Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показание седмое: о благословении Христове




Содержание

 

Здесь инок Никодим приводит сначала выписку из книги Жезл Правления, где говорится, между прочим, что сам Христос при вознесении своем, извед учеников своих даже до Вифании, «и воздвиг руце свои, благослови их, яве яко о имени своем» (т. е. именословным сложением), и противопоставляет ей выписку из Розыска, где говорится, что «о сложении перстов» при благословении Апостолов Христом Спасителем в Евангелии «не пишется», и потому делается предположение, что «целыми длинами, всеми персты благослови их». С своей стороны, в противность тому и другому мнению, инок Никодим утверждает, что будто бы «первенствующая восточная и грекороссийская церкви от дней апостольских» содержит, что «Христос благослови учеников своих и Апостолов» двуперстно сложенною десницей.

 

Затем, последуя Поморским Ответам, инок Никодим входит в подробные доказательства, что Христос Спаситель «иже по плоти рода еврейска», благословляя Апостолов «евреев сущих», не мог употребить именословного перстосложения, так как в сем перстосложении еврейские литеры Спасителя изображены быть не могут, равно как и латинские.

 

В заключение же всего показания говорится: «Не толико еже литерально персто-согбеньми о имени Іс҃. Хс҃. бываемаго от архиереев и иереев благословения сомневаемся, елико в рассуждении новоизданными от лета 7164-го книгами жестокословне изреченных поречениев и навлеченных клятв на древлецерковное первенствующие церкви содержание двуперстного сложения зело опасаемся».

 

Замечание на седмое показание

 

Заключение, сделанное иноком Никодимом, как видят читатели, совсем не вытекает из предложенных им замечаний и рассуждений. О «поречениях на двуперстное сложение выше не упомянул он ни единым словом; а «зельное опасение» выражает именно о «поречениях». И так как далее, в показании пятом на десять, он уже именно говорит об этих поречениях, подробно исчисляя их, то и мы тем паче не имеем нужды рассматривать здесь его «опасение» о поречениях и отлагаем это рассмотрение до замечаний на пятое на десять показание. Здесь же, по содержанию седмого показания, иноку Никодиму подлежало бы сделать свое заключение «о благословении Христове», т. е. о том, какое перстосложение было употреблено Христом Спасителем при благословении Апостолов пред вознесением на небо. Выразив свое мнение, что будто бы по учению древлеправославной церкви, «от дней апостольских содержимому», Христос Спаситель употребил именно двуперстное сложение, он в заключении говорит уже не о Христовом собственно благословении, но о благословении «архиереев и иереев», и при этом не восстает с решительностью против именословного сложения руки на благословение: «не толико сомневаемся о литерально персто-согбеньми о имени Іс҃. Хс҃. бываемом благословении». Но справедливо ли он выражает даже и малое сомнение о сем благословении? Древность и благопотребность его не подлежит, напротив, ни малейшему сомнению.

 

В доказательство благопотребности именословного сложения сделаю только одно замечание. Св. Иоанн Дамаскин в слове о почитании св. икон, обретающемся в старопечатном Соборнике (сл. в неделю первую поста, л. 325), от поклонения святому Евангелию удостоверяя поклонение икон, говорит: «Словописец написа Евангелие, и что написа во Евангелии? Все еже по плоти смотрение Христово, и предаде церкви. Подобне и живописец сотвори, написав на дсце все плотское смотрение Христово, предаде и той церкви. Темже обои едино повествование написаша, и учат нас. Чесо ради книзе поклоняешися, а дску оплеваеши? Рцы ми, еретиче, кое разнство во обоих, яже обои едину повесть благовествуют? И Един убо поклоняем есть, а другий оплеваем. О, беды! кто не посмеется сицеву суду? кто не возгнушается учительства сего, яко обоим едину повесть повествующим, и един убо поклоляем есть, другий же небрегом? Чесо ради сей поклоняем есть, и сей небрегом? Что разньствует хартия от вора? или что различается чернило от сурика? рцы ми: кому поклоняешися во Евангелии, – мшелю ли, или повести? Всяко речеши ми: поведанию Христова смотрения». До зде из Соборника. Когда мы покланяемся св. Евангелию, то покланяемся и написанному в нем пресвятому имени Іс҃. Хс҃.; и егда священник, прочитавши св. Евангелие, целует его, он целует и пресвятое имя Іс҃. Хс҃. и егда ограждает народ, или кого-либо святым Евангелием, ограждает вместе спасительным именем Іс҃. Хс҃. в нем написанным на бумаге, или на паргаменте, по сказанному ко Аврааму словеси: благословятся о семени твоем вси язы́ цы. И кто, имея ум, христианин сый, усомнится принять от священника ограждение св. Евангелием и в нем написанным именем Іс҃. Хс҃.? Если же написанным на бумаге, или на хартии именем Спасителя ограждение от священника никто не сомневается принимать: то почему-же перстами воображенным именем Спасителя Іс҃. Хс҃. благословение инок Никодим и все старообрядцы сомневаются принять от священника? Не одно ли и то же спасительное имя Христово проповедует и Евангелие и рука священника? И если принять благословение двумя перстами, или двумя свещами (дикирием), во образ двух естеств во Христе, именуемые старообрядцы не сомневаются, но с верою приемлют его, а принять благословение именем Спасителя Іс҃. Хс҃., изображенным перстами же, сомневаются: то этим они не подают ли на себя подозрение, что покланяемое имя Іс҃. Хс҃. не признают достаточным на благословение, как признают достаточным, для сего изображение двух естеств во Христе перстами и свещами? Если они скажут (как и говорят), что персты не могут точно изобразить литеры Іс҃. Хс҃., то разве могут свещи и персты точно образовать собой два естества во Христе? Только верой приемлется, что они имеют такое образование, и никто не воспрещает принимать сие верой; но также точно и образование литер имени Спасителя посредством известного сложения перстов приемлется верой, и никто не должен сему препятствовать. Именуемые старообрядцы, а с ними и инок Никодим, полагают, что такое перстосложение для благословения есть нововводное. Но если бы и действительно перстосложение это было нововведением, то ужели поклоняемое имя Іс҃. Хс҃. есть также нововведение? Ясно, что и в сем случае нет никакого основания сомневаться о благословении именем Спасителя, особенно же когда оно приемлется церковью. А притом инок Никодим, равно как все именуемые старообрядцы, совершенно несправедливо признает именословное перстосложение для благословения нововводным; напротив, оно обретается на весьма многих древнейших греческих и русских иконах, рукописных книгах, и других священных предметах, которые подробно указаны в изданной Братством св. Петра митрополита книжице: «Свидетельства о древности перстосложения именословного троеперстного», также в «Выписках» Озерского (ч. 2-я, отд. 4-е). Здесь указаны изображения именословного перстосложения 1) на многих древних (начиная с шестого века) мозаических и фресковых иконах; 2) на многих миниатюрных и политипажных изображениях, обретающихся в древлеписьменных (начиная с осмого века) и древлепечатных книгах разных библиотек (указаны 46 книг) и 3) на древних (начиная с шестого вселенского собора) святительских облачениях, покровах, пеленах и других церковных принадлежностях (всего указано 22 таких предмета). О древности и правильности именословного перстосложения на благословение благоволят также прочесть глаголемые старообрядцы в книге Григория митрополита: Истинно-древняя Христова церковь (ч. 2-я, гл. 11) и в «Беседословии» протоиерея Алексия Иродионова (Разглагольство 2-е).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...