Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показание двадесять третие: о отшедших душах святых




Содержание

 

Показание начинается следующей выпиской из книги Скрижаль (гл. 15): «Яко души святых суть верху на небеси вкупе со ангелы, и с ними зрят нас, что делаем в животе нашем, и Божиим промыслом провидят пользу нашу, и хранят ны, и во св. церкви приходят души святых вкупе со ангелы, и воспевают Бога с нами».

 

За сим приводит инок Никодим следующие слова из напечатанных в той же Скрижали ответов Афанасия Великого ко Антиоху князю: «Яко во храмех и градех святых бываемыя присенения и видения не душами святых бывают, но ангелы святыми, преобразуемыми в вид святых», и проч. Приводит также иные о сем соображения, свидетельство от Патерика, из толкований блаж. Феофилакта, и даже из книги «Жезл».

 

И наконец делает следующее заключение: «И посему примечания достойно есть, яко в Скрижали, о посещении душ святых в молитвенных храмех догматствование с великими богословцами и учительми вселенския церкве не согласует, яве яко противно быти показуется, чему и последовати, кроме яже по особенному смотрению Божию бываемых присещений святых, яко же Самуил пророк явися Саулу, зело сомневаемся».

 

Замечания на двадесят третие показание

 

Удивительно, с каким пристрастием именуемые старообрядцы тщатся собирать обвинения на св. церковь!

 

У святых отцов обретаются иногда не одинаковые мнения об одних и тех же предметах, не имеющих строго определенного догматического значения: соответственно тому и у церковных писателей встречаются о таких предметах понятия не одинаковые, – одни держатся мнения одних отцов, другие – других, ибо и самой церковью ни те, ни другия мнения не отвергнуты. В таких случаях обыкновенно бывает, что один из старообрядческих обличителей, имея в виду только одно отеческое мнение, за несогласие с ним смело обвиняет церковь в неправильном понятии о вере, хотя это понятие вполне соответствует другому отеческому мнению, без внимания оставленному обличителем: между тем другой раскольнический обличитель (а иногда и тот же самый), имея в виду только это другое мнение, точно так же за несогласие с ним обвиняет церковь в неправильном учении, хотя это учение согласно тому отеческому мнению, которого требовал держаться первый обличитель. Таким образом, церковь является у раскольников виновной и в том случае, когда следует одному отеческому учению, и в том, когда следует другому, от него отличному, – один обвиняет ее за то, что не отвергнуто ею одно отеческое мнение, другой за то, что не отвергнуто другое, несогласное с первым, хотя ни то, ни другое чистоты веры не нарушает и никакой догматической погрешности не содержит, – и оба притом обвиняют церковь не просто в неправильном понятии о предмете, не имеющем догматического значения, но и прямо в ереси, в противлении всея вселенския церкви учению, не примечая, в ослеплении вражды своей ко святой церкви, что сами при этом впадают в противоречие друг с другом и даже с самими собою. Это именно находим мы в отношении к вопросу о явлении душ святых, о котором Никодим рассуждает в настоящем показании. Один из первых расколоучителей, поп Лазарь, обвинял православную церковь за то, что в Скрижали отрицается собственное явление душ святых, каковое мнение находится именно в ответах св. Афанасия ко Антиоху князю48, а Никодим обвиняет св. церковь за то, что, следуя отеческому же учению, признает собственное явление душ святых. Итак оба ратуют и друг против друга и совокупно против св. церкви, обвиняя ее в ереси. А между тем инок Никодим должен бы знать, что в настоящем случае входит в противоречие с Лазарем, ибо сам же пользуется Жезлом Правления, где обличение Лазаря подвергнуто возобличению. В Жезле он мог бы найти не только разбор Лазарева возражения, но и достаточный ответ на свои собственные «сомнения» относительно мнимой неправоты церкви в решении вопроса о явлении душ святых. Здесь, в Жезле, между прочим говорится: «Подобный сему (т. е. вопросу о явлении святых) вопрос можно зде помянути: ведят ли святии Божии о молитвах, яже к ним о нас, и о нуждах наших? На сие мнози богословцы ответствуют утверждающе, яко ведят. Тако Двоеслов в книзе 12, тако Василий Великий в книзе о девстве, и прочий. Обаче блаженный Августин, в книзе о попечении мертвых, в главе 13, отрицает, глаголя: яко не ведят. Еже их разньство удобь согласится, аще разделим сице: яко естественне и обычно всех не ведят; но Богу им открывающу, яже велит, по благодати своей, во своем естестве, яко в зерцале являющу, увещаются о молитвах и о нуждах наших. Подобне и в настоящем деле разделитися может: яко души святых выну на месте, себе от Бога дарованном, пребывают и не имеют обычая еже являтися людем; обаче аще паче обычая Бог своим повелит смотрением, еяже вины ради сам несть, явствоватися могут». До зде из Жезла (л. 105). Если бы инок Никодим вникнул в эти слова, он увидел бы, что как несправедливо Лазарь восставал против мнения о невозможности постоянного, по собственному желанию, явления душ святых людям на земли живущим, также несправедливо и он сам восстает против мнения о возможности и действительности чрезвычайных, по Божию велению и смотрению, явлений людям душ святых, – увидел бы, что и то и другое суть мнения отеческия, и что приемля оныя церковь ни

 

мало не погрешает и ни к каким сомнениям повода не дает49.

 

Прибавлю к этому, что, по свидетельству и самими старообрядцами уважаемых церковных книг, некоторые из святых, как-то свв. мученики, имеют особые дарования являться на помощь людям, их чтущим и с молитвою к ним прибегающим. Так в Минеи-Четии, Декабря в 22 день, в житии св. мученицы Анастасии Узорешительницы пишется, что некоторым святым особая благодать дана есть, еже зрети и посещати нас. Здесь читаем: «Разгневавшеся игемон, затвори ю (св. Анастасию) во мрачной темнице и гладом ю тридесять дней моряше. Но та питашеся надеждою своею, Христом Господом, той бо бе ей сладкая пища и в тесноте утешение; по вся же нощи являшеся ей святая мученница Феодотия (прежде ея пострадавшая) и исполняше веселия сердце ея, и укрепляше ю. Довольно же с нею Анастасия о многих беседующи и вопрошающи, единою о сем вопроси, како она к ней приходит по смерти. Феодотия же извести ей, яко душам мученическим особно та от Бога благодать даровася, да по отшествии от земных приходят, к нимже изволят, и беседуют с ними, и утешают я». До зде из Жития. То же подтверждается и церковной песнью, в служебной Минеи, месяца Ноября в 15 день, в стихирах на вечерни святым мученникам Гурию, Самону и Авиву: «Авив премудрый, и Самом чудный, и Гурий славный, общий составльше верным лик, радостно ныне сликовствуют страстотерпцы и веселятся, душам бо мученическим от Бога се дано быст, зде бываемая зрети разумно».

 

Итак, инок Никодим должен бы удовлетвориться ответом Жезла, ясно разрешающим его недоумение. Из приведенных в Жезле свидетельств и из других он мог бы ясно видеть, что святые, пребывая в дарованном им от Бога месте, обаче, по изволению Божию, являются людям и зрят наши нужды и прошения к ним, Богу им открывающу, и что некоторым святым, якоже мученикам, дано особое дарование посещати живущих на земли. Обвинять же в неправославии православных писателей за неодинаковые суждения о таких предметах, о которых и святые отцы рассуждали не одинаково, сице и сице, а наипаче обвинять за них и всю православную церковь в неправославии, как это делают именуемые старообрядцы, не рассудительно и крайне несправедливо.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...