Тема 6. Оперативно-розыскная психология
Общая характеристика психологии оперативно-розыскной деятельности. История становления, предмет и задачи оперативно-розыскной психологии. Психологические основы методов оперативно-розыскной деятельности. Оценка личности по внешним признакам. Психологические закономерности общения в оперативно-розыскной деятельности. Приемы и правила установления психологического контакта между субъектами и объектами оперативно-розыскной деятельности. Убеждение и внушение как форма получения оперативно значимой информации. Психология опроса в оперативно-розыскной деятельности. Основные фазы, особенности проведения опроса. Типы, виды, разработка последовательности вопросов. Психология толпы. Психологическая характеристика толпы. Эффекты толпы. Психология человека толпы. Причины возникновения толпы. Способы управления толпой.
На основании Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскная деятельность — это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных настоящим Федеральным законом (далее — органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Задачами ОРД являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ; установление имущества, подлежащего конфискации. Принципы ОРД. ОРД основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. При осуществлении ОРД проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: 1) опрос; 2) наведение справок; 3) сбор образцов для сравнительного исследования; 4) проверочная закупка; 5) исследование предметов и документов; 6) наблюдение; 7) отождествление личности; 8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; 9) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; 10) прослушивание телефонных разговоров; 11) снятие информации с технических каналов связи; 12) оперативное внедрение; 13) контролируемая поставка; 14) оперативный эксперимент; 15) получение компьютерной информации. На территории РФ право осуществлять ОРД предоставляется оперативным подразделениям: 1) органов внутренних дел РФ; 2) органов ФСБ; 3) федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны; 4) таможенных органов РФ; 5) службы внешней разведки РФ; 6) ФСИН. Не секрет, что при проведении ОРД необходимо обладать умением анализировать сведения о личности и поведении человека. К таковым относятся внешние признаки: - психологически информативные (речь, мимика, жесты), поскольку речевое и неречевое поведение наиболее ярко представляют человека, раскрывают его внутренний мир; - психологически неинформативные (слабо информативные или индифферентные). К ним относятся признаки, связанные с одеждой и атрибутикой;
- атрибутивные (сопутствующие). К ним относятся аксессуары, одежда, обувь, автомобиль и т. п. Считается, что вещи также характеризуют человека, как и его поведение; - анатомо-функциональные признаки являются факультативными. Тем не менее, в этих признаках могут проявляться психологические аспекты, например, в состоянии депрессии сгорблен и малоподвижен. Поведенческие особенности могут быть следствием физических недостатков человека. По речевой диагностике, внешности, мимике, пантомимке, продуктам деятельности можно судить о некоторых свойствах личности. Например: 1) по содержанию высказываний можно судить о кругозоре человека, его ценностях, мотивации, убеждениях, интересах, жизненных планах и т. п.; 2) по словарному запасу и произношению, построению предложений, подходу к изложению мыслей, ответам на поставленные вопросы можно судить об образовании, национальной, религиозной, культурной и профессиональной принадлежности, интеллектуальном развитии, мобильности, находчивости, криминальной направленности и т. п.; 3) по темпу речи, интонациям, жестикуляции, выразительности мимики и экспрессивности речи можно определить тип темперамента, склонности, эмоциональную уравновешенность, владеть собой, силу воли, самооценку, систему ценностей; 4) по жаргону можно судить о криминальном опыте и профессиональной принадлежности человека; 5) по деталям одежды и поведенческим привычкам определяется принадлежность к тем или иным субкультурам. Лица и криминальным прошлым зачастую отличаются интенсивной жестикуляцией, характерными выразительными движениями кистью и пальцами (жесты используются для невербального обмена информацией), определенная манера входа в помещение, походка, поведение при общении; 6) по поведенческим паттернам (шаблонам, образцам) оценивается противоречивость личности, а именно, несоответствие обнаруживаемых качеств презентуемому облику. Наиболее информативными являются следующие признаки: - дисгармоничность психоэмоционального состояния, например, повышенная нервозность или напряженность, неестественная доброжелательность или осторожность, веселость, нарочитость или развязанность поведения;
