Показание двадесять девятое: о брадобритии
Содержание
Выписав из Розыска (ч. 2, гл. 19) следующее выражение: «убо брадобритие несть грех против Бога», инок Никодим говорит, что о сем «многие из отлучившихся грекороссийския церкве зело сомневаются». «Мы же, продолжает он, во особенное вашего архипастырства благое рассуждение и вину и случай о том зельного сомнительства всенижайше предлагаем». И потом приводит против брадобрития многочисленные и пространные свидетельства из ветхого завета, из церковных правил (именно ссылается на девяносто шестое правило шестого вселенского собора), из Потребника и разных отеческих и не отеческих книг.
Замечания на двадесять девятое показание
Приводит инок Никодим свидетельства от постановлений ветхого завета в доказательство, еже небрити брады, забыв, какое постановление сделано апостольским собором о всей обрядовой части ветхого закона (кроме заповедей, о них же сам Спаситель мира сказал: аше хощеши внити в живот, соблюди заповеди). В книге Деяний Апостольских повествуется: Восташа нецыи от ереси фарисейския веровавшии, глаюлюще, яко подобает обрезати их (от язык веровавших), завещавати же блюсти закон Моисеов. Собрашася же Апостола и старцы ведети о словеси сем. Многу же взысканию бывшу, востав Петр, рече к ним: мужие братие, вы весте, яко от дний первых Бог в нас избра усты моими услышати языком слово благовестия и веровати: и сердцеведец Бог свидетелствова им, дав им Духа Святаго, якоже и нам, и ничтоже разсуди между нами же и онеми, верою очищ сердца их. Ныне убо, что искушаете Бога, хотяще возложити иго на выи учеником, егоже ни отцы наши, ни мы возмогохом понести? Но благодатию Господа Иисуса Христа веруем спастися якоже и они. Ниже: Тогда изволися Апостолом и старцем со всею церковию, избравше мужа от них, послати во Антиохию с Павлом и Варнавою, Иуду, нарицавшаго Варсаву, и Силу, мужа нарочита в братии, написавша рукама их сия: Апостолы, старцы и братия, сущим во Антиохии и Сирии и Киликии братиям, иже от язык (о Господе) радоватися. Понеже слышахом, яко нецыи, от нас исшедше, возмутиша вас словесы, развращающе души ваша, глаголюще обрезатися и блюсти закон, имже мы не завещахом... Изволися Святому Духу и нам, ничтоже множае возложити вам тяготы, разве нуждных сих: огребатися от идоложертвенных, и крове, и удавленины, и блуда: и елика не хощете вам быти, другим не творите, от нихже соблюдающе себе, добре сотворите (Деян. зач. 30). Из сего апостольского постановления и сказания о нем явствует: 1) что требовать от христиан соблюдения обрядов ветхого завета значит «искушать Бога»: и ныне убо, что искушаете Бога, хотяще возложити иго на выи учеником; 2) что предписывающие христианам блюсти (кроме заповедей) ветхого закона обычаи суть «развратницы»: понеже слышахом, яко нецыи, от нас исшедше, возмутиша вас словесы, развращающе души ваша, глаголюще обрезатися и блюсти закон; 3) что сделанное Апостолами законоположение, освобождающее христиан от исполнения ветхозаветных обрядовых уставов, есть законоположение Святаго Духа: изволися Святому Духу и нам; и 4) что в числе тех ветхозаветных постановлений, которые Апостольский собор сделал обязательными и для христиан (удалятися идоложертвенных, удавленины и проч. ) постановление о не брадобритии не обретается, точно так же, как не обретается ветхозаветное воспрещение употреблять в пищу некоторых мяс и рыб, почему и сами старообрядцы не восстают против употребления в пищу этих мяс и рыб56
Итак, приведенные иноком Никодимом из ветхого завета свидетельства и постановления, возбраняющие брадобритие, не имеют силы, как упраздненные по изволению Святаго Духа Апостольским собором. А притом и в ветхом завете брадобритие не полагалось великим против закона Божия преступлением, ибо при очищении левитов, при возведении их в левитскую службу, повелевалось им обрить все тело (Числ. гл. 8, ст. 7): значит и браду. При очищении прокаженного повелевалось обрить все власы его, главу и браду (Левит гл. 14, ст. 9). И в Евангелии учительном, в неделю 29-ю о прокаженном, сказано: «браду же остризает, еже суть греси мужа». Если бы брадобритие в ветхом завете полагалось за великое преступление Божия заповеди, то ни по какому случаю, а особенно в посвящении левитов, не было бы повелено; а так как повелено, то значит и не полагалось в преступление.
Против брадобрития инок Никодим приводит еще во свидетельство 96-е правило шестого вселенского собора. Но в правиле этом о брадобритии совсем не упоминается, а говорится только о плетущих и виющих власы: «Иже власы плетуще и виюще, или мудростию некоею шаряще, на вред зрящим, да отлучатся». Если бы шестый вселенский собор полагал брадобритие за великий грех, то говоря об украшении влас, не умолчал бы и о брадобритии, а поелику умолчал, то значит и не поставлял его в великий грех.
Итак несправедливо инок Никодим сослался во свидетельство против брадобрития на постановления ветхого завета, упраздненные Апостольским собором, и на правило вселенского собора, вовсе не упоминающее о брадобритии. Другие, приведенные им свидетельства, еще менее важные и справедливые, не заслуживают подробного разбора.
А что у нас в России брадобритие употреблялось некоторыми и в древности, о том свидетельствует Стоглавый собор (см. 25-й царский вопрос), и брадобритие тогда в великий грех не полагалось, как свидетельствует Потребник, напечатанный в пятое лето патриарха Иосифа, в слове о брадобритии. Итак, брадобритие употреблялось некоторыми на Руси и до времени патриарха Никона. Однако и сами старообрядцы не будут утверждать, чтобы от сего пострадало тогда православие русской церкви: точно также и ныне православие церкви российской от сего повреждено быть не может, и инок Никодим несправедливо изъявляет столь великое опасение о лишении православия чрез употребление некоторыми брадобрития.
Инок Никодим возмутился употребленным в Розыске выражением: «убо брадобритие несть грех противу Бога», и всю статью свою о брадобритии написал по поводу и в возражение против этого выражения. Но это несомненно правильное выражение, или положение есть вывод из целого, обширного, весьма тщательно и основательно составленного святителем Димитрием, рассуждения о брадобритии. Инок Никодим только тогда мог бы восставать против этого положения, если бы рассмотрел и опроверг доказательства, на которых оно основано. Но этого он не сделал и сделать не мог: а потому, вооружаясь против сего, несомненно правильного положения, он обнаружил только свою собственную неосновательность и излишнюю придирчивость к писателям православной церкви. Пространнее о брадобритии см. в книжице, составленной иеромонахом Филаретом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|