5. Свидетельство из слова Максима Грека
5. Свидетельство из слова Максима Грека Подлинность приписываемого Максиму Греку слова, из коего заимствуется сие свидетельство, учеными подвергается сомнению. Но если оно есть и подлинное произведение Максима Грека, и «тогда не может служить доказательством правильности и древности двуперстного сложения. Старообрядцы смотрят на двуперстное сложение, как на догмат веры, догмат же веры ни в чем не может быть изменяем. А в слове Максима Грека сие перстосложение является измененным, не соответствующим принятому у старообрядцев способу сложения перстов и догматическому его знаменованию. Здесь повелевается два перста протяженны имети, ибо сказано: »... протяжением долгого и среднего исповедуем сшедшася два естества во Христе». Но протяжением перстов никак не может быть образован догмат: «преклонь небеса и сниде», так как по напечатному во Псалтырях и в Кирилловой книге толкованию преклонение небес и снитие образуется наклонением велико-среднего перста. И сами старообрядцы не следуют указанному наставлению Максима Грека, – обоими протяженными перстами никто из них не изображает на себе крестного знамения. Посему справедливо ли и по совести ли инок Никодим и вообще именуемые старообрядцы в защиту употребляемого ими перстосложения приводят Максимово свидетельство о таком перстосложении, которого и сами не употребляют, и с таким его знаменованием, которого и сами не допускают?
6. Свидетельство от Стоглавого собора И самое свидетельство от определений Стоглавого собора, столь важное в глазах старообрядцев, не может быть далее для них самих доказательством несомненной правильности и всеобдержности двуперстного сложения, ибо описанное в сем определении перстосложение, хотя и сходствует по внешности (впрочем не вполне) с употребляемым старообрядцами, но в догматическом значении, какое усвояет ему Стоглавый собор, от употребляемого старообрядцами совершенно отличается (а в догматическом значении, как должны согласиться и старообрядцы, заключается вся сущность перстосложения). В определении Стоглава повелевается тремя перстами, великим и двумя малыми, образовать не три ипостаси св. Троицы, как образуют старообрядцы, последуя Псалтырям и Кирилловой книге, а преклонение небес и снятие Сына Божия на землю: «креститися и благословити: два долныя (нижния), а третий верхний к долныма перстома; то же согбение толкует: преклонь бо небеса и сниде нашего ради спасения» (Стогл. гл. 31). Итак, по суждению и определению отцов Стоглавого собора, о которых с таким благоговением говорит инок Никодим, три перста в двуперстном сложении должны иметь совсем не то значение, какое усвояет им Никодим и усвояют все старообрядцы, являющиеся таким образом непокорниками Стоглавого собора, и притом в пункте столь важном, как догматическое знаменование употребляемого ими перстосложения. Это резкое отличие изложенного в Стоглаве толкования о значении перстов от указанного в других уважаемых старообрядцами свидетельствах и общепринятого у них, было примечено, как надобно полагать, и издателями Иосифовских Псалтырей: думается, что они поэтому именно и не напечатали его в Псалтырях31. А притом и находящееся в Стоглаве описание перстосложения, какое по определению собора должны употреблять все православные христиане под страхом проклятия за неповиновение сему определению, – описание это не вполне согласно перстосложению, употребляемому старообрядами: ибо в Стоглаве повелевается наклонить указательный перст («а верхний перст с средним совокупив, простер и мало пригнув»), а не средний, который именно приклоняется в употребляемом старообрядцами перстосложении.
Итак установление Стоглавого собора о перстосложении, и в толковании и в самом описании перстосложения, не согласует тому сложению перстов, которого старообрядцы держатся, последуя постановлению Иосифовских Псалтырей, и потому напрасно инок Никодим и все старообрядцы в защиту и утверждение сего перстосложения ссылаются на определение столь уважаемого ими Стоглавого собора, которому в настоящем, и самом важном для них, случае они не последуют.
7. Свидетельство изданных при п. Иосифе Псалтырей с восследованием Свидетельство Иосифовских Псалтырей, как и вообще книг, изданных при п. Иосифе, не может быть приводимо в доказательство апостольской древности и всеобдержного употребления в церкви двуперстного сложения. Что во времена п. Иосифа в русской церкви у очень многих, особенно у грамотных людей, прочетших именуемое Слово Феодорита, принят был обычай креститься двуперстно, этого никто не оспоривает; но указание на существовавший в семнадцатом столетии, в одной частной церкви, и не у всех членов этой церкви, обычай двуперстия, очевидно, не может служить доказательством апостольской древности и всеобдержного во всей православной вселенской церкви употребления сего обычая. Поэтому и наставления о двуперстии, изложенные в Иосифовских Псалтырях и других книгах того времени, сами по себе не могут иметь важности и значения, потребных доказательству древности того или другого обряда. Важны собственно основания, на которых утверждаются сии наставления. Главным основанием для наставления о двуперстии, изложенного в Иосифовских Псалтырях, служит известное под именем Феодорита слово о еже «како благословити и креститися», о котором и следует сделать замечание. Не говоря о том, что именуемое Феодоритово слово, по тщательным изысканиям людей сведущих, вовсе не принадлежит Блаженному Феодориту, именем которого надписано, а есть, как видно по всему, произведение русского писателя, явившееся не ранее ХV-го века, достаточно заметить, что оно в первоначальной своей редакции, встречаемой во всех почти древних сборниках (за исключением сборника митрополита Даниила) и даже во всех древних списках Стоглава, имеет чтение, существенно отличное от напечатанного в Псалтырях и принятого старообрядцами. Именно в списках Феодоритова слова древнейшей редакции нигде не говорится, чтобы слагать во имя св. Троицы именно следующие три перста: большой и два малых, также и для образования двух естеств во Христе слагать именно вышний и великосредний персты, как читается в принятой у старообрядцев редакции, а говорится только: «три персты равны имети вкупе по образу троическому» а два «наклонены, а не простерты». Такой текст Феодоритова слова, притом древнейший и потому правильнейший, очевидно, не может служить доказательством в защиту употребляемого старообрядцами перстосложения, но служит более в пользу троеперстного сложения (три персты равны имети вкупе, а два наклонены, а не простерты), употребляемого православной церковью. Пространнее о сем смотри в изданий Братством св. Петра митрополита книжке: «Так называемое Феодоритово слово в разных его редакциях», и в предисловии к этой книжке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|