Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логопедические занятия. МОДУЛЬ А. Умение воспринимать. словесную или письменную инструкцию. словесную или письменную инструкцию




Логопедические занятия


 


Не будем забывать о том, что ребенок приходит на ло­гопедические занятия, как правило, после уроков, отси­дев за школьной партой целый день. Поэтому не стоит стремиться к тому, чтобы обстановка на занятиях была приближена к обычному уроку (например, русского язы­ка). Желательно максимально использовать игровые при­емы, коллективные формы работы, предоставляя возмож­ность учащимся перемещаться по кабинету. Наверное, излишне на подобных занятиях обращаться к школьной отметке как единственно эффективному способу стимули­рования активности и интереса учащихся. Линейки дос­тижений и лесенки успеха, которые рисует в своей тетра­ди ученик, позволяют ему самому оценить себя, а учитель (индивидуально! ) может обсудить с ним объективность оценки.

МОДУЛЬ А

Умение воспринимать

словесную или письменную инструкцию

Дети с нарушениями письменной речи нередко удив­ляют педагогов, выполняя не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда уже все по­нятно объяснено. Эти уточняющие вопросы могут быть связаны как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, на­рушениями мышления, так и с несформированностью


приемов учебной деятельности. Умения своевременно ре­агировать на вопрос учителя, отличить новую задачу от старой, четко представить содержание инструкции от­личают ученика, который умеет учиться.

Понимание инструкции тесно связано с развитием ком­муникативных навыков в процессе обучения.

УПРАЖНЕНИЯ

1. «Объясните Кузе». Логопед дает ученикам какое-
нибудь задание. Чтобы проверить, как оно понято деть­
ми, просит кого-нибудь из учеников, испытывающих труд­-
ности в понимании инструкции, повторить его для Кузи.

* Кузя — выдуманный детьми персонаж, который хочет, но
не умеет учиться. В начале курса логопедических занятий уче­-
ники рисуют портреты Кузи. На каждом занятии один из пор­-
третов помещается в рамочку на доске.

2. «Знакомый незнакомый». Дети пишут в тетрадях
цифры от 1 до 10. Логопед дает инструкцию: «Я продик-­
тую слово или словосочетание. Если вы четко представля-­
ете себе этот предмет или понятие, ставьте под цифрой (+),
если нет четкого представления, — (-). Логопед диктует
словосочетания, отдельные слова, в том числе и термины.
В конце работы проводится выборочная проверка, напри­
мер: «Кто поставил (+) под цифрой 3? Это было понятие
" гласные звуки" ». Объясните, что это такое».

* Это упражнение полезно проводить 3-4 занятия подряд.

3. «Что нового? » Ученикам предъявляется текст для
списывания или читается текст диктанта, в который вве­-
дена явно новая для детей информация. По прочтении
текста логопед задает вопросы: «Что нового вы узнали?
Что вам было известно раньше? Откуда вы это узнали? ».

* Прием «Что нового? » при анализе текста способствует раз­
витию умения отличать новую учебную инструкцию от прежней,
знакомой. (Например, часто бывает, что дети, получив задание


ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ


Логопедические занятия


 


писать слова в столбик, пишут их в строчку — это происходит по инерции или потому, что не услышали в инструкции нового. )

4. «Светофор». У детей красный и зеленый сигналы.
Логопед быстро читает 10-12 утверждений, среди кото-­
рых есть верные и неверные. Если утверждение верно,
дети поднимают зеленые сигналы, если неверно — крас-­
ные. В конце игры разбираются утверждения, на которые
были даны противоречивые ответы.

* Примеры утверждений: Чтобы съесть апельсин, его надо очистить от кожуры. Сахар кислый, а лимон сладкий. В со­гласных звуках обязательно есть шум. Предложение может быть повествовательным, вопросительным и утвердительным.

5. «Или " нет", или " да", а не знаешь — беда! » Логопед
читает 8-10 утверждений, среди которых есть верные и
неверные. После каждого он называет имя кого-нибудь
из учеников, и тот отвечает «да», если согласен с данным
утверждением, и «нет», если не согласен. После его отве-­
та логопед обращается ко всем детям, и они хором сооб­
щают свое мнение («да», «нет») или говорят: «Беда! », если
вызванный ученик ответил неправильно. «Попавший в
беду» ученик получает штрафную карточку. По оконча­
нии игры его нужно будет «выручить», то есть задать воп­
рос или предложить какое-нибудь задание. Например,
придумать предложение из пяти слов или слово подобрать
со звуком «р» и т. п.

* В отличие от предыдущего упражнения, данное требует большей концентрации и распределения внимания. Примеры утверждений см. выше.

6. «Письмо с пропусками». Логопед дает задание: «Я
буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вмес­
то буквы О всегда ставьте точку». Таким образом дети
записывают 2-3 предложения. Затем логопед предлагает
им, например, не писать окончания прилагательных, а
ставить вместо них звездочку.


* Прием способствует развитию концентрации и переключе­ния внимания, но основная цель для ученика — саморегуля­ция деятельности с учетом меняющейся инструкции.

7. «Будь внимательным! » Логопед просит детей про­слушать инструкцию, повторить ее про себя и поднять руку при условии, если они запомнили и четко представ­ляют себе, что делать. По команде «Внимание! » ученики начинают выполнять задание.

Примеры заданий:

1) В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а бук­
вы 3 — вычеркнуть:

Полезла Оксана за красной розой, А вернулась Оксана с занозой.

2) В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц —
вычеркнуть. После команды «Внимание! », наоборот, вы-­
черкиваются все Ч, а подчеркиваются все Ц:

Черная цапля циркулем чертила.

«Внимание! » Цапля старательно циркулем водила.

«Внимание! » Получился очень чистенький чертеж.

8. «Внимание и счет». Перед каждым ребенком лежит набор карточек с цифрами от 1 до 6. Логопед просит де­тей поднимать карточку с цифрой, соответствующей по­зиции звука, которым отличается пара слов.

Например: борода — города, редкий — резкий, икра — игра, попугай — поругай, барак — баран, балка — палка, лиловый — ледовый.

* Игра развивает быстроту реакции, фонематическое воспри­ятие, навык фонематического анализа, способствует концент­рации внимания.


ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...