэджфела означает “когнитивную реальность, значимую для индивида в данный момент”. Он выделяет в чувстве групповой общности три компонента: когнитивный - осознание принадлежности к группе; ценностный - положительная или отрицательная оценка этого факта; эмоциональный - переживание факта принадлежности и его оценки в форме таких чувств, как любовь или ненависть. Указанные компоненты представлены не всегда в полном составе, но непременным психологическим условием возникновения и существования группы является высокий уровень совпадения, единообразия их профиля у членов группы. С этой точки зрения не существует разница между вымышленной и реальной группой.

Основу концепции Тэджфела составляют 4 понятия, в совокупности позволяющие описать процесс образования группы: социальная категоризация, социальная идентичность, социальное сравнение и психологическое групповое отличие.

Социальная категоризация - это процесс группировки субъектом социальных объектов и явлений по их значению в системе действий, намерений и убеждений индивида. Социальная категоризация в межгрупповых отношениях есть частный случай классификации индивидом окружающей действительности. Психологически категоризация социальной действительности отличается от восприятия природных явлений ярко выраженным положительным или отрицательным отношением субъекта к классифицируемым объектам, влиянием сформировавшихся у него ценностных ориентаций.

Следствием такой категоризации при восприятии людей является социальная идентичность как результат самоопределения, установления индивидом своего лица. В теории Тэджфела социальное лицо - та часть Я-концепции индивида, которая определяется его ценностно и эмоционально насыщенным знанием о принадлежности к некоторой социальной группе (или группам). Тэджфел подчеркивает, что вводит термин социальная идентичность для описания лишь того аспекта социальной идентификации, который связан с самоопределением индивида как члена группы и лишь применительно к межгрупповым отношениям. “Каким бы сложным и разнообразным ни было представление человека о себе и своем месте в окружающем социальном и природном мире, некоторые аспекты этого представления определяются его принадлежностью к определенным группам и категориям”.

Социальная категоризация и самоопределение немыслимы без постоянно сопутствующего им процесса социального сравнения. “Группа становится группой, наделенной общими характеристиками, лишь благодаря наличию других групп”.

Группы стремятся фиксировать и поддерживать свое позитивное отличие от других групп. Эту функцию призваны выполнять различные психологические процессы, среди которых ведущую роль играет социальная стереотипизация. Они и обеспечивают то, что Тэджфел называет психологическим групповым отличием.

При каких условиях социальное поведение индивидов разворачивается по логике межгруппового, и как процессы и явления, обнаруженные общей и межиндивидуальной психологией, функционируют в межгрупповых отношениях, приводя к единообразию, унифицированности поведения людей как представителей группы Достижение такого единообразия является основным критерием перехода межиндивидуального поведения в межгрупповое.

Социальная идентификация происходит преимущественно через сравнение с группами, диаметрально противоположными по своим характеристикам. Импульсом к подобному контрастному сравнению является осознание существующих групповых различий как несправедливых и незаконных. Воспринимаемая незаконность существующих межгрупповых отношений является важным фактором и рычагом социального изменения. Она выступает как основа социального действия и социального изменения, идеологизации недовольства и фрустрации, различных форм межгруппового поведения.

Проверка гипотезы об одном из следствий социальной категоризации - межгрупповой дискриминации (предпочтение собственной группы, связанное с положительной социальной идентичностью). Межгрупповая дискриминация проявляется в отсутствие явного соревнования между группами или какой-либо предыстории отношений между ними, которая могла бы служить основанием для враждебности и, кроме того, не связана с возможностью индивида извлечь личную выгоду. Экспериментаторы намеренно стремились создать такую нулевую атмосферу, но и в ней возникал этот феномен.

Межгрупповые механизмы более ригидны, консервативны, менее личностны, потому более устойчивое образование. Они в большей мере задаются социальным и культурным контекстом, их усвоение - пассивный и автоматический процесс, не требующий особых индивидуальных усилий. Усилия требуются не для того, чтобы овладеть этими механизмами, а для того, чтобы им противостоять.

Межгрупповая деятельность не сводится в непосредственному взаимодействию, но существует и как “представления о других”, т. е. в форме опосредованных безличных культурных и фольклорных образов.

Ингрупповой фаворитизм, стереотипизация, атрибуция - вот те психологические механизмы, с помощью которых устанавливаются различия между группами и происходит осознание своей принадлежности к одной из них. От своевременной активизации этих механизмов во многом зависит социальная идентичность личности и группы. Именно этим объясняется то, что социальные стереотипы усваиваются очень рано, они используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся (этническим, половым, профессиональным). Процессы групповой идентификации и усвоения групповых стереотипов идут рука об руку и обусловливаются один другим. Успешность адаптации в новых условиях прямо связана с успешностью (скоростью, объемом, точностью) овладения стереотипами новых групп.

 

Лекция 10.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...