Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статья вторая. Показание шестое: о честнем и животворящем кресте Христове




Статья вторая

Показание шестое: о честнем и животворящем кресте Христове

Содержание

 

Показание это инок Никодим начинает выписками из книги «Обличение», в которых сочинитель сей книги выражает свое мнение, что крест, на котором распят был Христос, не из трех древ был составлен и не был осмиконечный, и, кроме того, делает такое замечание об обоих видах креста: «сего четвероконечнего вида крестнаго не ставим в догмат веры, якоже и осмиконечного», крест же осмиконечный назвал раскольническим.

 

Этим мнениям сочинителя книги «Обличение» инок Никодим противопоставляет свидетельства о «троедревесии» и осьмиконечии креста Христова, которые заимствует не только из писаний древних отцов и учителей церкви, но, по своему обычаю, и у писателей новоизданных книг, старообрядцами совсем не уважаемых, – у патриарха Никона, Лазаря Барановича, Димитрия Ростовского, Питирима Нижегородского; потом приводит свидетельства Стефана Рязанского, опять святителя Димитрия и сочинителя книги «Увещание», что и крест осмиконечный и крест четвероконечный оба равно честны, обою равна сила.

 

В заключение же всего показания инок Никодим говорит: «Да не вознепщуется о нас вашему святейшеству, яко мы сие точию воображение креста св. почитаем, сие же божественное знамение яко не сущее отвергаем; но мы якоже от трех, тако и от двою древ сложенный крест исповедуем равночестне и равносильна, и кождо есть животворящий крест Христов. Но в рассуждении точию том, еже Святейший Синод, в упоминаемой книге «Обличении», яко не точию осмиконечный трисоставный крест, но и четвероконечный, от двою древ сложенный, за догмат не почитает, осмиконечный же раскольническим порицает. О чем небезызвестно есть, яко честь и бесчестие, по словеси Великого Василия, восходит на первообразное: убо о поречении креста осмиконечного, обою же за догмат непочитание зело сомневаемся».

 

Замечания на шестое показание

 

Из приведенных заключительных слов шестого показания видно, что инок Никодим «зело сомневался» собственно о двух замечаниях сочинителя книги «Обличение», – во-первых, что он не почитает за догмат ни осмиконечного креста, ни четвероконечного, и во-вторых, – что кроме того осмиконечный крест назвал раскольническим.

 

В Кормчей, в сказании о седьмом вселенском соборе (на листе 15), сице пишется о честном кресте: «Тако бо честному кресту покланяющеся, на немже животворное распростерто бысть тело Господне, еже на очищение мирови кровь источи. И еще же и образу креста, имже беси отгоними бывают и страсти исцеляются, того ради, еже единой на первообразном сотворившияся благодати и силы, даже и до тех образов с подобным действом происходити». Здесь сказуется, что должно покланяться кресту Христову во всех его образах, ибо «и до тех образов креста благодать и сила с подобным действом происходит», а чтобы только одному которому нибудь виду креста (то есть осмиконечному, или шестиконечному, или четырехконечному) поклянятися, того в догмат седмым вселенским собором не поставлено. А между тем в Поморских Ответах, против которых написана книга «Обличение», содержится несправедливое и хульное мудрование о четырехконечном кресте: именно в ответе 68 отметается поклонение кресту четырехконечному и не признается он животворящим; а в ответе 65 (истязание третие) говорится, что под печатью креста четырехоконечного на просфоре во св. литургии не происходит пресуществление приносимого хлеба в тело Христово. Вот именно против этого лжеучения и восстает писатель книги «Обличение»20. Поморские отвещатели, согласно мнению и первоучителей раскола, Аввакума и прочих, поставляли в догмат веры, что должно покланяться только одному виду креста, именно осмиконечному, а четвероконечному кресту поклонение отрицали. Писатель книги «Обличение», возражая против сего неправедного мудрования Поморских Ответов, и говорит: «ни сего вида крестнаго (четвероконечнаго) не ставим в догмат веры, ни осмиконечнаго». Не то говорит писатель, что поклонение кресту не ставим в догмат веры; но говорит, что почитать только один вид креста и покланяться только одному которому-либо виду его, осмиконечному, или четвероконечному, – того не ставим в догмата веры; напротив, обоим видам креста творим поклонение, четырехконечному и осмиконечному. Вот смысл сказанного сочинителем книги «Обличение», и ничего противного православию в словах его нет.

 

Достойно удивления, что сказанным в книге «Обличение» соблазнился именно Никодим. Если бы против выражения, что не поставляется в догмат веры поклонение которому-либо одному виду креста, возражали беспоповцы, или нынешние противуокружники, это было бы понятно, но инок Никодим принадлежал к Дьяконову согласию, в котором, подобно как у нынешних окружников, крест Христов четырехконечный почитается и покланяется наравне с осмиконечным, как о том пишет и сам инок Никодим: «Да не вознепщуется о нас вашему святейшеству, яко мы сие точию воображение креста св. почитаем, сие же божественное знамение яко не сущее отвергаем; но мы якоже от трех, тако и от двою древ сложенный крест исповедуем равночестне и равносильна, и кождо есть животворящий крест Христов»

 

Держась такового учения о кресте, инок Никодим только разве по недоразумению мог восстать против выражения, что покланяться только одному какому-либо виду креста, или осмиконечному, или четырехконечному, не есть догмат веры. И когда таковые недоумения были иноком Никодимом основательно рассмотрены, тогда ему отверзлась дверь к беспрепятственному вступлению во св. церковь. В таком же недоумении находятся и нынешние окружники. Они вопиют: дайте ответ на вопросы Никодима! А сами уже не разделяют многих мнений, на которые инок Никодим в своих вопросах просил разрешения.

 

А что писатель «Обличения» назвал осмиконечный крест «раскольническим», на это мы предлагаем ответ из книги митрополита Новгородского Григория о истинно-древней церкви (ч. II, гл. 9). «Ваши наставники обвиняют православную церковь в том, что некоторые из православных называют осмиконечный крест раскольничьим. Такая речь частью справедлива: ибо некоторые из православных иногда действительно так говорят, не с каким-нибудь неуважением, тем менее с презрением к кресту осмиконечному, а только для показания того, что всеми вами почитается истинным крестом один осмиконечный крест, с решительным и злобным отвержением креста четвероконечного. А нынешним именуемым старообрядцам надлежит и совсем оставить жалобы на резкие выражения некоторых полемических писателей, сделанные в духе их времени: ибо высшая церковная власть в настоящем 1886 г. заявила явственно, что оные выражения принадлежат частным лицам, а церковь их не разделяет»

 

О том же, что св. церковь почитает и крест четвероконечный и крест осмиконечный заедино животворящим и истинным крестом Христовым, кроме указанных самим Никодимом свидетельств в Розыске и Увещании, смотри еще в Беседах к глаголемому старообрядцу (третья беседа о четырехконечном кресте и дополнение), в книге: Истинно-древняя и истинно-православная Христова церковь (ч. 2-я, гл. 9-я), в Выписках Озерского (ч. 2-я, отд. 3-е), а также и в собрании моих сочинений (изд. 4-е. ч. 1-я, гл. 50-я).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...