Этапы самопроверки
I этап — поиск специфических (дисграфических) оши- II этап — поиск орфографических ошибок в слове. III этап — поиск пунктуационных, грамматических и На I и II этапах работы возможно использование вспомогательных приспособлений, позволяющих ребенку выделить слово из текста и сосредоточить на нем свое внимание. Таким приспособлением может служить проверочная карточка — прямоугольник из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней и нижней грани которого вырезаны «окошки» для выделения длинного и короткого слова.
1. «Возвращение к началу». Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове — по невнимательности. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться карточкой- «проверялкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Учащиеся, раньше всех обнаружившие слово с ошибкой, поднимают руки. * Упражнение является подготовительным. Оно приучает детей к использованию при проверке карточки- «проверялки», к чтению текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп деятельности детей. Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 занятиях подряд.
2. Ищем «случайные» ошибки (I этап самопроверки). Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент — карточка-памятка. Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог П. Я. Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при ее отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний. Памятки ученик может поместить в портфолио в раздел «Я учусь учиться». Памятка Проверь свою работу (Первая проверка) Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего: • Не пропустил ли ты букву? • Не добавил ли лишнюю букву? • Не написал ли вместо одной буквы другую? • Правильно ли ты изобразил каждую букву? Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты — молодец! 3. Ищем орфографические ошибки (II этап самопроверки). Дети проверяют текст второй раз, сосредоточиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ Логопедические занятия
Памятка Проверь свою работу (Вторая проверка) Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего: • Не словарное ли это слово? • Есть ли в слове орфограммы? Какие? • Обозначь опасные места. • Где возможно, подбери проверочные слова. Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты — молодец! 4. Проверка предложений (III этап самопроверки). Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Карточка-«проверялка» уже не нужна. Используется только памятка. Памятка Проверь свою работу (Третья проверка) Проверь целиком каждое предложение, начиная с первого:
• Не пропустил ли ты слово? • Не написал ли лишнее слово? • Как написаны предлоги и союзы? • Правильно ли слова связаны друг с другом? (Проверь окончания. ) • Есть ли точка в конце и заглавная буква в начале предложения? • Есть ли необходимые запятые и другие знаки? * Приведенные примеры памяток рассчитаны на учащихся 3-4 классов. В случае если какие-то ошибки остаются не найденными ребенком, логопед отмечает их на полях соответствующей строки цифрами 1, 2 или 3 в зависимости от типа ошибок. Если и в этом случае ребенок не может обнаружить ошибку, то логопед указывает слово или предложение, в котором она допущена. И только если ошибка так и остается необнаруженной, логопед вместе с ребенком осуществляет разбор и помогает ее найти. Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам. 5. «Помогите Кузе». Детям (индивидуально или в парах) предлагаются карточки с текстами из сборника Н. М. Бе-теньковой «Орфография в рифмовках». Дается задание: за 2 минуты помочь Кузе исправить все ошибки. Разве можно без улыбки Разве можно без улыбки Видеть Кузины ошибки! Видеть Кузины ошибки! Пишет Кузя, наш дружок: Он в тетради написал: «Сел варенье код пушок, «Карандаш, портфель, пинал, Он конфетку сел, а булкой Ручки и тетратки Поделился с другом булькой». У меня в порядке». Быстро Кузе помогайте, Быстро Кузе помогайте, Где ошибки — исправляйте! Все ошибки исправляйте!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|