5.3. Ценообразование в капиталистической экономической системе
Меновая пропорция (как устоявшаяся общественная меновая пропорция, так и пропорция, отклоняющаяся от своей устоявшейся пропорции) всякого обменного акта представляет собой перекрест противоположных интересов, выражаемых как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей, представляющий посему всякий обменный акт как акт равноценного обмена. Интерес представляется в виде идеального выражения меновой пропорции обменного акта как средства удовлетворения определенных потребностей индивида. Рыночная устоявшаяся общественная цена товара, то есть товара, который покупается большим количеством людей, так что из-за больших обменных актов уменьшается вероятность безосновного повышения цен (что формирует устоявшуюся цену), показывает значимость путем большего или меньшего распределения денег фиксированной величины на цену этого товара. Как уже было сказано, рыночная цена выражает полный эквивалент-ценности товара, поскольку согласие с меновой пропорцией есть признанная обоими сторонами обменного акта ценность этих товаров. Ценность представляет собой, иными словами, важность товара для сторон обменного акта. Определение этой важности формируется в процессе оценки товара на предмет удовлетворения потребностей человека. В момент готовности совершить обменный акт по определенной меновой пропорции ценность установилась в сознании сторон обменного акта как признание данной меновой пропорции в качестве признанного средства удовлетворения потребностей, так что индивид готов отдать за необходимый чужого товар своего n-товара, так чтобы чужой товар удовлетворил свои потребности. Индивид отдает предпочтение удовлетворению, посредством утраты своего n-товара, целостной системы потребностей (выделенной им для удовлетворения).
Потребности, в своей универсальной форме, едины для всех людей в том смысле, что эти потребности есть заложенные в человеческий организм общие универсальные потенции постольку, поскольку человеческий организм берет свое происхождение (от оплодотворения яйцеклетки) и имеет этим общее развитие, происходящее своим общим происхождением по общим механизмам индивидуального развития человека, и представляется в виде общей для всех человеческих организмов структуре. Структура человеческого организма, как категория, выражаемое нечто неизменяемое сознательным образом (например, мутации возникают в течении жизни человека, но они не подвержены сознательному воздействию), конечно, имеет свои различия (в силу пола, что выражается в отнесении особи к женскому или мужскому типу, в силу возраста, что выражается в отнесении особи к той или иной возрастной группе, в силу индивидуальных изменений в виде ошибок вообще в процессе развития и функционирования структур организма (отхождение развития организма от общих универсальных человеческих схем развития, что может случится, например, в ходе мутаций, случайных отклонений механизмов функционирования от своих общих схем (например, когда повреждается ДНК во время естественного и общего для всех организмов процесса транскрипции ДНК, и что не было устранено специальными механизмами защиты), или, в виде индивидуальных особенностей индивида, как, например, более короткое или более длинное по времени развитие структур организма, различность концентраций гормонов в человеческом организме, что может происходить и в силу действия внешних условий на человеческий организм). Этой структурой обуславливается спектр потребностей, который человек сознательно обуздает в течение своего бытия и определяет ко всему этому спектру потребностей, выражаемых сознанием, включенных в структуру человеческого организма уже индивидуального, свое отношение. Отношение также имеет непосредственную связь с биологическими структурами организма, поскольку отношение связано неотрывно с осознанием нервной системой человека, однако, стоит еще раз отметить, что формируемое отношение отличается от абсолютно биологической и данной структуры человеческого организма тем, что отношение формируется в результате осознанного обуздания, между тем как биологическая структура представляет собой нечто данное, на которое самое уже наслаивается эти формируемые отношения. Эти отношения выражаются как в качественном отношении на определенный стимул (например, человек, которого покусала в детстве собака, может иметь на собаку большие отрицательные чувства, чем любой другой человек, так и отношения между разными потребностями, когда человек отдает предпочтение той или иной потребности, может быть, в разных пропорциях).
