Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Замечание на ответ сорок первый




Замечание на ответ сорок первый

В вопросе 41-м спрашивалось о св. Мелетии, патриархе Антиохийском: он показывал персты три и един для прославления единосущия Св. Троицы противу ариан, а не для научения крестному знамению; кем же сие показание превращено в ино – на тайну крестного знамения?

Денисов отвечал то же, что и в пятом ответе; посему и мы в изобличение неправильности его ответа посылаем читателя к замечанию на 5 ответ, а здесь вторично о том распространяться было бы повторением.

 

Замечание на ответ сорок вторый

Спрашивалось о несогласиях Кирилловой книги и Стоглава в сказании о Мелетии Антиохийском, – почему в Кирилловой книге говорится: потом Мелетий «два совокупль и един пригнув», а в Стоглаве: «два совокупль, а три пригнув? » Почему Мелетий сам с собою не согласует? И кои персты три показал во образ Св. Троицы, кои же два совокупил и кои три пригнул?

В ответ на это Денисов тщится показать, что будто бы противоречия в сказаниях Кирилловой книги и Стоглава о св. Мелетии нет, что когда говорится один пригнув к двум прежде пригнутым и три пригнув, говорится об одних и тех же трёх перстах. Но Денисов не принял во внимание того, что когда св. Мелетий показанием трёх перстов показал учение о Св. Троице в обличение ариан, то ему уже не было никакой надобности слагать ещё раз и притом другие три перста во образ Св. Троицы. Такие действия его и для народа были бы невразумительны. И какая нужда была св. Мелетию, обличавшему ариан, слагать два перста в показание двух естеств во Христе, когда в церкви не возникало ещё споров о двух естествах?

Подробнее о Мелетии см. в замечании на 5-й ответ и в книге моих сочинений, ч. 1, гл. 48.

 

Замечание на ответ сорок третий

По поводу написанного в Стоглаве: «аще ли кто двема персты не благословляет, якоже и Христос, или не воображает двема персты крестного знамения, да будет проклят, св. отцы рекоша», предлагается, во-первых, указать «святых отец имена и главы и места, и на каковых соборех проклинали»; во-вторых, требуется показать от писания, «когда и кого Христос благословлял каковым сложением перстов? »

Денисов на первое ответил, что когда Стоглавого собора отцы сослались на св. отцов, то они, без сомнения, знали оных св. отцов, хотя и не назвали их, посему свидетельство их с ссылкою на св. отцов достоверно и не может быть зазрено. Но, как ни восхваляет Денисов ведение отцов Стоглавого собора, имевших якобы бесчисленные книжные сокровища, однако же, если они ссылались во свидетельство и на таких писателей, как сочинитель Жития преп. Евфросина, проповедовавший злые ереси, то весьма позволительно усомниться и в правильности их ссылки на не названных ими святых отцов. Впрочем, и сам Денисов не удовольствовался только требованием полного доверия Стоглавому собору; он указывает, что проклятие на не крестящихся, якоже и Христос, двема персты, положено в чине проклятия приходящих от яковитской ереси, а яковитов чин составлен-де в Греции, и посему креститься двема персты есть-де греческой церкви узаконение. Но, как мы показали уже в замечании на пятый ответ, не только в первых переводах оного чина, но даже во многих 15 и 16 века списках76 этих слов: «аще кто не крестится двема персты» и проч. – не обретается, посему это место в чиноприятии не есть греческой церкви произведение, но русская самовольная, а не соборная вставка, ибо никаким собором оный чин исправляем не был. Потому анафема на не крестящихся двема персты произошла не от св. отец, а от некоего неизвестного, осмелившегося внести оную в древлеизложенный чин. А притом и в старинных рукописях написано: «аще кто не крестит двема перстома» (то есть не благословляет), а не так: «аще кто не крестится» или «аще кто не воображает двема персты крестнаго знамения».

Итак, на первое вопрошение: какие отцы, какого чина и места и на каких соборах положили анафему на не крестящихся двуперстно? – Денисов надлежащего ответа не дал.

На второе требование – показать от писания, когда и кого Христос благословлял каковым сложением перстов, Денисов ответил, что Христос благословил Апостолов, возносясь на небо (Лк.   24: 50–51). Но св. Лука Евангелист о том, что Христос воздвиг руце свои и благослови Апостолов, написал, а сложил ли Христос для сего благословения персты или как сложил, о том ничего не написал. Имея сие в виду, Денисов дополняет, что как Христос сложил при этом персты, это-де написано на древних иконах Вознесения, где благословящая десница Спасителя изображена двуперстно, каковое перстосложение находится-де и вообще на многих древних иконах, причём отсылает читателя к своему пятому ответу. Но мы показали в замечании на пятый ответ, что большая часть св. икон в Греции, относящихся к первым векам, имеют изображение именословного перстосложения. Однако и из этого нельзя решительно заключить, что Спаситель так именно, то есть именословно, слагал персты для благословения, ибо иконописцы обыкновенно изображали на иконах то перстосложение, какое было употребляемо в их время, почему даже и св. пророков писали с именословным или с двуперстным сложением, хотя, как понятно для всякого, пророки Ветхого Завета не могли употреблять ни того, ни другого перстосложения. Итак, Денисов и на второй вопрос основательного ответа не дал.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...