Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показание двадесять четвертое: о страстотерпцах Христовых




Содержание

 

Приводятся сначала следующие выписки из «новоизданной» книжицы «О блаженствах», именно из содержащегося в ней толкования осьмого блаженства: «Аще кто от православных за истину правоверия пойман и мукам предан будет, должен убо страдати мужественно, призывая Бога помощника, но со всякою кротостию, не укоряя ни мало судию мучителя. Сия добродетели толико должна есть страдальцу законному, яко без нея весьма незаконный и неправильный, и потому ниже венца достойный подвиг будет. Крепко и сие правило, яко на священном писании основанное, и образом самого пострадавшаго за нас Спасителя и ему последовавших страдальцев утверждаемое. (Ниже) Христос пострада по нас, нам оставл образ, да последуем стопам Его. Иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его, иже укоряем, противу не укоряше, стражда не прещаше: предаяше же судящему праведно. (1 Петр. гл. 2). Аще убо который страдалец хулит, и безчестит судию мучителя, той како последует стопам Христовым? Не последуя же Христу, како может законный мученик быти? како венца небеснаго за несообразное агнцу Божию страдание свое надеятися может? И отсюду несомненно ведаем, что где во историях написано, како мученик укорял и безчестил мучителя, повести таковыя ложныя суть, и не деялось тако, как пишется, но легкомысленнии и неискуснии писателие, по своему мнению и мечтанию, написали от себе, и на святыя мученики злая, но себе мнимая добрая, деяния налагали».

 

За сим инок Никодим приводит из Четий-миней многочисленные выписки, свидетельствующие, что якобы св. мученики, напротив, именно укоряли и поносили мучителей. Отсюда наконец он делает следующее заключение: «И посему явственно познавается, яко сочинитель вышеименованной книжицы «О блаженствах», в толковании осьмого блаженства, с великими богословцы и учительми вселенский церкве не согласует. Понеже о ревностно по благочестии подвизавшихся, судиев же и мучителей зловерных о злочестии их дерзновенно укоривших и обличивших, неправо догматствует, о чем выше сего засвидетельствовася, в чесом согласными быть весьма сомневаемся»

 

Замечания на двадесят четвертое показание

 

Инок Никодим утверждает, будто сочинитель книги «О блаженствах», основавшийся в своем суждении о мучениках на примере самого Спасителя и свидетельстве о нем св. Апостола Петра, «не согласует с великими богословцы и учительми вселенския церкви». А сам однакоже не указал ни одного «великого богословца» и ни одного «вселенского учителя», который бы проповедывал противное сему, основанному на слове Божием, учение, и привести не мог; сослался же только на одно, в Четиях минеях содержащееся, сказания о житиях святых, которые притом и не противоречат сказанному в книге «О блаженствах», что понял бы и сам инок Никодим, если бы вникнул беспристрастно в подлинный смысл сказанного здесь. Сочинитель книги «О блаженствах» полагает различие в обличении и укорении мучителей, – признает, что иное дело – обличить нечестие, или обличить мучителя в нечестии, и иное дело поносить самую личность мучителя. Поносить личность мучителя, говорит он, истинному мученику, как подражателю Христа, не свойственно; а исповедовать веру и обличать нечестивых в нечестии, или укорять нечестие мучителей и он признает свойственным мученику.

 

Ибо и он говорит, что мученик должен страдать мужественно и быть законным страдальцем; а это и значит с дерзновением исповедовать веру и обличать нечестие нечестивых. При этом он утверждает только, что вместе с обличением нечестия не должно быть соединяемо личное укорение мучителя, то есть кроме веры, кроме его нечестия. И говоря это, он указывает на пример Спасителя, о котором св. Апостол Петр свидетельствует: иже укоряем противу не укоряше. Так же рассуждает и св. Никон Черногорец (кн. 2, гл. 25); «Вине не сущи, не порицай еллина сквернава, ниже буди досадитель; но аще убо вопрошен будеши о вере его, отвещай, яко скверна есть и нечестива. Никому же вопрошающу, ни нудящу глаголати, не подобно есть просто вражду восприимати. Кая бо есть нужда излишну вражду устроевати? »

 

И в самых житиях святых, из которых инок Никодим приводит выписки, делается такое же различение между обличением нечестия мучителей, и поношением их личности. Так напр. св. мученик Вавила говорил мучителю: «неподобает нам христианам никогоже от человек укорити, ни досадити, ниже убо тебе досаждаем: неподобает бо безчестити Божие создание, образом Его почтенное. Обаче, аще кто на Бога дерзает и безчестие наносит святым его, то токоваго не точию почитати несть достойно, но и возненавидети, яко врага, праведно есть». Ясно отсюда, что выраженное в книге «О блаженствах» мнение о страдальцах не только с учением «великих богословцев» согласно, но и приведенным у самого Никодима выпискам из житий не противоречив.

 

Приведу в подтверждение сказанного еще следующее повествование из жития преподобного Макария Египетского (Генв. в 19-й день): «Грядущи некогда преподобный от скита в гору Нитрийскую и уже приближающися, рече ученику своему: предиди мало предо мною. Идяше же впреди ученик, срете жреца идольскаго, спешно грядуща и несуща дрено велие. Воззва к нему брат: слыши, слыши, демоне! камо грядеши? Обращьжеся жрец, би его крепко и остави еле жива, и похитив свое древо, бежа. Текшу ему мало, срете его авва Макарий, и рече ему: спасися, трудолюбче, спасися! Он же, удивлься, рече ко отцу: что благо видиши во мне, яко сицевыми мя словесы приветствуеши? Отвеща старец: яко вижду тя трудящася. Глагола жрец: умилился, отче, словесы твоими, познал бо тя человека Божия суща: ин же инок, сретши мя, досади мне, аз же бих его до смерти. И припаде жрец ко святому, емляся за нозе его и глаголя: не оставлю тя, отче, дó ндеже сотвориши мя христианина и инока. И идяше со святым Макарием. Приидоша же к лежащему брату и еле жива его обретше, несоша в церковь, яже в горе Нитрийстей. И видевше отцы Нитрийстии с преподобным Макарием жреца идольскаго ходяща, чудишася: и крестивше его, иноком сотвориша, и мнози от еллин его ради быша христиане. И глаголаше авва Макарий: злое слово и добрых злыми творит, доброе же слово и злых соделовает добрыми».

 

Итак, сказанное в книжице «О блаженствах», что истинному мученику Христову не свойственно поносить и укорять личность мучителя, не есть что-либо новое, «великим богословцам и учителям вселенския церкви не согласующее», – напротив согласно учению апостольскому и святоотеческому. Притом же мнение сие не касается догматов веры, и если бы изложивший его писатель даже уклонился в нем от строгой истины, и тогда несправедливо было бы поставлять его в вину всей церкви и в оправдание своего отделения от церкви.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...