Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

(1-5 классы)




Сопровождение — это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных

проблем развития.

Е. И. Казакова

Логопедические занятия со школьниками, имеющими нарушения письменной речи, целесообразно проводить по определенной программе, основанной на взаимодействии взрослого и ребенка (сопровождающего и сопровождае­мого). Взаимодействие способствует обучению последнего самостоятельному поиску путей и способов решения соб­ственных проблем. Таким образом, ребенок перестает быть «объектом педагогического воздействия» и становится ак­тивным участником субъект-субъектного взаимодействия, цель которого активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития. Важное значение имеет не только содержание занятий с детьми, но и выбор форм и методов. Особое внимание должно уделяться коллектив­ным формам работы, позволяющим развивать у учащих­ся самостоятельность и навыки сотрудничества.

В процессе сопровождения учащихся с нарушениями пись­менной речи представляется целесообразным объединить усилия логопеда и психолога, отбирая для логопедических занятий наиболее эффективные и органично вписывающие­ся в их структуру упражнения, способствующие развитию когнитивных и социальных навыков. Кроме того, педагоги-психологи и логопеды должны тесно взаимодействовать с


Программа комплексного сопровождения учащихся с нарушениями письменной речи

учителями русского языка и классными руководителями. Техника консультативного сопровождения, о которой рас­сказывается в данном пособии, позволяет проанализовать проблемы учеников и оказать им всестороннюю помощь. Для психолого-педагогической диагностики учебных затруд­нений учащихся 1—5 классов используются наиболее про­стые и достаточно информативные методики.

Целенаправленная программа преодоления учебных затруднений у детей с нарушениями речи путем форми­рования и развития навыков учебной деятельности по­зволяет решать следующие задачи:

• развивать умения и навыки планирования и органи­зации деятельности;

• развивать умение произвольно управлять вниманием; регулировать темп деятельности, синхронизировать свою работу с работой группы;

• формировать навыки самоконтроля;

• развивать коммуникативные навыки в процессе учеб­ной деятельности;

• повышать мотивацию к обучению и преодолению учеб­ных затруднений;

• развивать рефлексию в процессе учебной деятельности;

• формирование положительной «Я-концепции».

Для решения поставленных задач необходимо опираться

1) на основные принципы сопровождения:

- «всегда на стороне ребенка»;

- непрерывность, мультидисциплинарность и комплекс­ный подход. (Данные принципы полностью согласуются с базовыми для современного педагогического процесса: развитие личности за счет ее собственной активности, ориентация на субъект-субъектное взаимодействие, от­крытость, гуманизация, индивидуальный подход;

 

2) на общедидактические принципы;

3) на основные принципы логопедии:

- системность, комплексность развития;


ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ

- рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с дру­гими сторонами психического развития;

- деятельностный подход;

- поиск обходных путей и опора на сохранное.

Концептуальной основой программы является педа­гогика успеха, которая предполагает обеспечение усло­вий для развития, самореализации и социализации лич­ности учащегося посредством создания ситуаций успеха, в которых максимально раскрываются возможности каж­дого ребенка. В соответствии с данной концепцией педа­гог призван не «исправлять недостатки» ребенка, а раз­вивать его сильные стороны, побуждая ученика к самосовершенствованию и саморазвитию.

Результатом реализации предлагаемой программы дол­жно быть формирование у детей следующих умений и

навыков:

- ориентироваться в учебной ситуации (понимать инст­рукцию, планировать свои действия по ее выполне­нию, выявлять непонятное, обращаясь за помощью к учителю или сверстникам);

- полноценно участвовать в работе в паре, в малой груп­пе, во фронтальной работе с классом;

- произвольно регулировать свое внимание, вовремя включаться в деятельность класса, переключать вни­мание при смене видов работы, поддерживать общий

темп;

- ответственно относиться к результатам своей учебной
работы, соотносить полученный результат с планируе­
мым и адекватно оценивать его, осуществлять само­
контроль;

- осознавать сильные и слабые стороны себя как учени­
ка, осваивать «технологию успеха и достижений».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...