6. Итог занятия. — Послушайте отрывок из сказки «Репка». Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой?
6. Итог занятия — Что Вы использовали при пересказе текстов? (Вопросы, — Для чего нужен план текста? — Какими были ваши ответы: полными или краткими? — Какой ответ можно считать полным? — Какой ответ можно считать кратким? «Текст»
Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема' построения повествовательного текста.
• ознакомить с текстом типа «повествование», схе • формировать умения определять особенности - в тексте; • формировать умение пересказывать повествова • развивать слоговой синтез.
серия сюжетных картинок «Репка», набор опорных таблиц «Текст-повествование», карточки с текстом (см. приложение 2. Карточка 1), запись на доске. ХОД ЗАНЯТИЯ: 1. Организационный момент Замок откроется тогда, > Когда составишь ты слова. Попробуй разгадать быстрее всех! Уверена, что ждет тебя успех! — Сядет тот, кто из слогов составит слово: ка, кош са, по, дил ка, внуч ка, баб ка, мыш — Назовите все слова. {Кошка, посадил, внучка, бабка, — Вы узнали эту сказку? Как она называется? («Репка») — Как называются слова, по которым можно определить 2. Запись числа, темы занятия 3. Анализ текста русской народной сказки «Репка» — Послушайте отрывок из сказки «Репка». «Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, (лабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытащили репку! »
Кто написал эту сказку? Почему она называется русской народной сказкой? Давайте вспомним эту сказку. Вы ее знали еще до школы, когда были совсем маленькие. Логопед выставляет серию сюжетных картинок «Репка» (см. рис. 24—31), предлагает ученикам рассмотреть их. «Текст» 7 занятие
I — Расположите данные картинки в правильной последова — Как вы думаете, что мы составили с помощью этих кар — Расскажите сказку (по серии сюжетных картинок). — О чем эта сказка? Определите тему сказки. — Прочитайте пословицы, подумайте, подходят ли они к На доске: 1. Берись дружно, не будет грузно. 2. Сообща и гору своротишь. 3. Работай дружней, так будет верней.
— Определите основную мысль сказки. (В трудном деле — С какого момента начинают развиваться события? (По — Что было дальше? (Выросла репка большая-преболь- — Для этой сказки важно не то, как росла репка, а то, как — Перечислите героев сказки, которые вытягивали репку? — Как они появились? (Бабку и внучку позвали, Жучку и — Назовите слова-действия, которые предпринимали ге — Какое слово-действие используется для того, чтобы по Вывод. Текст русской народной сказки «Репка» — повествовательный текст, так как в нем говорится о случае, о со-нытии, о действиях, которые происходили друг за другом, а латем закончились. Главная особенность повествовательного текста — это сообщение о развивающихся событиях и о завершении действия. Поэтому в повествовательном тексте много слов, назы-нающих действия предметов (глаголов). Порядок таких слов в тексте соответствует порядку самих действий, тому, как развивались события.
4. физкультминутка —: Расскажите русскую народную сказку «Репка», докажите, как все происходило. Один ученик пересказывает сказку (по серии сюжетных картинок), дети инсценируют. 5. Текст-повествование. Схема построения повествовательного • Знакомство с текстом. Учитель-логопед выдает каждому ребенку карточку с текстом (см. приложение 2). Папа принес домой птенца. Лена насыпала ему крошек. Но бедняга даже не посмотрел на еду. Девочка вынесла клетку на улицу и поставила у порога. Слетелись воробьи. Вдруг одна воробьиха взяла в клюв крошку и подлетела к птенцу. На другой день Лена бежала из школы. Она спешила накормить воробушка. Воробьиха уже сидела на форточке'. Когда птенец подрос, Лена открыла клетку. Воробьиха позвала птенца. Он выпорхнул в форточку и улетел. — Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учениками. ) ПОРОГ — поперечный брусок, закрывающий проем между дверью и полом. • Анализ текста — О чем рассказывается в тексте? — Определите тему текста. (Текст о птенце. ) — Определите основную мысль текста. (Как воробьиха кор «Текст» — Озаглавьте. (Воробьиха спасла птенца. ) (Запись заго — Сколько в этом тексте частей? Объясните свой ответ. — Составим план. • Беседа по содержанию. Составление плана текста. Языковые средства связи. — Прочитайте первую часть текста. — Откуда взялся воробей? — Как он вел себя у людей? — Это начало действия. (Учитель-логопед прикрепляет на — Предложите название этой части. (Папа принес птен — Назовите опорные слова этой части. (Насыпала, бед — Прочитайте вторую часть рассказа. — Что сделала девочка? — Это развитие действия. (Учитель-логопед прикрепляет — Предложите название этой части. (Девочка вынесла
— Назовите опорные слова этой части. (Вынесла, на ули — Прочитайте третью часть текста. — Что произошло на улице? — Кто же кормил птенца? — Этот момент самый важный, главный — это кульмина- — Предложите название этой части. (Воробьиха кормит — Назовите опорные слова этой части. (Вдруг, взяла, клюв,
— Прочитайте четвертую часть рассказа. — Почему Лена не сразу выпустила птенца из клетки? — Это конец действия, итог. (Учитель-логопед прикрепля Получается полная опорная таблица «Текст-повествование» НАЧАЛО I РАЗВИТИЕ КУЛЬМИНАЦИЯ I ИТОГ —- Предложите название этой части. (Птенец улетел. ) (Запись в тетрадь, на доске. ) — Назовите опорные слова этой части. (Когда подрос, от — Прочитайте текст еще раз, посмотрите, как писатель об — Как связаны предложения в тексте? (Птенец — ему, Образец записи на доске:
ВОРОБЬИХА СПАСЛА ПТЕНЦА. План
Насыпала, бедняга, не посмотрел
Девочка вынесла клетку. Вынесла, на улицу, поставила
Вдруг, взяла, клюв, подлетела, бежала, спешила покормить, сидела на форточке
Когда подрос, открыла, позвала, выпорхнул, улетел «Текст» 8 занятие
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|