Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показание второе на десять: о трисвятой песни




Показание второе на десять: о трисвятой песни

Содержание

 

В показании сем инок Никодим приводит, заимствованное им из Поморских Ответов и много раньше встречающееся в челобитных Никиты и Соловецкой, крайне мелочное предъявление против церкви, состоящее в том, что при пении трисвятого на литургии, к последнему его воспеванию прибавлено в Скрижали и новоисправленном Ирмологии слово сила: «сила: Святый Боже». В этом прибавлении, вслед за упомянутыми писателями, инок Никодим видит искажение самой песни трисвятого и отступление от «чина святыя службы первенствующей, яко восточной, тако грекороссийской православно-кафолической церкви», и «сего ради о сем сомневается»

 

Замечание на второе на десять показание

 

Показание это именно показывает одну только мелочность и крайнюю придирчивость тех предъявлений против церкви, к каким прибегали и прибегают раскольники, тщащиеся обвинить православную церковь в отступлении от православия. А для показания всей его неосновательности достаточно привести замечание митрополита Новгородского Григория в книге его единой истинно-древней церкви (ч. 2, гл. 18), что это слово – сила не есть прибавление к трисвятой песни, а только певческий знак, показывающий, что надобно петь более высоким и громким голосом, если бы это слово сила составляло какой-нибудь прилог к самому смыслу песни трисвятого, то оно прилагалось бы к каждому повторению трисвятого, а не к последнему только. И никогда во св. церкви трисвятое с оным прилогом сила не пелось и не поется, чтб без сомнения знают и сами старообрядцы.

 

И так ошибочно и нерассудительно поступил инок Никодим, и прежде его поступили Никита, Соловецкие челобитчики, Поморские ответчики и другие, приняв указание для певцов за прилог к самой песни трисвятого и даже признав его за едино с прилогом: «распныйся за ны, содержавшим именно неправославное мудрование, и поставив таким образом в вину своего отделения от церкви.

 

Показание третье на десять: о божественной песни аллилуиа

Содержание

 

Здесь инок Никодим приводит сначала из Пращицы, Жезла, Увета, Обличения, некоторые места, содержащие ту мысль, что сугубое аллилуиа имеет неправославное происхождение и значение21, потом исчисляет, последуя большей частью Поморским Ответам, старописьменные и старопечатные книги, в которых встречается сугубое аллилуиа, приводит также о нем свидетельства из службы преп. Евфросину Псковскому (а не из жития), Максима Грека, Стоглавого собора, Проскинитария (? ).

 

«Отколь явственно познавается, – говорит он в заключение, – яко во вселенстей православно-кафолического исповедания церкве издревле, елико на востоце, по свидетельству... премудрого Максима Грека от дней равноапостольнаго Игнатия Богоносца... божественная песнь святая аллилуия всеобдержне двократно с приглашением в третий докса си о феос, российски же слава тебе Боже, елико в востоке, колико в святопросвещенней России в градех, островех, весех, монастырех и пустынех, отцы святыми и всеми православными христианы... незазренно пояшеся. Тем убо и мы... усердно соблюдающе древнее вселенския церкве вссобдержное двократного аллилуиа содержание, поречениев и клятв на то, еже в новоизданных книгах напечатася, зело сомневаемся».

 

Замечания на третье на десять показание

 

Что касается поречений на двукратное аллилуиа, то, если бы таковые и действительно находились в новопечатных книгах, никакой важности они не представляют и «зельное сомнение» Никодима по поводу этих, произнесенных частными лицами, поречений совсем напрасно, а тем паче такое сомнение не дозволительно для нынешних старообрядцев, после недавно изданного Святейшим Синодом «Изяснения» относительно всех порицательных отзывов полемических книг о именуемых старых обрядах. Но то имеет большую важность, что инок Никодим, вместе со всеми глаголемыми старообрядцами, признает двоение аллилуиа «всеобдержным вселенския православно-кафолическия церкве обычаем», ведущим свое начало от времен апостольских, а потому и отступление от сего обычая признает отступлением от «вселенския древлеправославныя церкве». Он поступил в этом случае весьма неосмотрительно и несправедливо: утверждая «всеобдержность» обычая двоить аллилуиа на свидетельстве указанных им нескольких древлеписьменных и древлепечатных книг, он не принял во внимание, что в древнейших памятниках письменности находится еще более свидетельств о трегубом аллилуиа, несомненно показывающих, что сугубое аллилуиа не было «всеобдержным» церковным обычаем, а утверждая исключительную правильность, или православность сугубого аллилуиа, он не принял во внимание, что источники, на которых утверждается сия исключительная якобы правильность его, внушают сильные сомнения относительно их достоинства, и что, с другой стороны, православная церковь, не исключая совершенно из употребления и сугубое аллилуиа, имеет вполне твердые основания предпочитать ему тройственное аллилуиа, как более правильное.