- подчеркнуто эпатажная, торопливая, замедленная или излишне напряженная походка, приковывающая к себе пристальное внимание; - частое оглядывание по сторонам; - применение приемов отрыва от слежки (вход в последний момент в автобус, метро и такой же выход, многочисленные пересадки на транспорте); - наличие предметов, тюков, чемоданов в руках в ночное время или в местах, где редко бывают люди; - несоответствие возраста, пола и одежды, а также используемых аксессуаров. Анализу подлежат следующие признаки: - появление растерянности, задержки с ответом, иногда пауза или молчание более красноречивы, чем ответ; - уход от прямого ответа, преднамеренное «забывание», переключение темы разговора; - оттенки сомнений и признаков неискренности в голосе; - изменение пигментации кожных покровов (побледнение, покраснение); - глазодвигательные реакции; - повышенное потоотделение, не соответствующее температурно-климатическим условиям; - активизация мелкой моторики (например, хаотичное манипулирование ручкой или иными канцелярскими принадлежностями); - неуместная тяга к табакокурению; - неестественность или наигранность поведения. Оперативно-розыскная деятельность относится к числу так называемых критических видов деятельности (оператор, пилот, водитель), характеризующихся общим рядом следующих факторов: дефицит времени и информации, неопределенность ситуации, вероятностный характер ее развития, эмоциональная значимость, повышенная ответственность за принимаемые решения. К специфическим психологическим особенностям оперативно-розыскной деятельности относятся: - особенность внешних условий осуществления ОРД, активное противодействие преступного элемента и его окружения; - особенности механизма осуществления ОРД, многие элементы которого носят негласный характер; - особенности реализации субъектами ОРД — оперативными уполномоченными УР и негласными сотрудниками своих профессиональных функций, в частности, необходимости зашифровки действительной социальной роли, социальной позиции личности в системе общественных и межличностных отношений.
Вторым элементом психологической структуры ОРД является познание. К его особенностям при ОРД относятся: 1) многоцелевой характер познавательных процессов, направленный на решение взаимосвязанных задач; 2) необходимость совершения мыслительных операций в условиях острого дефицита времени; 3) наличие двух групп условий решения познавательных задач относительно статичных (обстановка происшествия, материальные объекты, пространственные характеристики местности, сохранившие или отразившие состояния, существенные для раскрытия преступления) и динамичных (показания свидетелей, потерпевших, специального аппарата); 4) наличие объективных и субъективных причин, препятствующих процессу познания; 5) необходимость постоянного сочетания реконструктивных и прогностических элементов процесса познания. Уникален и третий элемент психологической структуры ОРД — общение. В едином процессе общения выделяют три элемента, обеспечивающие его успешность: коммуникативность (передача информации), интерактивность (взаимодействие) и перцептивность (взаимовосприятие). Также следует иметь ввиду еще один специфический аспект, как подавление в себе неприязнь к собеседнику или разрабатываемому. Задачами ОР психологии являются все проблемы практической деятельности оперативных сотрудников и специального аппарата в процессе предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, которые не могут быть решены без знания проявляющихся здесь психологических закономерностей. Оперативно-розыскная психология — это отрасль юридической психологии, изучающая закономерности развития ОРД, механизмы развития и проявления психических явлений, характеризующих с точки зрения борьбы с преступностью специфические особенности субъектов и объектов ОРД, и основанные на знании этих закономерностей и явлений приемы и методы совершения ОРД. Предмет оперативно-розыскной психологии — психологические закономерности и механизмы осуществления ОРД. Задачами ОРД являются: 1. Профессиональная ориентация, профессиональный отбор и расстановка кадров; 2. Психологическая подготовка и психологическое сопровождение сотрудников и специального аппарата; 3. Помощь психологов в раскрытии сложных уголовных дел.
