Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросов Никодима статья первая




Показание первое: о Пресвятой Преблагословенной, Славной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.

Содержание

 

Приводится прежде всего напечатанное в книге Скрижаль, на стр. 651, в толковании песни «Честнейшую херувим»: «убо не роди Дева с растлением, но Святому Духу пришедшу на ню и очистившу словом архангела: зане скверна прародительна бяше в ней». К этому присоединены следующие слова из книги «Жезл Правления» (часть 1, воз. 10): «сицевое разумение несть еретическое, но святых отец Восточныя церкве»11

 

Против этого в Скрижали и Жезле выраженного учения автор замечает: «Но велицыи богословцы, учители церковнии, имже святая церковь согласно богословствует, яко Пресвятая, Пречистая, Преблагословенная, Славная Владычица наша Богородица и Приснодева Мария, не точию по рождестве, но ниже в зачатии скверне прародительскаго греха бысть причастна» в подтверждение этого своего положения приводит далее одно изречение св. Златоуста и целый ряд пространных выписок из новых сочинений, принадлежащих писателям церкви грекороссийской: из слова на зачатие Пр. Богородицы св. Димитрия игумена Крупецкого, впоследствии митрополита Ростовского, из слов Лазаря Барановича епископа Черниговского, в книге его «Трубы», из слов Илии Минятия, из книги «Жезл», из книги «Камень веры» Стефана Яворского, из «Духовной вечери» Симеона Полоцкого, из книги «Новое небо» Иоанникия Голятовского, – выписки, для старообрядцев не имеющие никакой важности12. Отсюда, наконец, Никодим делает такое заключение: «Отнюду же явственно познавается, яко новоизданных книг Скрижали и Жезла творцев о Преблагословенней Матери Света Сладчайшего Исуса, умствование (? ) не согласует святой соборной и апостольской церкви: убо того ради и последовати (чему? ) зело сомнительно нам познавается».

 

Замечания на первое показание

 

Итак инок Никодим находит, что сказанное в Скрижали и (будто бы) в Жезле, или, как он выражается, «умствование творцев» сих книг о причастности Пресвятой Девы Марии, в зачатии ее, первородному греху «противно учению соборной и апостольской церкви, и отказывается последовать, конечно, не творцам Скрижали и Жезла, что было бы не важно, а церкви, содержащей изложенное в Скрижали учение, – и все это на основании представленных им выписок из «новоизданных» же сочинений некоторых грекороссийских писателей. Достаточно ли такое основание? – имеют ли такую силу приведенные иноком Никодимом выписки из поименованных им «новоизданных» сочинений, чтобы с решительностью можно было опираться на них в учении о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии? – об этом, как и вообще о новом римском догмате, предучастниками которого явились первоучители раскола (Никита в своей челобитной), и вслед за ними инок Никодим, инок Павел Белокриницкий и др., говорится довольно подробно в ответе Н. И. Субботина иезуиту Гагарину на его книжку «Русская церковь и непорочное зачатие». Ответ сей напечатан в «Душеполезном Чтении» за 1879 г., где и могут прочесть его желающие13.

 

А что содержимое православной грекороссийской церковью и выраженное в Скрижали учение о причастности Пресв. Девы Марии общечеловеческому закону подчинения первородному греху есть учение «святой соборной и апостольской церкви», сие достаточно явствует из следующих святоотеческих свидетельств:

 

Св. Григория Богослова на св. Пасху слово второе, ст. 18, находящееся в старопечатном Соборнике: «Иже Отцу устав и Слово на свой образ вмещается... и весь бывает разве греха чист, родився от Девы, и душу и плоть предочистившей Духом». Толкование: «Зачинается в Девей, сиречь зачатся и родися, предочистившей душу и тело нашествием Св. Духа: тем бо очистися греха, иже от рожества низведеся, изливаем от первозданного Адама и преподающься во весь род» (лист 665).

 

Св. Иоанна Дамаскина книга третья, глава вторая: «Она же (Богородица Дева) к нему (Архангелу): се раба Господня буди мне по глаголу твоему. Егда убо соизволи Св. Дева, тогда Дух Святый найде на ню... очищая и подавая Ей силу прияти Слова Божество, купноже и родити Е».

 

Согласно с сим и св. церковь, на праздник Благовещения Пресв. Богородицы, торжественно воспевает: «и во утробу вселися чисту, предочищену Духом» (на литии, славник на Благовещение Богородицы).

 

И всегдашнее, еженедельное церковное пение тоже утверждает: «приидите поклонимся Господу Иисусу, единому безгрешному».

 

Итак великие церковные учители, св. Григорий Богослов и св. Иоанн Дамаскин, и общие церковные песнопения свидетельствуют, что по учению церкви Пресвятая Дева Мария в благовещении Архангела очищена от первородного греха, иже и на ню от рождества низведеся; и потому инок Никодим натягательно и несправедливо утверждает, акибы велицыи богословцы, учители церковные, и согласно им св. церковь никогда сего учения не содержали.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...