 

Раскрывать подробно все это, т. е. рассматривать свидетельства и основания, приводимые в защиту исключительной древности и правильности сугубого аллилуиа, а также приводить свидетельства о несомненной древности трегубого аллилуиа и доказательства его преимущественной правильности, мы считаем здесь излишним, так как о всем этом вполне достаточно говорится во многих сочинениях православных писателей. Весьма обстоятельно и полно все это изложено еще в постановлениях собора 1667 г. (см. особенно гл. 3) и в полемических сочинениях прежнего и нового времени: из сих последних заслуживают особого внимания статьи об аллилуии в книге протоиерея Алексия Иродионова (разглагольство 5-е), у протоиерея Полубенского (Брат. Сл. 1886 г., т. II, стр. 86–106) и в книге: «Истинно-древняя Христова церковь» (ч. 2-я, гл. 12); а в «Выписках» Озерского (ч. 2-я, отд. 2, ст. 3-я) приведены многочисленные свидетельства древнеписьменных и древнепечатных книг, греческих и славянских, об употреблении трегубого аллилуиа. Здесь желающие найдут ответ на все, содержащееся в «показании» инока Никодима; мы же с своей стороны ограничимся немногими краткими замечаниями.

 

Так как наиболее важным основанием для двойственной аллилуия и в показании Никодима и вообще у старообрядцев служит определение Стоглавого собора, то мы и остановимся на нем прежде всего. Приведем это определение вполне. Во гл. 42-й Стоглава читается следующий «ответ о трегубой аллилуиа»:

 

«Что во Пскове и во псковской земле по многим монастырем и церквам, да и в новгороцкой земле по многим же местом, доднесь говорили трегубую аллилуию, кроме апостольских и отеческих преданий. Известно же уведехом от писателя жития преподобного отца нашего Евфросина Псковского нового чудотворца, как его ради святых молитв извести и запрети Пречистая Богородица о трегубой аллилуии, и повеле православным хрестьяном говорит сугубую аллилуию, а третие слава тебе Боже. И того ради отныне всем православным хрестьяном говорит двоегубое аллилуие, а в третие слава тебе Боже, якоже святая соборная и апостольская церкви имея и предаде, а не трегубити аллилуии, якоже преже сего во Пскове говорили и по многим местом, а в четвертое приговаривали слава тебе Боже... Сия несть православных предание, но латынская ересь. И того ради не подобает святыя аллилуии трегубити, но дважды глаголати аллилуия, а втретии слава тебе Боже. Понеже бо по-еврейски аллилуия, а по-нашему по-русски слава тебе Боже».

 

Из сего постановления Стоглавого собора ясно, что в Новгородской земле и во Псковской святое аллилуиа троили до Стоглавого собора, и собор не глаголет, что это троение аллилуии в Псковской и Новгородской земле было недавним нововведением: «доднесь говорили трегубую аллилуию». Этим доказывается, что тройственное аллилуиа во времена Стоглавого собора во Пскове и Новгороде было древним преданием. Было ли тогда троение аллилуии в Москве, как оно существовало во Псковской и Новгородской землях? Было. Это доказывается ясно посланием Фотия митрополита Московского во Псков, где он повелевает святое аллилуиа троити, и пишет сице: «А что ми пишете о аллилуии на славах, сице глаголи: слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно в веки веком аминь, аллилугиа, аллилугиа, аллилугиа, слава тобе Боже, аллилугиа, аллилугиа, аллилугиа, слава тобе Боже, аллилугиа, аллилугиа, аллилугиа, слава тобе Боже»22 Святитель Фотий митрополит Московский не написал бы этого, если б у него в Москве не троили, а двоили аллилуиа. Таким образом, невольно засвидетельствовав древность трегубого аллилуия, Стоглавый собор затем не представляет свидетельств о древности сугубого аллилуиа, а утверждается точию на недавнем свидетельстве описателя жития преподобного Евфросина, глаголя: «Известно же уведехом от писателя жития преподобного отца нашего Евфросина Псковского нового чудотворца, как его ради святых молитв извести и запрети Пречистая Богородица о трегубой аллилуии и повеле православным хрестьяном говорити сугубую аллилуию, а третие слава тебе Боже. И тою ради отныне всем православным хрестьяном говорити двоегубое аллилуия, а в третие слава тебе Боже».

 

Рассмотрим теперь и это основание, на котором утвердился Стоглавый собор в своем определении о сугубом аллилуиа.

 

Вот как читается в Житии преподобнаго Евфросина это место, на которое указывает Стоглав. Приводим его по древнейшему списку жития (в Макарьевской Четьей Минеи, Синод. Библ. № 994 л. 53(5))23:

 

«Чюдо 2-е о том же списатели, како явися ему Пресвятая Богородица со архангелом и преподобным».