Методы оперативно-розыскной психологии. Наблюдение (бесконтактное — без общения с объектом наблюдения) и контактное (общение в форме беседы, разведдопроса, проведения определенных видов эксперимента).
Эксперимент — строится таким образом, чтобы внешняя стимуляция изменялась по строго определенной программе, т. е. с помощью изменения внешней ситуации оперработник преднамерено вызывает нужный психический процесс. Метод беседы в ходе которой оперработник изучает особенности личности собеседника, вырабатывает индивидуальный подход и вступает в контакт с человеком. Широко используется биографический метод, когда предметом анализа являются характеристики, копии приговоров, медицинская документация, сводки наружного наблюдения, информация от негласных источников. Изучение личности субъектов и объектов ОРД может осуществляться также с помощью психодиагностических методов (тесты, анкеты, опросники). К специфическим методам ОРП относятся психологический анализ уголовного дела). Особенно продуктивным является исследование проблемы принятия решения (этим занимается криминальная психология, следственная психология, психология судебного процесса, психология потерпевшего и др. ). В ОРП значительную роль играет изучение психических закономерностей поведения личности, которое имеет правовые последствия в проблемной ситуации. Этот подход эффективен как для изучения психологических особенностей правопослушного поведения, так и для выяснения механизмов противоправного поведения и их последствий. Сама по себе информация, исходящая от оперативного сотрудника может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Онакак правило, рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие, либо наоборот, не допускать нежелательных действий со стороны партнера по общению. Констатирующая информация выступает в форме сообщения. Она имеет место в различных образовательных системах, и не предполагает непосредственного изменения поведения партнера по общению. Заметим, что передача любой информации возможна только посредством знаков. Различают вербальную коммуникацию, где в качестве системы используется речь и невербальную коммуникацию, в которой используются неречевые знаковые системы. Они делятся на четыре формы: оптико-кинетическую, паралингвистику и экстралингвитику, проксемику и визуальное общение. Однако при вербальном коммуникативном процессе необходимо еще проанализировать мотивы общающихся, их цели и установки. Для этого необходимо обратиться к невербальным средствам. Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом эта система представляет как воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела, рук (жестикуляция), лица (мимика), позы (пантомимика). Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции любого человека, что в ситуации коммуникации придает общению определенные, часто положительные нюансы. Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система — это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон и тональность. Экстралингвистическая система — это использование в речи пауз, различных других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха, изменения темпа речи. Все эти дополнения усиливают значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а посредством «околоречевых приемов». Просемика — это специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Пространство и время организации коммуникативного процесса выступает тоже особой знаковой системой. Одна ситуация — размещение оперативного сотрудника лицом к лицу с интересующим человеком способствуют возникновению контакта, а окрик в спину может иметь значение отрицательного порядка. Следующая специфическая знаковая система — это контакт «глаза в глаза», имеющий место в визуальном общении. Знаки, предоставляемые движением глаз, включаются в широкий диапазон ситуаций общения. Во многих случаях ОРД планируется с участием в одной теме нескольких сотрудников. На практике, выявляются два вида взаимодействия: - кооперация (согласие, приспособление, ассоциация). В этом случае анализируются такие проявления, которые способствуют организации совместной деятельности; - конкуренция (конфликт, оппозиции, диссоциация). В этом случае взаимодействие так или иначе «расшатывает» совместную деятельность, являясь препятствием для нее. Но все многообразие взаимодействия в групповой деятельности сводится к четырем областям: 1) область позитивных эмоций (согласие, солидарность, снятие напряжения); 2) область негативных эмоций (создание напряженности, несогласие, демонстрация антагонизма); 