Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Свидетельство из слова Максима Грека




5. Свидетельство из слова Максима Грека

Подлинность приписываемого Максиму Греку слова, из коего заимствуется сие свидетельство, учеными подвергается сомнению. Но если оно есть и подлинное произведение Максима Грека, и «тогда не может служить доказательством правильности и древности двуперстного сложения. Старообрядцы смотрят на двуперстное сложение, как на догмат веры, догмат же веры ни в чем не может быть изменяем. А в слове Максима Грека сие перстосложение является измененным, не соответствующим принятому у старообрядцев способу сложения перстов и догматическому его знаменованию. Здесь повелевается два перста протяженны имети, ибо сказано: »... протяжением долгого и среднего исповедуем сшедшася два естества во Христе». Но протяжением перстов никак не может быть образован догмат: «преклонь небеса и сниде», так как по напечатному во Псалтырях и в Кирилловой книге толкованию преклонение небес и снитие образуется наклонением велико-среднего перста. И сами старообрядцы не следуют указанному наставлению Максима Грека, – обоими протяженными перстами никто из них не изображает на себе крестного знамения. Посему справедливо ли и по совести ли инок Никодим и вообще именуемые старообрядцы в защиту употребляемого ими перстосложения приводят Максимово свидетельство о таком перстосложении, которого и сами не употребляют, и с таким его знаменованием, которого и сами не допускают?

 

6. Свидетельство от Стоглавого собора

И самое свидетельство от определений Стоглавого собора, столь важное в глазах старообрядцев, не может быть далее для них самих доказательством несомненной правильности и всеобдержности двуперстного сложения, ибо описанное в сем определении перстосложение, хотя и сходствует по внешности (впрочем не вполне) с употребляемым старообрядцами, но в догматическом значении, какое усвояет ему Стоглавый собор, от употребляемого старообрядцами совершенно отличается (а в догматическом значении, как должны согласиться и старообрядцы, заключается вся сущность перстосложения). В определении Стоглава повелевается тремя перстами, великим и двумя малыми, образовать не три ипостаси св. Троицы, как образуют старообрядцы, последуя Псалтырям и Кирилловой книге, а преклонение небес и снятие Сына Божия на землю: «креститися и благословити: два долныя (нижния), а третий верхний к долныма перстома; то же согбение толкует: преклонь бо небеса и сниде нашего ради спасения» (Стогл. гл. 31). Итак, по суждению и определению отцов Стоглавого собора, о которых с таким благоговением говорит инок Никодим, три перста в двуперстном сложении должны иметь совсем не то значение, какое усвояет им Никодим и усвояют все старообрядцы, являющиеся таким образом непокорниками Стоглавого собора, и притом в пункте столь важном, как догматическое знаменование употребляемого ими перстосложения. Это резкое отличие изложенного в Стоглаве толкования о значении перстов от указанного в других уважаемых старообрядцами свидетельствах и общепринятого у них, было примечено, как надобно полагать, и издателями Иосифовских Псалтырей: думается, что они поэтому именно и не напечатали его в Псалтырях31. А притом и находящееся в Стоглаве описание перстосложения, какое по определению собора должны употреблять все православные христиане под страхом проклятия за неповиновение сему определению, – описание это не вполне согласно перстосложению, употребляемому старообрядами: ибо в Стоглаве повелевается наклонить указательный перст («а верхний перст с средним совокупив, простер и мало пригнув»), а не средний, который именно приклоняется в употребляемом старообрядцами перстосложении.

 

Итак установление Стоглавого собора о перстосложении, и в толковании и в самом описании перстосложения, не согласует тому сложению перстов, которого старообрядцы держатся, последуя постановлению Иосифовских Псалтырей, и потому напрасно инок Никодим и все старообрядцы в защиту и утверждение сего перстосложения ссылаются на определение столь уважаемого ими Стоглавого собора, которому в настоящем, и самом важном для них, случае они не последуют.

 

7. Свидетельство изданных при п. Иосифе Псалтырей с восследованием

Свидетельство Иосифовских Псалтырей, как и вообще книг, изданных при п. Иосифе, не может быть приводимо в доказательство апостольской древности и всеобдержного употребления в церкви двуперстного сложения. Что во времена п. Иосифа в русской церкви у очень многих, особенно у грамотных людей, прочетших именуемое Слово Феодорита, принят был обычай креститься двуперстно, этого никто не оспоривает; но указание на существовавший в семнадцатом столетии, в одной частной церкви, и не у всех членов этой церкви, обычай двуперстия, очевидно, не может служить доказательством апостольской древности и всеобдержного во всей православной вселенской церкви употребления сего обычая. Поэтому и наставления о двуперстии, изложенные в Иосифовских Псалтырях и других книгах того времени, сами по себе не могут иметь важности и значения, потребных доказательству древности того или другого обряда. Важны собственно основания, на которых утверждаются сии наставления. Главным основанием для наставления о двуперстии, изложенного в Иосифовских Псалтырях, служит известное под именем Феодорита слово о еже «како благословити и креститися», о котором и следует сделать замечание. Не говоря о том, что именуемое Феодоритово слово, по тщательным изысканиям людей сведущих, вовсе не принадлежит Блаженному Феодориту, именем которого надписано, а есть, как видно по всему, произведение русского писателя, явившееся не ранее ХV-го века, достаточно заметить, что оно в первоначальной своей редакции, встречаемой во всех почти древних сборниках (за исключением сборника митрополита Даниила) и даже во всех древних списках Стоглава, имеет чтение, существенно отличное от напечатанного в Псалтырях и принятого старообрядцами. Именно в списках Феодоритова слова древнейшей редакции нигде не говорится, чтобы слагать во имя св. Троицы именно следующие три перста: большой и два малых, также и для образования двух естеств во Христе слагать именно вышний и великосредний персты, как читается в принятой у старообрядцев редакции, а говорится только: «три персты равны имети вкупе по образу троическому» а два «наклонены, а не простерты». Такой текст Феодоритова слова, притом древнейший и потому правильнейший, очевидно, не может служить доказательством в защиту употребляемого старообрядцами перстосложения, но служит более в пользу троеперстного сложения (три персты равны имети вкупе, а два наклонены, а не простерты), употребляемого православной церковью. Пространнее о сем смотри в изданий Братством св. Петра митрополита книжке: «Так называемое Феодоритово слово в разных его редакциях», и в предисловии к этой книжке.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...