Итак, интерес есть выражение потребностей, избранных сознанием человека к удовлетворению. Что у покупателей, что у продавцов, имеются свои индивидуальные потребности. Например, продавец вазы, который хочет заполучить корову, может быть, желает заиметь другую потребительную стоимость по той причине, что ваза удовлетворяла одни его эстетические потребности, между тем как имеющиеся у него потребности физиологические (в молоке, в мясе) также должны быть удовлетворены. Продавец вазы не находит ничего другого, кроме как заполучить средство удовлетворения своих физиологических потребностей путем обменного акта вазы на корову. Тоже самое и со стороны покупателя. В другой плоскости он также является продавцом. Единственным различием между ними является то, что продавец коровы желает, наоборот, удовлетворить свои эстетические потребности. Но не одними желаниями других потребительных стоимостей для, собственно, индивидуального потребления, ограничен обменный акт. Продавец вазы мог помимо того, чтобы обеспечить себя мясом и молоком, обеспечить и свою семью мясом и молоком, а, кроме того, удовлетворить желание своей маленькой дочери, которой нравится внешний вид коровы, так что еще этим обменным актом удовлетворялась потребность и эстетическая своей маленькой дочери. Продавец вазы может быть является спекулянтом, так что ему вовсе и не требуется другая потребительная стоимость, и он желает заполучить корову как дальнейшее средство для своих спекуляций. Переходя из области простого товарного обращения, становится ясным, что появляется потребность в самовозрастании собственного капитала путем продажи товаров и получением этим прибыли. Уже понятно, что всякий обменный акт представляет собой столь взаимосвязанную систему удовлетворяемых потребностей, что описывать всю возможную парадигму удовлетворяемых потребностей в той или иной пропорции просто не возможно. Согласно представлению Маркса, из целостной системы удовлетворяемых потребностей можно удалять всякие, по мнению представителей этих представлений, побочные потребности, и оставлять, по мнению представителей этих представлений, лишь важные потребности, например, в плоскости развитого товарного обращения, оставлять лишь потребность персонифицированного капитала в самовозрастании («Как капиталист, он представляет собой лишь персонифицированный капитал. Его душа — душа капитала. Но у капитала одно-единственное жизненное стремление — стремление возрастать, создавать прибавочную стоимость, впитывать своей постоянной частью, средствами производства, возможно большую массу прибавочного труда»[144]) путем заимения прибавочной стоимости и, тем самым, самовозрастания капитала, путем совершения обменного акта. Вопротиву этого, невозможность рассмотрения не является признанием остальных интересов сторон обменного акта незначительными, а дает основание для рассмотрения обменного акта в его абстракции.
Поскольку невозможно описывать всю парадигму удовлетворяемых потребностей совершением того или иного обменного акта, можно рассматривать такие потребности, которые являются универсальными (возникающими, как правило, у большинства представителей обменных актов), и представляются в сознании каждой из сторон обменного акта как подлежащие к удовлетворению. Одной из таких потребностей является потребность в установлении такой меновой пропорции, которая позволит удовлетворить подлежащую к удовлетворению совокупность потребностей при наименьших затратах (затратах как непосредственных, представленных наличными денежными средствами для закупки на эту имеющуюся в руках массу денежных средств жизненных средств, так и опосредованных, представленных авансированным капиталом в различных своих формах (производственного капитала у промышленных капиталистов, товарного капитала у ритейлеров)). Потребность является универсальной потому, что выражается, как интерес, у разных людей с высокой частотой, что позволяет заявлять о включении этой потребности в структуру человеческого организма как универсальной человеческой потребности. Сущность этой потребности заключается в выжимании из имеющегося максимума. Поскольку человек сознательно отдает той или иной потребности предпочтение, возможно, в разной пропорции, универсальная потребность может и не проявиться у одной из сторон обменного акта, о чем и говорит то, что проявляется оно лишь с высокой вероятностью, но, понятно, не всегда. Но