3) область решения проблемы (указание, мнение, ориентация других); 4) область постановки этих проблем (просьба об информации, просьба высказать свое мнение, просьба об указании). Содержание всех форм взаимодействия определяется соотношением индивидуальных вкладов, которые вносятся оперработником и партнером по общению в единый процесс деятельности группы. Выделяются следующие три модели: 1) каждый участник делает свою часть работы независимо друг от друга, где у каждого совместно-индивидуальная деятельность. Это может быть оперативно-следственная группа, где у каждого свое задание; 2) общая задача выполняется последовательно каждым участником — совместно-последовательная деятельность; 3) одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными членами группы, коллектива — совместно-взаимодействующая деятельность, в частности, спортивная команда или операционная бригада. Безусловно, также важно знать, в каком отношении к ОРД группы стоит иерархия (по степени важности) индивидуальных деятельностей каждого из участников. Здесь имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником ОРД его вклад в общее дело; именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию во взаимодействии. Ее полному осознанию себя через другого способствует развитие следующих особенностей личности: идентификации, эмпатии и рефлексии. Идентификация — это способ понимания интересующего человека путем уподобления себя ему. В реальных ситуациях взаимодействия пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Эмпатия — это чувственное понимание интересов человека. Не рациональное осмысление другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы, т. е. проявить сочувствие. Эмоциональная природа эмпатии заключается в том, что ситуация с интересующим лицом не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Понятие рефлексии понимается осознание сотрудником того, как он воспринимается партнером по общению. Как правило, в обычной жизни люди часто не знают действительных причин поведения другого человека или знают о них недостаточно хорошо. В условиях дефицита информации они начинают приписывать друг другу причины, а иногда и образцы поведения. В ОРД сотрудник осуществляет подобное приписывание либо на основе сходства поведения воспринимаемого им лица с каким-то другим образцом (моделью), имевшимися в его прошлом опыте, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Область приписываемых характеристик определяется особенностями субъекта восприятия. Один оперативные сотрудники склонны фиксировать физические черты, другие - психологические характеристики. Практика показывает, что последние более широко используют механизм идентификации. Установлено, что процесс приписывания причин поведения и характеристик обычно отличается крайней субъективностью. В частности, если мнение о личности сложилось, то его действия часто оцениваются соответственно: плохим людям приписываются плохие поступки, а хорошим — хорошие. Чтобы предвидеть результаты межличностного восприятия, необходимо также учитывать различные эффекты, вызываемые партнером по общению. Например, эффект ореола проявляется в том, что новая информация, получаемая оперативником об интересующем человеке, накладывается на ранее созданный образ, который выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Он наиболее ярко проявляется тогда, когда сотрудник имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств конкретного человека. С «эффектом ореола» тесно связаны эффекты «первичности» и «новизны». Как правило, первая информация запоминается прочнее, чем последующая. Это эффект первичности. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека, с которым не было встреч длительное время, действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, то есть более новая информация оказывается наиболее значимой. При познании людьми друг друга часто приходится сталкиваться со сложившимися стереотипами. Стереотип — это некоторый устойчивый образ какого-либо явления, возможно и человека. