Показание десятое: о обливательном крещении
Содержание
Здесь инок Никодим делает сначала довольно многочисленные выписки из книжицы «Истинное оправдание правоверных христиан, крещением поливательным во Христа крещаемых» более или менее ясно выражающие мысль, что «нетокмо погружением, но и возлиянием» совершаемое крещение есть таинство.
Затем он приводит пространные свидетельства из священных, отеческих, канонических и богослужебных книг в доказательство, что крещение должно быть совершаемо непременно чрез погружение, и наконец делает следующее заключение: «Убо в рассуждении вышеписанных резонов о всеобдержном действий поливательного крещения догматствованию приснопоминаемыя Святейшего Синода книжицы последовати весьма сомневаемся».
Замечания на десятое показание.
От Святейшего Синода, а паче от вселенской церкви такового «догматствования», чтобы обливательное крещение было приемлемо во «всеобдержное действие» (в чем обвиняет ее инок Никодим), никогда уставляемо не было, и ни в каком издании ее Потребников не содержится наставления, чтобы крещение обдержно совершать чрез обливание. Посему и обвинение такое возводить на св. церковь несправедливо, – скажу более, это есть клевета на церковь. И самая та книжица, изданная от Святейшего Синода, на которую инок Никодим ссылается, как на основание к такому заключению, не содержит «догматствования» о «всеобдержном действии» поливательного крещения, но издана только с тою целью, чтобы разъяснить, что по случаю каких- либо обстоятельств совершенное обливательное крещение не должно быть повторяемо, как имущее силу таинства. О сем ясно сказано в предисловии самой той книжицы: «в церкви святой хотя погружением крестить был и есть обычай, однако по случаю и нужде употребляемо было часто и поливательное крещение, как-то в следующей книжице показуется» (л. 5-й). И все последование изложенных в сей книжице доводов направлено к тому, чтобы показать, что «по случаю и нужде» совершалось в церкви и поливательное крещение, и в таком случае оно принималось и приемлется церковью без повторения; а не к тому, чтобы (как думают старообрядцы) объявить обливательное крещение за всеобдержный церковный обычай.
Что церковь православная не только не приемлет поливательное, или покропительное крещение за обычай всеобдержный, но и зазирает приемлющих его за таковой, в этом удостоверяет не от частного лица, но от всех патриархов вселенских и сущих под ними синодов изданное в 1849 году «Окружное Послание». В 22-м параграфе сего Окружного Послания говорится «о преданности и любви к церкви, возродившей нас не новоизмысленным окроплением, но божественной баней апостольского крещения» и в статье 12-й параграфа 5-го укоряются западные церкви за обдержное употребление в крещении окропления вместо погружения.
А что по случаю и нужде совершалось и в древней церкви крещение поливанием, о том есть свидетельство в служебнике 7110 г. при патр. Иове напечатанном (тетр. 47, л. 7 об. ). Здесь, в чине крещения, напечатано: «И аще убо младенец крещаемый, и погружает его иерей в купели, поддерживая уста ему рукою искусне, от залития воды, занеже младенцу слабу сущу. Аще ли болен, то подобно быти в купели воде теплой, и погрузить его в воде по выю, и возливая ему на главу воду от купели десною рукою, трижды глаголя: крещается раб Божий имя рек». Достойно замечания, что это наставление, повторенное и в Потребниках 7110 и 7124 годов, приводит и сам инок Никодим, делая оговорку, что «по смотрению и нужде» может быть творимо и поливательное крещение. А между тем против изданной от Синода книжицы, в сущности то же самое утверждающей, вооружается всеми силами. Он приводит кроме того слова Питирима епископа Нижегородского из Пращицы, где всеобдержное употребление поливательного крещения признается «римского костела обычаем». Свидетельство это должно бы показать Никодиму, что российская церковь того самого времени, когда издана книжица «о поливательном крещении», не считала законным и дозволительным всеобдержное, без нужды и особого случая, совершение такового крещения, и что поэтому он не должен ставить сие в вину церкви по поводу издания упомянутой книжицы.
Прочие доказательства о том, что по случаю и нужде совершалось и может быть допускаемо совершение святого крещения обливанием см. в «Выписках» Озерского (ч. 2-я, отд. 5, ст. 1-я), а также в собрании моих сочинений (ч. 1, гл. 39).
В том же десятом показании, в особой статье, приводит инок Никодим доказательства и свидетельства против приятия латин без повторения над ними крещения. Но приводя такие свидетельства, он не должен был забывать, что есть и иные, не менее важные свидетельства, из коих видно, что и в древней церкви принималось от латин совершаемое крещение без повторения. Таковы именно свидетельства:
1) Окружного Послания Марка епископа Ефесского:
2) Кормчей пергаменной 13-го века (Синодальной Библиотеки № 132, л. 512 столбец 1), именно в Кириковых вопрошениях новгородского епископа Нифонта.
3) Жития св. Саввы Сербского (рукопись 15 века, хранящаяся в Синодальной Библиотеке под №635. Здесь (на л. 165 об. ) читается: «сущиих же крещенных в латиньсцей ереси такожде с прежде проклятием злые их ереси, и образ веры исповедавших и миру святому молитву прочести, и тако тем святым миром сих всех чювствех помазати, и верных с нами имети. Сиць святый (Савва) всем епискупом своим заповеда от таковых к ним приходящим творити»
Согласно сему и Захария Копыстенский пишет в Полинодии (ч. 3, раздел 1, артикул 3) и в книге «о правдивой единости» православных христиан церкви восточной (гл. 40).
Прочие о сем свидетельства зри в «Выписках» Озерского (ч. 2-я, отд. 5-е, ст. 4-я).
* * *
20 Во гл. 2-й, он именно вот что пишет об этих лжеучениях: «Сказуют (выговцы), что без печати креста осмиконечного на просфоре сумнятся веровать в пресуществление приносимого на литургию хлеба в тело Христово; а на приносимом во св. чаше вине, где нет изображения креста осмиконечного, но только благословляется чаша крестом четырехконечным, в пресуществление приносимого вина на св. литургии в кровь Господню сумнения не высказывают!. А также и в таинстве св. миропомазания, совершаемого кистью под печатью креста четырехконечного, нe сумнятся в сущности Таинства. Подобало бы им, если не со св. церковью, то хоть бы с самими собою быть согласным! ».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|