это вовсе не значит, что неимение этой универсальной потребности, выражаемой большим количеством другим людей, и включенной в устоявшиеся обменные акты, делает обменные акты «ненормальными» лишь потому, что для одной из сторон не важно было получение выгоды за этот обменный акт. Так, существуют такие явления экономической жизни, как распил государственной собственности, где стоит задача только лишь передать собственность в другие руки, а, также, вообще всякое явление передачи собственности другому лицу с целью лишь одной этой передачи, как, например, передача права владения предприятием своим детям (акт дарения, акт передачи, акт наследования), в которых не стоит задача получения прибыли за совершаемый акт (эти акты у Маркса не могли являться экономическими акта, поскольку здесь имущество не представляется в виде товара, однако, понятно, что сущность явлений одинакова); существуют такие обменные акты, где продажа происходит за «символический рубль», где также не стоит цель получения какой бы то ни было прибыли за этот обменный акт. Данные обменные акты, в представляемой гипотезе, являются нормальными явлениями общественной жизни. Являются нормальными актами потому, что эти обменные акты, как и другие, «устоявшиеся» обменные акты, есть обмен эквивалентов постольку, поскольку данные обменные акты удовлетворили совокупные интересы обоих сторон в своих сделках, хоть эти интересы и отличаются от наиболее часто удовлетворяемых интересов в подобных обменных актах, так что обменные акты являются ничем иным, как равноценными обменами, и товары в этом обмене имеют одинаковую стоимость, поскольку меновая пропорция установила признанную обоими ценность этих товаров. Что касается устоявшихся обменных актов, например, в плоскости развитого товарного обращения, ритейлер хочет заполучить за продаваемый продукт питания наибольшее количество денежных средств со стороны покупателей. Покупатели же, наоборот, хотят отдавать наименьшее количество денежных средств продавцу за данный продукт питания. Эта потребность не является придатком той или иной потребности. Потребность в увеличении дохода со стороны ритейлера появляется из необходимости заиметь как возможность приобретения все больших жизненных средств (например, большая прибыль даст капиталисту возможность съездить лишний раз на отдых), так и возможность представить заполученную большую прибыль в качестве капитала в качестве отсроченного еще большего количества приобретения жизненных средств. Потребность в сохранении денежных средств со стороны покупателей также имеет сходное происхождение, и появляется также из необходимости заиметь большее количество жизненных средств для удовлетворения все больших потребностей (явление эффекта замещения).
Как уже было сказано, совокупный интерес индивида выражается в идеальной меновой пропорции как средства удовлетворения целостной системы потребностей индивида. Поскольку цены формируются при развитом товарном обращении продавцами, именно совокупный интерес продавца вступает в дело первым. Так как предполагаются устоявшиеся обменные акты, в которых встречаются наиболее часто возникающие потребности, то именно жажда к получению большей прибыли, путем получения за товар большего количества денежных средств, первым делом движет определением цены. Получение денежных средств за реализованный товар уже удовлетворяет всю совокупность других потребностей в целостной системе потребностей постольку, поскольку само капиталистическое предприятие было образовано с целью получения больших денежных средств, где желание организации капиталистического предприятия уже заранее было выражено из желания удовлетворения других своих потребностей в целостной системе (как реализация больших полученных денежных средств для приобретения больших, чем до организации капиталистического предприятия, денежных средств). Интерес получения большей выгоды является у капиталиста в рассматриваемом нами случае является движением абсолютным (в том смысле, что у продавца товара не существует, в рассматриваемых нами устоявшихся обменных актах, движения, ослабляющих жажду получения выгоды, как, например, в указанных выше случаях необходимости передать капитал из одни руки в другие вследствие родства, связей или благодарности (в случае с «символическим рублем»), или, в случаях, когда продавец заимел жалость к обдираемому пролетарию, так что продавец не стал