Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение видов толпы в психологии позволило ученым выделить такие особенности, которые позволяют управлять толпой.




Изучение видов толпы в психологии позволило ученым выделить такие особенности, которые позволяют управлять толпой.

Демонстрация силы и власти. Потерявшись в толпе, человек инстинктивно начинает поиск сильного участника. Бесструктурное, стихийное собрание людей имеет довольно примитивный характер, поэтому показательное применение силы и власти помогает наладить управление группой людей.

Экспрессивность выступления. Люди, случайно попавшие в массовое скопление, ищут объект внимания, лидера, которому можно доверять. Часто им становится экспрессивный индивидуум, громко декларирующий свое мнение и ярко выражающий эмоции.

Информативность выступления. Возбужденная публика требует действий, а не красноречивых высказываний, которые не несут смысла. Про помощи правильно подобранных лозунгов настроение толпы можно корректировать и направлять в нужное русло.

Психология толпы представляет собой поведенческие особенности поведения людей, попадающих в бесструктурное эмоциональное скопление народа. Попадая в толпу, человек словно теряет самого себя и поддается влиянию окружающих. Важную роль при этом играют зачинщики. Каковы настрой и цель лидеров, такой характер эмоциональности и будет свойственен собравшимся людям. Однако любая масса людей представляет собой опасное явление, поэтому при попадании в нее случайным образом следует скорее выбраться из толпы и стабилизировать психическое состояние.

 

ТЕМА 7. ПСИХОЛОГИЯ СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Общая характеристика психологии следственной деятельности. Психологические основы следственной деятельности.

Психологическая характеристика предварительного следствия. Психология реконструкции события преступления. Психология осмотра места происшествия. Психология допроса. Психология очной ставки. Психология следственного эксперимента и проверки показаний на месте. Психология обыска и опознания.

Психология нарушения законности в следственной деятельности.

Психология анализа творческого начала в следственной деятельности.

 

К основным профессионально-психологическим качествам следователя необходимо отнести:

- профессионально направленную наблюдательность;

- способность к концептуальному сопоставлению фактов, реконструкции явлений по их косвенным признакам;

- умение охватывать существенные стороны практической ситуации, принимать высоковероятностные решения;

- способность намечать оптимальный план действий, а по мере обнаружения новых фактов оперативно изменять его;

- самокритичность, принципиальность, высокая гражданственность и справедливость.

Задача следователя — с самого начала найти основу в имеющихся у данной личности положительных социальных связях, усилить эти связи, возбудить социально-положительные, гражданские мотивы поведения.

Также одной из задач следователя является преодоление даже временно возникших конфликтных ситуаций и в любом случае достигнуть цели расследования — установить истину по расследуемому событию.

Процесс расследования преступлений подразделяется на четыре этапа:

1) подготовительный;

2) первоначальный;

3) основной;

4) заключительный.

На каждом этапе расследования решаются свои задачи, осуществляются свои познавательные-поисковые циклы.

На подготовительном этапе совершаются проверочные действия, возбуждается уголовное дело. В этой стадии основная задача следователя — установить достоверность соответствующей информации о наличии либо отсутствии состава преступления. В случае подтверждения этих данных выясняется, содержатся ли в проверяемом событии признаки состава преступления и, если оно содержит, под признака какого состава преступления оно подпадает.

На первоначальном этапе расследования факты, выявленные в ходе проверочных действий, получают процессуальное закрепление, выявляется исходная информация, требуемая для дальнейшего развернутого доказательственного процесса, ориентировочно устанавливается тип возникшей следственной ситуации, выдвигается обоснованная версия.

Основным направлением познавательно-поисковой деятельности следователя здесь является поиск носителей уголовно-релевантной (существенной) информации, выявление информационного значения отдельных признаков события, превращение обнаруженных объектов в источники следственной информации. Профессионализм следователя проявляется в том, чтобы распознать, что скрывается за внешними проявлениями объектов.

На основном этапе расследования создается вся необходимая для полного, объективного и всестороннего расследования доказательственная база. Развитие следствия — развитие информационной сети, способной охватить все юридически релевантные стороны расследуемого события. Следственное познание переходит от фактов-последствий к фактам-первопричинам.

Основной этап расследования завершается получением системы доказательств, полостью подтверждающих следственную версию, установлением всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Наличие каких-либо противоречий или неясностей свидетельствует о незавершенности данного этапа.

На заключительном этапе осуществляются необходимые процессуальные действия по завершению производства по делу, которое передается на утверждение в прокуратуру, а затем в суд.

Процессуальное завершение предварительного следствия предполагает:

- полное подтверждение одной из ранее выдвинутых версий и неподтверждение всех остальных;

- исследование всех релевантных для дела источников информации;

- полученные доказательства систематизированы и согласованы между собой, имеют непротиворечивую оценку и не вызывают сомнений в их достоверности;

- установлены все обстоятельства, входящие по закону в предмет доказывания;

- сделаны обоснованные выводы о виновности (невиновности) обвиняемого.

