(1-5 классы)
Сопровождение — это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития. Е. И. Казакова Логопедические занятия со школьниками, имеющими нарушения письменной речи, целесообразно проводить по определенной программе, основанной на взаимодействии взрослого и ребенка (сопровождающего и сопровождаемого). Взаимодействие способствует обучению последнего самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Таким образом, ребенок перестает быть «объектом педагогического воздействия» и становится активным участником субъект-субъектного взаимодействия, цель которого активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития. Важное значение имеет не только содержание занятий с детьми, но и выбор форм и методов. Особое внимание должно уделяться коллективным формам работы, позволяющим развивать у учащихся самостоятельность и навыки сотрудничества. В процессе сопровождения учащихся с нарушениями письменной речи представляется целесообразным объединить усилия логопеда и психолога, отбирая для логопедических занятий наиболее эффективные и органично вписывающиеся в их структуру упражнения, способствующие развитию когнитивных и социальных навыков. Кроме того, педагоги-психологи и логопеды должны тесно взаимодействовать с Программа комплексного сопровождения учащихся с нарушениями письменной речи учителями русского языка и классными руководителями. Техника консультативного сопровождения, о которой рассказывается в данном пособии, позволяет проанализовать проблемы учеников и оказать им всестороннюю помощь. Для психолого-педагогической диагностики учебных затруднений учащихся 1—5 классов используются наиболее простые и достаточно информативные методики.
Целенаправленная программа преодоления учебных затруднений у детей с нарушениями речи путем формирования и развития навыков учебной деятельности позволяет решать следующие задачи: • развивать умения и навыки планирования и организации деятельности; • развивать умение произвольно управлять вниманием; регулировать темп деятельности, синхронизировать свою работу с работой группы; • формировать навыки самоконтроля; • развивать коммуникативные навыки в процессе учебной деятельности; • повышать мотивацию к обучению и преодолению учебных затруднений; • развивать рефлексию в процессе учебной деятельности; • формирование положительной «Я-концепции». Для решения поставленных задач необходимо опираться 1) на основные принципы сопровождения: - «всегда на стороне ребенка»; - непрерывность, мультидисциплинарность и комплексный подход. (Данные принципы полностью согласуются с базовыми для современного педагогического процесса: развитие личности за счет ее собственной активности, ориентация на субъект-субъектное взаимодействие, открытость, гуманизация, индивидуальный подход;
2) на общедидактические принципы; 3) на основные принципы логопедии: - системность, комплексность развития; ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ - рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития; - деятельностный подход; - поиск обходных путей и опора на сохранное. Концептуальной основой программы является педагогика успеха, которая предполагает обеспечение условий для развития, самореализации и социализации личности учащегося посредством создания ситуаций успеха, в которых максимально раскрываются возможности каждого ребенка. В соответствии с данной концепцией педагог призван не «исправлять недостатки» ребенка, а развивать его сильные стороны, побуждая ученика к самосовершенствованию и саморазвитию.
Результатом реализации предлагаемой программы должно быть формирование у детей следующих умений и навыков: - ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкцию, планировать свои действия по ее выполнению, выявлять непонятное, обращаясь за помощью к учителю или сверстникам); - полноценно участвовать в работе в паре, в малой группе, во фронтальной работе с классом; - произвольно регулировать свое внимание, вовремя включаться в деятельность класса, переключать внимание при смене видов работы, поддерживать общий темп; - ответственно относиться к результатам своей учебной - осознавать сильные и слабые стороны себя как учени
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|