бы лишать денежных средств пролетария, которые последний мог бы потратить на дополнительное жизненное средство, и т. д. ). И это абсолютное движение лишь подавляется объективными на то обстоятельствами в условиях действительного обращения товаров. К этим обстоятельствам относится как движение со стороны других продавцов товаров, так и движение со стороны покупателей товаров. Движение со стороны продавцов товаров выражается в конкуренции, а движение со стороны покупателей товаров выражается в противоположном продавцу товара интересе – затратить на покупку товара как можно меньшее количество денежных средств. Следовательно, стоимость товара определяет двухстороннее движение: как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей. Движение со стороны продавцов товаров сводит предполагаемое удовлетворение совокупности потребностей к таким значениям удовлетворения (словно избрания значений на абстрактной шкале удовлетворенности), которые способны удовлетворить продавцов товаров так, чтобы продавец товаров был согласен на такой исход. Понятно, что минимальной предельной ценой товара, удовлетворяющей потребности в предельно-возможных пропорциях, является цена, которая своей реализацией способна покрыть, как минимум, авансированные на производство этого товара затраты (что показывает еще одну недальновидность трудовой теории стоимости, где всякий обменный акт не по величине средней цены, формируемой из средней нормы прибыли к определенной величине капитала, является отклонением, однако, невозможно назвать «ненормальными» обменными актами такие обменные акты, продавцы в которых сознательно не реализуют «среднюю норму прибыли», в действительности, выражающейся в прибавочной наценке к цене, а какой-то определенной ее части, что часто происходит на ярмарках, где необходимо завлечь к менее популярным производителям покупателей более низкими ценами), что удовлетворяет меньшие притязания капиталиста по причине меньших размеров его предприятия. Однако, обменные акты осуществляются с целью удовлетворения больших, чем покрытия расходов, потребностей, поэтому в нормальных условиях конкуренция сводит цены товаров к таким ценам, реализация товаров по которым удовлетворяет большую совокупность потребностей капиталистов. Сами значения удовлетворенности, сформированные на этапе оценивания обстоятельств на данный определенный момент времени, не являются фиксированными, а способны к изменению внешними условиями отчуждения товара (как, например, происходящие изменения в ценах товаров, необходимых для реализации своего собственного товара (при увеличенном количестве товаров, так что необходимая к получению денежная масса теперь должна быть распределена на большее количество элементов в виде товаров, что является отображением закона предложения), происходящие изменения в платёжеспособности покупателей при падении спроса, так что происходит еще большая борьба за покупателя и дальнейшая готовность идти на дальнейшее понижение значений удовлетворённости удовлетворяемых потребностей, и т. д. ). Как уже было сказано, изменение элементов (изменение количества товаров, предлагаемых к продаже, что происходит при повышении производительности труда при неизменном органическом строении капитала и той же занятости рабочей силы, при интенсивном увеличении рабочего дня при неизменных обстоятельствах производства, при экстенсивном увеличении рабочего дня при неизменных обстоятельствах производства, что уменьшает цену вследствие повышения предложения), также способно вносить коррективы в цену товаров, поскольку повышается предложение товаров. Поскольку каждый продавец все еще имеет абсолютную жажду в получении большей прибыли, скорее всего, меновые пропорции, выраженные идеально в ценниках товаров, еще не сведутся к общественнозначимым устоявшимся меновым пропорциям на общественные товары (что проявляется, например, в монопольных сговорах ритейлеров, которые общим повышением цен на продаваемые продукты питания хотят поставить покупателей в условия, где им ничто не останется как купить товары по ценам, приносящих большую, чем без этого сговора, прибыль). Потому цена товаров, как уже было сказано, формируется и под воздействием противоположного движения со стороны покупателей, которые уже оценивают меновые пропорции, выраженные идеально на ценниках, и решают, осуществлять ли этот обменный акт или нет. Ясно, что рационально