Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Замечание на ответ сорок четвёртый




Вопрос состоял в следующем: Стоглав в определении своём о перстосложении ссылается на достохвальное писание Мелетия и Феодорита, с проклятием на не молящихся двуперстно, яко же и Христос; посему требуется показать: где обретается таковое писание Мелетия и Феодорита, и на соборе ли или в каком послании проклинали они не крестящихся двема персты и учили, что Христос крестился двема персты?

В ответе своём Денисов опять ссылается на авторитет Стоглавого собора и восхваляет знания и святость бывших на нём отцов: «и нам, говорит он, аще не верити ему, непросвещенного мнения и зловерия будет исполнитися». Посему Денисов признаёт несомненным существование писаний Мелетия и Феодорита о двуперстии, упоминаемых Стоглавом, если бы теперь и ничего не было известно о них. Но, прибавляет Денисов, «и от нас маломощных суть взыскана древлецерковная писания, истинство священного сего собора в сих засвидетельствующая». И именно указывает опять на чудовскую рукопись книги Никона Черногорца, где будто бы находится во главе 94-й Феодоритово слово с писанным по-гречески проклятием на не крестящихся двема персты, яко же и Христос. Но, как мы и говорили уже, ни в чудовской рукописи, ни во всех списках книги Никона Черногорца 94-й главы не обретается, а состоит сия книга только их 63-х слов. Если бы кто и сказал, что 94-я глава из чудовской рукописи ныне выложена, это было бы натягательным наветом, несправедливость коего видна именно из того, что в книге Никона Черногорца стольких глав не обретается, следственно, не могло быть 94-й главы и в чудовской рукописи. Притом же выписанный Денисовым из какой-то рукописи, названной им чудовскою, текст Феодоритова слова, кроме греческой в нём приписи, по смыслу своему служит не в пользу двуперстия, но, скорее, в пользу троеперстия. Здесь Феодоритово слово приводится в той же редакции, как в Стоглаве и более древних рукописях: «Сице благословити рукою и креститися: три персты равны имети вкупе, по образу троическому, Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. Не трие бози, но един Бог в Троице, имены разделяется, а божество едино; Отец не рожден, а Сын рожден и не создан, а Дух Святый ни рожден, ни создан, но исходен; трие во едином Божестве, едина сила, едина честь, едино поклонение от всея твари, от ангел и человек. Тако тем трем перстом указ. А два перста имети наклонена, а не простерта. А тем указ тако: то образуют две естестве Христове, божество и человечество. Бог по божеству, а человек по вочеловечению; а во обоем совершен; вышний же перст образует божество, а нижний человечество. Понеже сошед от вышних, спасе нижния. То же согбение протолкует: преклон небесе и сниде на землю нашего ради спасения. Да тако достоит креститися и благословити; тако св. отцы указано и узаконено: И тис ук сфрагизете мета дуо дактила ос ке о Христос на ине афорисменос, Аще кто не знаменается двема персты, якоже и Христос, да будет проклят». Что здесь говорится? «Три персты имени равны по образу троическому»: не есть ли это явное указание на троеперстие? «А два перста имети наклонена, а не простерта»: не есть ли и это неоспоримое указание также на троеперстное сложение? Ибо только в троеперстном сложении имеются оба перста «наклонена, а не простерта», в двуперстном же тому быть невозможно: если в двуперстном сложении два перста имени «наклонена, а не простерта», они не будут иметь значения, – просто сказать, это не будет двуперстное сложение. А что здесь говорится о вышнем и нижнем персте, то под ними одинаково можно разуметь как указательный и великосредний персты, так же точно малый и что подле малого, ибо и они также могут относительно друг друга именоваться вышним и нижним; в собственном смысле нижним именуется только мизинец, как вышним именуется указательный. Итак, приводимое Денисовым по чудовской рукописи Феодоритово слово, если бы оно и действительно обреталось в ней, двуперстному сложению нимало не помогает. А греческая в нём приписка с несвойственными древнегреческому языку выражениями, есть очевидный подлог, как это ясно обличено в «Беседах в глаголемому старообрядцу». Ещё Денисов ссылается на рукопись, обретающуюся в Синодальной Библиотеке, где слово Феодорита читается вполне согласно с чудовской рукописью, но таких текстов Феодоритова слова по древним рукописям собрано более двенадцати в книжице «Так именуемое Феодоритово слово в разных его редакциях», и все они служат не в помощь двуперстному сложению.

О писании же святого Мелетия Денисов заметил только: «негли они священнии отцы (Стоглавого собора) от прочих святых книг уверившеся писаша, яже мы видети не возмогохом». Он делает потом предположение, что, быть может, здесь разумеется известное сказание о «благословении чудотворнем святого Мелетия». Но это сказание не есть Мелетиево писание, и в нём никакого проклятия на не крестящихся двема персты не находится.

Итак, на вопрос: где находится писание Мелетия и Феодорита с проклятием на не крестящихся двумя перстами, о коем говорится в Стоглаве? – Денисов не дал ответа.

А на вопрос, где сии отцы писали, что Христос двема персты крестился, Денисов только заметил вопросителю, что якобы это есть с его стороны «излишное стязание», ибо-де слова «иже кто не знаменается двема персты, якоже и Христос, на христотворное благословение указуют». Итак, Денисов и сам сознаёт нелепость мнения, будто Христос крестился, т. е. полагал на себе крестное знамение, двема персты; но и в приведённом у него тексте Феодоритова слова по чудовской рукописи, и в Стоглаве, и в других уважаемых старообрядцами рукописях и книгах именно говорится: «аще кто не знаменается, не крестится, не воображает на лице своем крестного знамения, двема персты, якоже и Христос». Выражения эти ясны, и Денисов напрасно хочет истолковать их о благословении, а не о молении Христовом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...