Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

• Знакомство с текстом




• Знакомство с текстом

КОНЕК НА КРЫШЕ

В старину избы часто украшали коньками. Кто был первым помощником человека? Конечно, конь!

Конь помогал крестьянину пахать землю, сеять зерно.

Многие века конь служил транспортом. На нем люди ездили и перевозили поклажу.

Без коней не было бы и почты. Почтовые лошади перевози­ли разные вести на большие расстояния.

А кто помогал русскому воину в бою? Конь! Случалось, он выносил с поля боя раненого хозяина, спасал ему жизнь.

Живет конек на крыше. Дождик прольет — станет конь золо­тым. Еще выше поднимает голову, гордится собой.

(Е. Каменева)

— Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 ученика­
ми. )

Анализ текста

— Докажите, что это текст.

— Определите тему текста. (Текст о коньке на крыше. )

— Определите основную мысль текста. (Почему люди поме­
щали на крышу конька? )

— Определите тип текста. (Текст-рассуждение. ) Докажи­
те. (Текст отвечает на вопрос: почему люди помещали на
крыши домов конька? )

— Запишите заголовок. (Запись заголовка текста в тет­
радь, на доске. )

Беседа по содержанию. Составление плана текста. Язы­
ковые средства связи

— Проанализируем схему построения текста-рассужде­
ния.

— Сколько в нем частей? Объясните свой ответ.

— Прочитайте то, что объясняется. (Первая часть текста. )

— Прочитайте те части рассказа, которые содержат объяс­
нения или доказательства.


«Текст»


11-12 занятия


 


                 
 


Образец записи на доске:

КОНЕК НА КРЫШЕ План


Конек на крыше. В старину украшали помощ киком, конечно

Устный пересказ текста по плану, опорным словам

— По плану, опорным словам перескажите текст.
Учащиеся пересказывают. Логопед помогает учащимся

использовать при пересказе план, опорные слова; редактиру­ет высказывания учащихся. Оценивание устных пересказов учащихся.

Обобщение

О чем говорится в тексте-рассуждении? (В текстах-
рассуждениях говорится о причинах событий, фактов, явле­
ний. )

— Из каких частей состоит текст-рассуждение? (Тезис, до­
казательства и вывод. )


 

— Прочитайте вывод. (Последняя часть текста. )

— Составим план текста.

— Прочитайте первую часть рассказа.

— Выделите тезис или основную мысль. (Учитель-логопед
прикрепляет на доске опорную таблицу). [ТЕЗИС]

Продолжите название этой части. (Конек на крыше. )
(Запись в тетрадь, на доске. )

— Назовите опорные слова этой части. (В старину укра­
шали, помощником, конечно. )
Учитель-логопед записывает
опорные слова на доске. )

— Прочитайте те части рассказа, которые содержат объяс­
нения или доказательства тезиса. (Учитель-логопед прикреп-

ляет на доске опорную таблицу). | ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

— Прочитайте, по порядку все доказательства тезиса. На­зовите опорные слова. (Запись в тетрадь, на доске по ходу чте­ния и разбора текста. )

|ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.! Помощник человека:

а) на земле;    Крестьянину, пахать, сеять

б) транспорт; Служил, ездили, перевозили

в) почта;       Не было бы, почтовые вести,

расстояния

г) на войне.    Помогал русскому воину,

случалось, выносил раненого хозяина, спасал

— Прочитайте вывод. (Учитель-логопед прикрепляет на
доске опорную таблицу). [ВЫВОД[

— Предложите название этой части. (Золотой конь. ) (За­
пись в тетрадь, на доске. )

— Назовите опорные слова этой части. (На крыше, про-
льет, станет, выглянет, поднимает, гордится. ) (Учитель-
логопед записывает опорные слова на доске. )

— Прочитайте текст еще раз. Как предложения связаны
друг с другом?

— Назовите языковые средства связи. (Конь на нем, он,
лошади. Используются вопросительные предложения. (Кто
был первым помощником человека? А кто помогал русскому
воину в бою? )).


ТЕЗИС

[ДОКАЗАТЕЛЬСТВА! Помощник человека:

а) на земле;

б) транспорт;

в) почта;

г) на войне.

ВЫВОД

Золотой конь.


Крестьянину, пахать, сеять

Служил, ездили, перевозили

Не было бы, почтовые вести,

расстояния

Помогал русскому воину,

случалось, выносил раненого

хозяина, спасал.

На крыше, прольет, станет, выглянет, поднимает, гор­дится.


«Текст»


13 занятие


 


             
 


ТЕМА,

Составление плана текста с обозначенными частями,

ЦЕЛИ:

• формировать умения определять тип текста, срав­
нивать тексты на одну тему;

• закреплять знания о схеме построения текста-пове­
ствования, текста-описания, текста-рассуждения;

• формировать умения составлять план текста по
обозначенным частям.

ОБОРУДОВАНИЕ:

наборы опорных таблиц «Текст-повествование», «Текст-описание», «Текст-рассуждение», лист с тек­стами (см. приложение 2), памятка «Типы текстов» (см. приложение 2), запись на доске.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...