действующий продавец никогда не определит такую цену на товар, по которой заранее было бы ясно, что никто этот товар не приобрел бы. Поэтому продавцы заранее проделывают критический опыт по продаже товаров идеально в воображении, представляя и интересы покупателей, для того, чтобы понять, может ли быть товар реализован по такой цене или нет. Чаще всего если товары по этим ценам не были реализованы, то капиталист попросту ставил эксперимент по продаже товаров именно по этим ценам и оценивал, сможет ли товар реализоваться по этой цене, или нет. Со стороны покупателей движение реализуется не только собственным совокупным интересом, но и собственной платёжеспособностью как данного извне обстоятельства. И только готовность покупателя на покупку товара придает обменному акту значение равноценного обмена. Движение со стороны покупателей не может, например, потребовать снижения цены из-за увеличения количества товаров в линейке благ, поскольку, они, во-первых, не обладают полной производственной информацией, так что этой информацией обладает только произведший большее количество товаров или после запечатления снижения цены другим производителем вследствие большего количества произведенных им товаров. А во-вторых, в этой ситуации козырями для контроля цен обладает производитель, поскольку он знает, что непонижение цены, вероятнее всего, не вызовет стихийного противоборствующего к понижению цены движения, как то при крупном повышении цены (как, например, при повышении цен на газ в Казахстане[145]) при том же количестве товаров и того же удовлетворения потребностей общества, и покупатели, скорее всего, хоть даже и возможно небольшое возмущение в социальных сетях, на кухне, даже небольшие митинги, примут эти повышенные цены. В случае же с увеличением потребности в товаре (относительного, в результате уменьшения количества производимых товаров, например, вследствие неурожая, или абсолютного, в результате социального развития общества), увеличению цены могут способствовать сами покупатели, готовые платить большие деньги за товар, однако, не все так просто, и это относится не ко всем товарам (в большей части, к товарам не первого порядка удовлетворения), ведь в случае с продуктами питания, хоть даже если цены повысились в результате неурожайного года, то есть, повышение имеет материальную реальную основу, покупатели могут быть недовольными и могут заставить государство своим недовольством ввести государственный контроль цен за ценами[146], так что цены не повысятся, хоть этому была бы реальная основа. Козырями покупателей являются не только прямые столкновения (митинги, недовольство). Это и переход к более дешевым товарам, и замена товаров продуктами собственного труда[147] (выращивание самим того, что раньше покупали в магазинах). Поэтому цены не могут повышаться бесконечно, поскольку жажда к относительной меньшей затрате со стороны покупателей не пропадает, и при определенном уровне начнется сокращение покупок/прекращение покупок данных товаров компаний. Помимо этого, противоборство к повышению цен оказывают сами же капиталисты других сфер, ибо необходимо одинаковое право на " эксплуатацию", также, безудержное повышение цен в сфере продовольствия неизбежно ударит по всей экономике, что вызовет сокращение производства и уменьшение прибылей производительных капиталистов, что приведет к уменьшению налогов, чего так не хочет государство. Механизм определения цены со стороны покупателей для определения цен на общественные товары (товары с необходимой устойчивой ценой) един с механизмом, применяемым покупателем и определяющим цену товара на аукционах, что сопрягается здесь лишь с отсутствием противоположного определения со стороны продавца, между тем как в реальности и это определение со стороны продавца присутствует. Аукцион тем отличается от массовых покупок, что на аукционе товар всего лишь должен достаться 1 покупателю, а на массовом рынке товары могут достаться целой массе покупателей, так что покупатель в общественных масштабах, где речь идет об общественных товарах, не идет во все тяжкие, поскольку шанс того, что ему достанется товар, намного выше. Механизм определения цены со стороны покупателей еще и необходим для объяснения монопольных цен, закупочных цен, только, в отличие от Маркса, монопольная цена формируется двухсторонним движением: как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|