Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

МОДУЛЬ D. Умение самостоятельно. оценивать результаты своей деятельности




МОДУЛЬ D

Умение самостоятельно

оценивать результаты своей деятельности

Важными для успешной учебы являются умения ста­вить цели и добиваться их, видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость, замечать неудачи и находить их причины. В качестве стимулов, побуждаю­щих ребенка учиться, можно использовать разнообразные приемы — от похвалы до награждения специальными сим­волами, с помощью которых отмечаются достижения.

Символ успеха можно придумать совместно. Ученики начальной школы и старшеклассники с удовольствием используют линейки достижений и лестницу успеха для самооценивания и фиксации результатов.


ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ

 

Линейки достижений помогают ребенку увидеть свои успехи. К сожалению, ученику с дисграфией на уроке русского языка чаще приходится переживать за свои не­удачи. Такому школьнику особенно важно научиться ви­деть даже малейшие достижения, неотмеченные оценкой, которую поставил учитель. Конечно, приятно, когда сто­ит «5», но как часто приходится слышать от учеников: «Учил, учил, а меня не спросили». Или: «Я так готовил­ся к диктанту, но все равно получил тройку! » Случает­ся, что отметка не соответствует затраченным усилиям. Многих ребят это огорчает, а некоторые и вовсе переста­ют стараться, потеряв веру в успех. Но ведь оценка — это вовсе не единственный результат, который дает уче­ба. Уверенность в своих силах, желание учиться и рабо­тать над собой — вот то, что действительно пригодится в жизни.

Линейки достижений позволяют увидеть не только (и не столько! ) улучшение успеваемости, но и те уси­лия, которые ученик приложил, и те знания, умения и навыки, которые им в результате приобретены. Такие линейки мы рекомендуем использовать каждый день. Таким образом ребенок сможет всесторонне оценить свои учебные результаты, соотнося их с затраченными усилиями.

Лесенки успеха используются на каждом занятии. В конце занятия ученикам предлагается «поставить» себя на какую-нибудь из ее ступенек (самая верхняя ступень­ка — наилучшие результаты в учебе). Таким образом, важно, чтобы оценка собственного труда ребенком стала действительно ЕГО оценкой (выбрал верхнюю ступеньку не потому, что это будет приятно учителю, и не потому, что ее выбрало большинство детей, а потому что сегодня сам доволен своей работой! ).

1. «Линейка достижений». Логопед предлагает детям в конце занятия сделать отметки на линейках достиже-


Логопедические занятия

ний. Каждому ребенку дается карточка, например тако­го содержания:

Я научился выделять из слова гласные звуки
О                              5

Я старался

О                          5

Какую оценку я сам себе поставлю
О                              5

* Ученик ставит отметку-черточку на каждой линейке. Это приучает его задумываться над тем, насколько он продвинулся в овладении знаниями и умениями; прикладывал ли старания для качественного выполнения задания. Ученик начинает ре­ально прогнозировать оценку за выполнение задания.

2. «Оцени работу сам! » Логопед, планируя проведение диктанта, готовит для каждого ученика индивидуальную линейку оценки. Параметрами оценки работы являются «проблемные моменты» письма данного ученика. По окон­чании диктанта дети проверяют написанный текст и де­лают отметки на линейках.

 

 

 


* Отметка (звездочка, крестик, точка), поставленная на го­ризонтальной линии, обозначает хороший уровень работы, т. е. ошибок нет, возможны исправления, сделанные в процессе пись­ма; выше горизонтальной линии — ошибок и исправлений нет, Работа безупречна; ниже — есть ошибки, они исправлены при Итоговой проверке.


ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ


Логопедические занятия



3. «Достижение целей». Логопед предлагает детям за­
писать на страничке целей в тетради такое предложе-­
ние: «Я могу правильно написать сто слов с безударным
гласным в корне». (Вместо «Я могу» можно написать
«Я хочу». ) На протяжении нескольких занятий дети вы­
полняют разнообразные упражнения по этой теме, а ло­
гопед, проверяя работу, подсчитывает количество пра­
вильно написанных слов и результат записывает цифрой
на страничке целей.

* Ученики, которые напишут 100 слов правильно, удостаи­ваются аплодисментов группы. Они вправе гордиться собой!

Вариант: «Я хочу правильно написать 100% слов с безударными гласными в приставках». Ученик получает карточку с некоторым количеством слов, выполняет за­дание, а потом вместе с логопедом высчитывает результат в процентах.

4. «Карта самонаблюдений». Этот интересный инстру­-
мент сопровождения был придуман в Бельгии. Карту са-­
монаблюдений составляет и ведет ученик самостоятель-­
но. Логопед и психолог, объясняют детям цель ведения
такой карты и демонстрируют образец. Учащиеся, выде-­
ляя собственные проблемы (в поведении, в учебе и т. д. ),
вписывают нужные аспекты наблюдения в свои таблич­
ки. В конце каждого занятия (обычно в начале работы по
описываемой программе) ученики делают отметки ((+)
или (-)) в карте. Когда таблица заполняется, подводятся
итоги: «Кто может сказать, что стал аккуратнее? », «У
кого укрепилась сила воли? », «Кто заметил, что стал
активнее на занятиях? ». Ученик сообщает о своих ре­-
зультатах только в том случае, если сам этого захочет.
Карта самонаблюдения может быть помещена в портфо-
лио (в раздел «Я учусь учиться», если минусов еще дос­-
таточно много, или в раздел «Мои достижения», если в
карте преобладают плюсы).


Образец карты самонаблюдений

 

 

Я на занятии

Дата отметки

 
           
Слушал внимательно            
Поднимал руку            
Писал, используя секре­ты грамотного письма            
Следил за порядком на столе            
Соблюдал порядок в тетради            

5. «Лесенка успеха». Завершив выполнение какого-либо письменного задания, ученики рисуют карандашом лестницу из трех ступенек. Логопед просит, чтобы каж­дый из детей сам оценил успешность выполнения этого задания, нарисовав на одной из ступенек лесенки чело­вечка — себя. Если ученик считает, что был вниматель­ным, старательным и поэтому сдал логопеду работу без ошибок, то он рисует себя на верхней ступеньке.

 


* Лесенка успеха позволяет логопеду узнать, насколько объек­тивно дети оценивают свое письмо.

6. «Я так чувствую... » Подводя итоги занятия, логопед может попросить детей нарисовать на полях тетради не­большой кружок и поставить в нем один из знаков препи­нания, обозначающих завершение предложения.


 




ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...