Стратегия расследования — система следственных действий, определяется конкретным видом расследуемого преступления.

В ограниченной исходной информации следователь изыскивает стартовые возможности для развития познавательного поиска. Первоначальные следственные и оперативно-розыскные действия направляются на выявление и исследование ключевых обстоятельств данного события. Осуществляя сравнительный анализ фактов, выдвигая обоснованные версии и проверяя их, следователь стремится найти ответы на юридически наиболее значимые вопросы.

Для этого необходимо:

1) определить тип проблемно-поисковой ситуации;

2) осуществить типовое вероятностно-информационное моделирование (выдвижение типовых версий);

3) выявить основное направление поиска — определить вопросы для первоочередного разрешения, объективно обусловленные данным видом преступления; реализовать первоначальные следственные действия и выявить первичную информацию как базу для последующих действий.

Знание общей схемы данного вида преступного деяния и системы его общих признаков является ориентировочной основой следственно-познавательного поиска в информационно-дефицитных исходных ситуациях.

Знание устойчивых поведенческих особенностей каждого преступления образует ориентировочную основу следственной деятельности.

Между всеми структурными элементами преступного деяния существуют устойчивые закономерные взаимосвязи. Это и позволяет в ходе следственного поиска реконструировать событие преступления.

Для каждого вида преступления существует системный набор действий преступника. Эти комплексы действий связаны со специфическим подключением к ним определенных внешних обстоятельств, средств действия. Каждый преступник имеет свой почерк в использовании условий и средств действия, систему индивидуализированных действий и операций, запечатлеваемых в следах преступления.

При взаимодействии преступника с внешней средой неизбежно проявляются его личностные особенности:

- признаки ценностных ориентации, динамики целеобразования (предварительная обдуманность, подготовленность или спонтанность, импульсивность), избирательная направленность его сознания на определенные группы объектов;

- признаки индивидуального стиля деятельности: последовательность действий и промежуточных операций, их физические особенности, признаки поправочных действий и др.;

- признаки жизненного и криминального опыта, владение профессиональными приемами и навыками, предпочитаемые орудия действий, динамические особенности действий, навыки.

Криминалистически значимые признаки объединяются в систему знаков. В каждом преступном деянии его признаки системно структурированы в цепи взаимосвязей: мотив — цель — объект преступления — механизм преступления — результат преступления. Все это образует информационный канал расследования, позволяет наметить общие первоначальные подходы к расследованию на основе моделирования поведенческого портрета преступника.

Информационная база следственного поиска имеет знаковую природу: следы преступления — информационные знаки.

При расследовании преступлений следователь оперирует знаками-копиями, существенными для индивидуальной идентификации преступника (следы пальцев рук, ног, фотоизображения) и знаками-признаками.

Знаки-признаки делятся на существенные и несущественные. Существенный — это признак, без которого те или иные взаимосвязи не могут существовать.

Совокупность следов на месте происшествия должна быть систематизирована как совокупность определенных, структурно объединенных подсистем.

Наиболее информативными элементами криминального события является результат, мотивы, способы и орудия преступного деяния. Результат преступления является завершающим структурным элементом.

Являясь объективной стороной состава преступления, результат преступного деяния несет в себе информацию о механизме совершения преступления, системе способов взаимодействия преступника с данной обстановкой, о его личностных особенностях. Результат преступления — комплексный отпечаток криминального поведения преступника, информационный комплекс о системных связях структурных элементов события, о стадиях совершения преступления, о его подготовке и попытках сокрытия.

При установлении мотивов и целей преступного деяния следует исходить из следующих психологически основоположений:

- мотивация — побуждение к конкретному действию — имеет сложную системную организацию: при выяснении вопроса, что вызвало поведенческую активность, анализируется базовый поведенческий фактор — потребности индивида, его обобщенные установки, негативные психические качества; при выяснении вопроса, на что направлена поведенческая активность индивида, выявляется цель деяния; при выяснении вопроса, почему избран данный акт поведения, анализируется мотив поведения;

- ситуативные действия человека часто стереотипны — осуществляются на уровне подсознательной готовности к определенным действиям в определенных ситуациях, что является показателем уровня личностного освоения данного поведенческого акта;

- мотивационная сфера преступника связана с предпочитаемыми им целями, способами и средствами совершения преступления;

- цели, мотивы совмещаются с личностными установками, интегрируются в импульсивных реакциях.

В основе способов поведения человека лежат навыки, умения и привычки, нейрофизиологической основой которых является динамический стереотип. Это индивидуализированная стереотипность поведения и дает возможность идентифицировать личность преступника.

Рассмотрим некоторые психологические особенности следственных действий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...