Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статья третья. Показание первое на десять: о глаголе, действующем в восточной церкви при тайне св. крещения: крещается раб Божий, и еже в западном костеле: крещаю тя аз




Статья третья

 

Показание первое на десять: о глаголе, действующем в восточной церкви при тайне св. крещения: крещается раб Божий, и еже в западном костеле: крещаю тя аз

Содержание

 

Здесь инок Никодим приводит из напечатанного в Скрижали слова Гавриила митрополита Филадельфийского следующее место: «Произносим же (в крещении) страдательне, еже крещается глагол, а не действителен двою ради. Первое, аще и в божественном и священном Евангелии оба глагола: еже крещаю, глаголю, и еже крещается обретаются. Ибо еже крещаю священный Евангелист Матфей в гл. 28 глаголет: шедше научите вся языки крестяще я во имя Отца и Сына и Св. Духа. И паки священный Марко сие страдательне возгласитися свидетельствует, глаголет бо в 16-й главе: веровавый и крестивыйся спасется. Сим убо тако сущим, аще и действителен, аще и страдателен возгласится глагол, ничтоже мне исповедуем благодати приити над крещаемого».

 

Эти последние слова м. Гавриила инок Никодим считает «не согласующими вселенской церкви, сопротивными же паче, и доказывает это заимствованными у Симеона Солунского, братьев Лихудиев, Панагиотов Никифора и Константина, свидетельствами о том, что по учению православной церкви надлежит произносить при крещении: крещается раб Божий, а не: крещаю тя. И в заключение говорит: «Посему явлено есть, яко в книге Скрижале... мудрствование, за едино оба глаголати полагающее, еже крещаю и еже крещается, не есть святыя восточныя церкве, но сопротивно паче, согласно же западного костела содержанию является».

 

Замечания на первое на десять показание.

 

Увлеченный примером Поморских ответчиков (отв. 50, ст. 35), инок Никодим в настоящем показании своем показал только излишнюю и ни на чем не основанную придирчивость относительно православной церкви. Если он хотел здесь именно поставить в вину православной грекороссийской церкви, как мнимое отступление ее от православного учения, мнимое употребление в таинстве крещения слов крещаю тя, вместо крещается, то он поступил до крайности несправедливо и неосторожно: ибо ужели не знал он, а равным образом ужели не знают и нынешние раскольники, следующие Поморским Ответам и Никодимовым Вопросам, что церковь грекороссийская оным глаголом: аз тя крещаю никогда не совершала и ныне не совершает святого крещения? Если же инок Никодим направляет свое обвинение собственно против одного из писателей восточной церкви (что уже не представляет особенной важности), то и в этом случае он поступил также неосновательно и несправедливо: ибо и Гавриил Филадельфийский не только не является «несогласующим, паче же и сопротивным» учению вселенской церкви, не только не отвергает церковного учения, что при крещении должно быть употребляемо выражение крещается раб Божий, но и является защитником и проповедником сего учения. Это мог бы видеть инок Никодим из начальных слов того самого места в Скрижали, которое привел в своем показании: «Произносим же (мы, православные восточные христиане при крещении) страдательне, еже крещается, глагол, а не действительне (крещаю тя); а особенно должен был видеть из последующих слов, которые оставил не приведенными: «второе сие (крещается) возглашаем, навыкше во всех смиреннемудрствовати, крещается бо, глаголем, раб Божий». И потом, если бы вникнул он в содержание всей той статьи в сочинении Гавриила Филадельфийского (Скриж. л. 77–83), из которой привел пререкаемые им слова, то увидел бы, что этот восточный писатель защищает здесь православный чин крещения против возражений именно латинских богословов, ставивших в погрешность восточной церкви между прочим, и употребление слов крещается... вместо крещаю тя. Обращаясь к этим богословам, он говорит: «церковные книги, евхология же, сиречь молитвословия и крещения служба свидетели неложни суть, показующе нас превыше быти всякаго гаждения. Внидите убо братски, внидите, и како таинство крещения совершает восточная церковь усмотрите, и опасно вся, иже тамо совершаемая, испытайте, яко право и православно бывают». А инок Никодим этого защитника православных чинов от нарекания западных учителей обвиняет в том, что он будто бы «согласно западного костела содержанию» мудрствует!

 

Никодим, очевидно, соблазнился словами: «аще и действительне, аще и страдательне возгласится глагол, ничтоже мнее исповедуем благодати приити над крещаемого». Но в этих словах, ни мало не отрицая законности и правильности употребляемого православною церковию выражения крещается, Гавриил Филадельфийский показал только разумную и достойную похвалы снисходительность к употребляемому в западной церкви выражению крещаю, находя это выражение не нарушающим силу таинства. И для такого мнения он представил основание, говоря, что оба выражения обретаются в Евангелии, – у Евангелиста Марка есть выражение: иже веру имать и крестится, у Евангелиста Матфея: шедше, научите... крестяще. Инок Никодим должен был опровергнуть это основание, – доказать, что такого выражения у Евангелиста Матфея не находится, или что Гавриил Филадельфийский неверно понял его и приложил к обычаю церкви латинской. Но Никодим ни того ни другого не сделал и сделать не мог, потому не имел и права находить в словах митрополита Гавриила мудрование противное православию. А что употребляемое латинянами выражение крещаю тя не нарушает силы таинства, не препятствует «благодати прийти над крещаемого», это свидетельствуется тем, что и в древней церкви над приходящими от церкви западной крещение, как имеющее силу таинства, повторяемо не было, на что мы представили доказательства выше, в замечаниях на предыдущее, десятое показание.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...