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности интересующего лица, например, по профессиональной принадлежности. В этом случае ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии (все юристы — буквоеды, все следователи — подозрительны). В практической деятельности стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привезти к различным последствиям. С одной стороны это приводит к определенному упрощению и сокращению процесса познания человека, хотя и не способствует точности построения другого, во втором случае стререотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, который был негативным, всякое новое восприятие интересующего человека той же группы окрашивается неприязнью. Рассмотренные нами стереотипы, установки, эффекты затрудняют адекватное межличностное восприятие. Сущность опроса в ОРД заключается в проведении специальных бесед с гражданами в целях установления лиц, фактов и обстоятельств, представляющих оперативный интерес. Данные, полученные в ходе опросов, судебными доказательствами не являются, хотя и имеют важное значение для раскрытия и расследования преступлений. Опрос — это метод сбора первичной вербальной (словесной) информации, основанный на непосредственном социально-психологическом взаимодействии между оперативным работником и опрашиваемым. Выделяются две группы граждан, подвергаемых опросу: 1) граждане связанные с преступной средой; 2) граждане не связанные с преступной средой. В ОРД существует несколько классификаций допроса: Первая классификация: 1) гласный; 2) негласный; 3) зашифрованный. Вторая классификация: 1) по степени гласности относительно окружающих; 2) по степени зашифрованности целей опроса относительно опрашиваемого. Возможны различные варианты комбинирования видов опросов. Наиболее типичные: 1) гласный опрос производится в связи с фактом обнаружения преступления без зашифровки, на месте происшествия. Предварительно устанавливаются потенциальные собеседники, прежде всего потерпевшие и свидетели, лица, обнаружившие преступление; 2) гласный опрос без зашифровки цели возможно проводить после допросов свидетелей, арестованных, задержанных, давших явку с повинной, потерпевших и т. д.; 3) гласный опрос с зашифровкой цели проводится в том случае, если возникают сомнения, что опрашиваемое лицо будет откровенным или необходимо предупреждение утечки информации; 4) негласный опрос без зашифровки цели чаще всего проводится в отношении лиц из числа знакомых или иных связей разрабатываемых; 5) негласный опрос с зашифровкой проводится в том случае, когда у оперативного работника нет уверенности в том, что опрашиваемое лицо откровенно расскажет о фактах, для выявления которых его опрашивают. Используя любой из видов опроса необходимо опираться на три принципа: законности, добровольности, сохранения тайны. Для получения достоверной информации необходимо чтобы опрашиваемый: 1) воспринял нужную информацию; 2) правильно понял её; 3) смог вспомнить; 4) выбрал адекватный ответ; 5) смог адекватно выразить в словах выбранный ответ. Если в процессе опроса оперработник заметит, что опрашиваемый пытается ввести его в заблуждение, умышленно искажает факты и лжет, то не следует показывать собеседнику — опрашиваемому, что его обман обнаружен, так как это может нарушить установившийся психологический контакт. В то же время необходимо помнить, что качество информации зависит от качества метода, применяемого для его получения. Поэтому оценку качества информации правомерно производить в зависимости от качества инструмента — в нашем случае — перечня вопросов, предъявляемых опрашиваемому и личностных качеств опрашиваемого. Выбор того или иного инструмента определяется как типом исследуемых вопросов, так и целями всего опроса. Для оптимизации опроса с точки зрения достоверности получаемой информации следует выделить его основные фазы: адаптации, достижения поставленной цели и снятия напряжения. Любой вид опроса, проводимого оперативными работниками начинается с фазы адаптации, в процессе которой реализуются две важные цели: создание у опрашиваемого мотивации отвечать на вопросы и подготовка его к опросу. Фаза адаптации состоит из обращения и нескольких первых вопросов. Обращение — это завязка, начало опроса. Для того чтобы опрашиваемый смог дать нужную информацию, необходимо подготовить его к этому. Ни в коем случае нельзя задавать основные, проблемные вопросы сразу. Содержание этой фазы — разведка, которая помимо специальных знаний в области психологии общения требует от оперработника предварительного знакомства (инода заочного) с опрашиваемым. Необходимо заинтересовать опрашиваемых, затронуть их жизненные интересы, потребности, выявить слабости и пристрастия, сыграть на них, чтобы ответы на вопросы приобрели для них личностный смысл. Дальнейшее повышение заинтересованности опрашиваемого и укреплении контакта с опрашиваемым осуществляет в процессе ответов на первые вопросы. Для этого используются так называемые контактные вопросы, ответы на которые достаточно легки, затрагивают те же потребности, что и в обращении. Основное содержание