Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Текст-описание. Схема построения описательного текста




Текст-описание. Схема построения описательного текста

Знакомство с текстом

Учитель-логопед выставляет предметную картинку «Волк», текст записан на доске.

Волк — мощный зверь. Он похож на крупную собаку.

Тело волка покрыто серой шерстью. У него большие и длинные лапы. Хвост опущен вниз. Глаза у волка внимательные и зоркие. Уши торчат, как у овчарки. У волка большая пасть и длинные острые зубы. Нюх у хищника очень хороший.

Волк легко может выследить и настигнуть добычу.

— Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учени­
ками. )

Анализ текста

— Докажите, что это текст.

— Определите тему текста. (Текст о волке. )

— Определите основную мысль текста. (Описание волка. )

— Над каким типом текста мы сегодня будем работать?
Докажите.

— Как строится текст-описание? Назовите части текста-
описания.

— Озаглавьте. (Волк. ) (Запись заголовка текста в тетрадь,
на доске. )

Беседа по содержанию. Составление плана текста. Язы­
ковые средства связи

— Сколько в этом тексте частей? Объясните свой ответ.

— Составим план.

— Прочитайте первую часть рассказа.


— Сначала выделен общий признак предмета. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную таблицу).

ОБЩИЙ ПРИЗНАК

— Предложите название этой части. (Мощный зверь. ) (За­
пись в тетрадь, на доске. )

— Назовите опорные слова этой части. (Мощный, похож. )
(Учитель-логопед записывает опорные слова на доске. )

— Прочитайте вторую часть текста.

— Эта часть содержит признак частей предмета. (Учитель-
логопед прикрепляет на доске опорную таблицу).

[признак частей

Перечислите по порядку, что описывается во второй ча­сти? (Тело, лапы, хвост, глаза, уши, пасть. )

Уточнение лексического значения слова:

Пасть — зев, рот зверя, рыбы.

Как описывается каждая часть предмета? Назовите опор­ные слова. (Запись в тетрадь, на доске по ходу чтения и раз­бора текста. )

Признак частей:

1) тело         покрыто шерстью

2) лапы        большие, длинные

3) хвост       опущен вниз

4) глаза         внимательные, зоркие

5) уши          торчат, как у овчарки

6) пасть       большая, острые зубы

— Прочитайте третью часть.

Итогом текста является оценка предмета. (Учитель-лого­пед прикрепляет на доске опорную таблицу).

[оценка предмета 1

— Прочитайте оценку предмета автором.

— Предложите название этой части. (Опасное животное. )
(Запись в тетрадь, на доске. )

— Назовите опорные слова этой части. (Легко выследить,
настигнуть добычу. )

(Учитель-логопед записывает опорные слова на доске. )

— Прочитайте текст еще раз. Как предложения связаны
друг с другом?

— Назовите языковые средства связи. (Волк зверь, он, у
него, хищник.
Используются имена существительные, обозна­
чающие части целого: тело, хвост, глаза, уши, нюх у хищника. )


     
 


ТЕМА.

ЦЕЛИ;

ОБОРУДОВАНИЕ:

«Текст»

Образец записи на доске:

ВОЛК.

План.

Мощный зверь.

ОБЩИЙ ПРИЗНАК

Мощный, похож

а) тело

б) лапы

в) хвост

г) глаза
А) уши
е) пасть

ПРИЗНАК ЧАСТЕЙ

покрыто шерстью большие, длинные опущен вниз внимательные, зоркие торчат, как у овчарки большая, острые зубы

ОЦЕНКА ПРЕДМЕТА Опасное животное Легко выследить,

настигнуть добычу

Устный пересказ текста по плану, опорным словам

— По плану, опорным словам перескажите текст. Учащиеся пересказывают. Логопед помогает учащимся

использовать при пересказе план, опорные слова; редактиру­ет высказывания учащихся. Оценивание устных пересказов учащихся.

• Обобщение.

Прочитайте опорные слова текста-описания. Определи­
те часть речи. (Коллективная работа. )

Сделайте вывод, какие слова чаще всего являются опор­
ными в текстах-описаниях? (Имена прилагательные. )

 

С каким животным сравнивается волк? Прочитайте
предложения, в которых содержится это сравнение. (Он по­
хож на крупную собаку. Уши торчат, как у овчарки. )

Какие слова помогают сделать сравнение: (Похож на .;.
...; торчат, как........... )


9-10 занятия

Текст-рассуждение. Характерные признаки текста -рассуждения. Схема построения рассуждения.

формировать умения конструировать сложно­
подчиненные предложения, анализировать при­
чинно-следственные связи;

• познакомить с особенностями текста типа «рас­
суждение», схемой построения те кета-рассужде­
ния;

• формировать умения определять особенность
текста-рассуждения;

■ • совершенстврвать слоговой анализ слов.

набор опорных таблиц «Текст-рассуждение», кар­точки с текстом (см. приложение 2, карт. ), запись на доске.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...