 

«И пришед Богородица, ста с преподобным близ возглавия моего... Слышах Богородицу с прочими глаголющих... сего ради да двоится востину правоверными божественная алллуиа. Первие дважды да глаголется в прославление Отцу: аллугиа, аллугиа слава тебе Боже. И сия тайна: вскресе, вскресе в Божестве и человечестве24, и слава ему яко Отец Вседержитель есть, Бог неотступен Божеством своим единочада Слова Сына своего Христа и Христос (не) отступивый очеловечения считаю Духа Божества Отцу. Идеже бо Отец, ту и Сын Слово неразлучно в лоне ему есть. А идеже Сын Слово Божие, ту и существо Святаго Духа Бога вчеловечение. И се есть свршен Отец и всынением Духа един в Троици славится и удвоением Божественнаго аллугиа познавается и славится. И паки второе глаголется дважды божественная аллугиа. Глаголется дважды во славу единочаднаго Слова Божия. Аллугиа (аллугиа) слава тебе Боже, тож есть вскресе, вскресе Христос Сын Божий, подобен Отцу, и слава ему, яко неразлучен с ним божеством и человечеством, и воплощения ради Святаго Духа Сын Божий наречется, а воскресения ему ради свершен Бог познавается и славится. Идеже бо Сын, ту и Отец есть, и сими наразлучно ура(в)нися и прославися Пресвятый Дух. И сего ради един Сын в Пресвятей Троицы истинен Бог славится удвоением Божественнаго аллугиа, яко Бог и человек. Третицею же пакы дважды глаголется Божественная аллугия, глаголется в прославление Святому Духу, яко да не работен будет Отцу и Сынови Пресвятый Дух, понеже истинный Дух Бог есть. И того непреложное вчеловечение и всынение Христос и единочадо есть Слово без нетления Отцу. Таже бо глаголется аллугиа, аллугиа слава тебе Боже, сиречь вскресе, вскресе, слава ему, яко неразлучное действо всынение Святаго Духа, Христос вскрес, вскресе Бог и человек. И того ради равная слава Святому Духу, якоже слава Отцу и Сынова. И того делма и тем Святый Дух Бог свершен познавается един в Троице неразлучном ему вчеловечением25, и удвоением Божественнаго ему аллугиа познавается и славится в двою естеству Бог и человек».

 

Вот каково откровение, бывшее якобы списателю жития преподобного Евфросина. И таковое неправославное учение возможно ли признать истинным откровением? А оно-то и положено Стоглавым собором в основание определения о двойственном аллилуиа и об отложении тройственного. И мало того, что в основание сего определения полагается мнимое откровение, несогласное с православным учением веры, – Стоглавый собор и сам не согласует с сим мнимым откровением: ибо, как мы видели, списателево откровение толкует, что аллилуиа значит воскресе и что дважды говорить аллилуиа значит дважды говорить воскресе, а Стоглавый собор в своем постановлении толкует, что аллилуиа значит слава тебе Боже. Ясно, что и сам Стоглавый собор не доверяет толкованию откровения, будто аллилуиа значит воскресе, напротив излагает свое толкование, что аллилуиа значит слава тебе Боже. Этим он сам показал недоверие к мнимому откровению, содержащемуся в Житии пр. Евфросина, и сам отступил от основания, на котором утверждает свое определение о двойственном аллилуиа. Как же и другие могут иметь доверие к такому основанию, а затем и к основанному на нем определению?

 

Впрочем, хотя постановление Стоглавого собора о двойственном аллилуиа основано и на таком шатком основании, как мнимое откровение списателю Жития преподобного Евфросина, содержащее столь противные православию учения, но нельзя самый Стоглавый собор считать причастным тем неправым учениям, какие обретаются в оном откровении: ибо Стоглавый собор не только не привел этих лжеучений, но даже не признал и содержащагося в нем толкования о слове аллилуиа, что оно значит воскресе. По учению собора Стоглаваго аллилуиа значит слава Тебе Боже, и, по его толкованию, дважды говорить аллилуиа, а потом третие слава Тебе Боже значит трижды говорить слава Тебе Боже в честь Св. Троицы, что согласно православию. Здесь только не составляется полнота славословия, как в тройственном аллилуиа, где троекратным произношением слова аллилуиа прославляется тройственность Божественных ипостасей, а единичным после сего произношением слава Тебе Боже означается единство Божества во св. Троице, что согласует и славославию херувимов, глаголющих потрижды свят, и единою Господь: свят, свят, свят, Господь Саваоф. Зри о том в творениях св. Афанасия, который в толковании на 104 псалом пишет: «Аллилуиа значит: хвала невидимому. Говорят, что сим словом восхваляют Бога ангелы, как херувимы словами: свят, свят, свят. Это предали святые отцы, сами слышавшие ангельское пение, как Исаия слышал серафимское»26. Такое точно православное значение трижды произносимого аллилуия с приглашением слава Тебе Боже весьма ясно изложено в толковании сей песни, сделанном вселенскими патриархами Паисием Александрийским и Макарием Антиохийским, которое внесено в деяния собора 1667 г. Тамо изволяяй да чтет (гл. 3, л. 29), Сему согласуется и все церковное славословие, всегда прославляющее, согласно серафимскому пению, Троицу во единице и единицу в Троице. И сию-то полноту славословия имеет тройственное аллилуия с приглашением слава Тебе Боже.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...