следующей формы опроса — достижение поставленной цели, т. е. сбор основной информации, необходимой для решения поставленной задачи. Для повышения интереса к этой фазе опроса используются функционально-психологические вопросы, которые прерывают слишком обширную тему. Их содержание должно быть интересным для опрашиваемых. И завершение опроса, в котором помещаются легкие, функционально-психологические опросы, снимающие напряжение и дающие возможность для выражения чувств. И последним, обязательным правилом поведения является благодарность за оказанную помощь, подведение итогов, приглашение к дальнейшему сотрудничеству. Все многообразие вопросов можно упорядочить в трех направлениях: 1) цели с которой задается вопрос; 2) наличия или отсутствия возможных ответов; 3) содержания вопросов. В зависимости от цели постановки вопроса они подразделяются на: содержательные, результативные, функциональные. С помощью результативных вопросов оперработник делает выводы об определенных явлениях и их взаимосвязях. Для функциональных вопросов на первом плане стоит функция оптимизации, упорядочения течения опроса. Выделяются несколько видов функциональных вопросов: контактные, функционально-психологические, фильтры и контрольные. Функционально-психологические вопросы используются для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой, а также для снятия установок и психологических барьеров у опрашиваемого. Вопросы-фильтры. Прежде чем задать опрашиваемому содержательный вопрос, целесообразно выяснить, относится ли он к той группе людей, для которых предназначен этот вопрос. Контрольные вопросы применяются для проверки достоверности данных. Все перечисленные вопросы можно разделить на открытые и закрытые в зависимости от того, какие предполагаются после их формулировки возможные ответы. К закрытым вопросам относятся такие, в которых опрашиваемому предлагается один из нескольких вариантов ответов. Простейшим видом закрытого вопроса является тот, на который возможен ответ «да» или «нет». Классификация ответов должна опираться на общую схему изучаемой ситуации; эта схема должна содержать в себе основные элементы и процессы, которые следует выделить в данной ситуации с тем, чтобы моно было их понять, предугадать её будущее состояние и принять по отношению к ней определенные решения. Если нет уверенности, что предусмотрены все возможные варианты ответов, то целесообразно применение полузакрытого вопроса. Он предоставляет опрашиваемому возможность либо уклониться от выбора данных альтернатив, включая в список возможных ответов альтернативу типа: «не могу сказать точно», «не задумывался над этим», «не помню», либо ответить по своему. Альтернативный вопрос звучит следующим образом: «Как Вы считаете, соответствует или не соответствует техническая подготовка этой преступной группы требованиям, предъявляемым к группам, совершающим преступления в сфере высоких технологий? » Таким образом, варианты ответов носят взаимоисключающий характер. Характерной особенностью открытых вопросов является отсутствие подсказки возможных ответов. Открытые и закрытые вопросы имеют свои положительные и отрицательные стороны. Основным критерием применения того или иного вопроса остается достоверность. Контактные и функционально-психологические вопросы требуют открытой формы. Требование закрытости к тем вопросам, с помощью которых не происходит получение содержательной информации, является излишним. Вопросы-фильтры всегда должны быть закрытыми. Содержательные вопросы по заключенному в них содержанию разделяются на: вопросы о фактах; вопросы о знаниях; вопросы о мнениях, установках, мотивах поведения. Получение информации о мнениях, установках, мотивах поведения всегда связано с большими трудностями. Мнение человека по любому вопросу может быть многосторонним. Последовательность вопросов задается этапами опроса. Он начинается с контактных вопросов, затем идут содержательные, которые чередуются с фильтрами, контактными, контрольными и функционально-психологическими, снимающими напряжение. Последними и заканчивается опрос. Основными требованиями к проведению опроса являются: 1) выделение основных фаз опроса; 2) уравновешенность альтернатив; 3) создание мотивации у опрашиваемых при знакомстве; 4) поддержание этой мотивации с помощью контактных вопросов на протяжении всего опроса; 5) соответствие содержания вопросов степени информированности опрашиваемых; 6) соответствие формулировки вопросов и ответов на них системе соотнесения опрашиваемых; 7) отсутствие эмоционально нагруженных слов при формулировке вопросов и ответов на них (если это входит в ваши планы); 8) отсутствие влияния последовательности вопросов на опрашиваемых. В каждом конкретном случает эти рекомендации требуют дальнейшего уточнения и творческого подхода. Оперативный работник, проводящий опрос должен обладать такими качествами, как: общительность, высокий уровень культуры (возможна игра под «простачка» при зашифрованном опросе); компетентность; внимательность; терпение; умение говорить понятно; недопустимость таких качеств, как жестокость, повышенная требовательность и властность. Влияние пола и возраста оперативника, проводящего допрос, следующее: 1) между мужчинами создается более неофициальные отношения чем между женщинами; 2) мужчины склонны работать с мужчинами, а женщины не склонны отдавать кому-либо предпочтение; 3) опрашивающий мужчина более критичен, чем женщина; 4) разница в поле проводящего опрос может вызвать скованность у опрашиваемого; 5) значительная возрастная разница отрицательно сказывается на результатах опроса. Поскольку оперативный работник является активной фигурой, его мнение особо важно и значимо. Независимо от желания оперработника оно существует и оказывает влияние на мнение опрашиваемого. Избежать внушения очень трудно. Механизм его действия в том, что мнение оперативного работника незаметно для него самого проявляется в интонациях, в жестах, манерах и оказывает влияние на опрашиваемого. Поэтому не следует привлекать к опросу работников, имеющих крайние точки на проблему. В свою очередь поведение опрашиваемого может оказывать влияние на оперативника. Опасность эта возникает тогда, когда у оперативника возникает стереотип опрашиваемого на основании внешних черт, социального положения или роли опрашиваемого. Возникновение стереотипов может стать причиной того, что оперативник прекратит выполнение задачи, так как сочтет, что опрашиваемый не способен ответить на вопросы, или, услышав первые вопросы, оперативник составит в уме модель, предусматривающую ответы на другие вопросы. Преодолеть это внушение модно путем предварительной подготовки по тренировке преодоления эффекта внушения. Запись опроса возможна на аудио и видеозапись, один работник опрашивает — другой отвечает, запись по памяти. Эффективное использование результатов опроса предполагает их обязательное документирование. Оперативный работник, проводивший опрос, составляет рапорт или справку, а в некоторых случаях и отбирает объяснение или заявление от опрашиваемого. Справка составляется в тех случаях, когда в ходе опроса не получено информации, представляющей оперативный интерес, т. е. документально должны быть оформлены все опросы, проводимые оперативниками. Объяснения и заявления пишутся только добровольно и собственноручно, предварительно отбирается расписка о предупреждении об ответственности за дачу ложных показаний. Это позволяет в дальнейшем продолжить работу с опрашиваемыми. Помимо работы с отдельными лицами существует и работа со скоплением людей, с толпой. Толпа — это бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Сам термин «толпа» вошел в социальную психологию в период мощного революционного подъема масс в конце XIX — начале XX вв. Толпой как субъектом массовых форм внеколлективного поведения часто становится: - публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение; - контактная, внешне неорганизованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно; - совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар. В массовых формах внеколлективного поведения большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающими главные ценности людей в ходе, например, их борьбы за свои интересы и права. Существуют следующие этапы формирования толпы: 1) образование ядра толпы. Первоначально ядро толпы может сложиться под влиянием рационалистических соображений и ставить перед собой вполне определенные цели, т. е. образовываться под влиянием либо зачинщиков, целенаправленно пришедших собирать народ для привлечения внимания или действий или события, привлекающего внимание; 2) кружение. Когда публика образовалась, все ее участники становятся более раскрепощенными и чувствительными к информации извне. Это связано с тем, что если вести себя вызывающе, ярко, агрессивно, все равно никто не заметит. Людей — огромное количество, поэтому никто на это не обратит внимание; 3) новый объект внимания. Изначально толпу формирует некое событие, которое обсуждается внутри группы. Появление нового объекта внимания провоцирует еще больш
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|