Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логопедические занятия со школьниками______. Ищи других родственников. Измени форму слова. Смотри в корень




1                                  3                 2

Прочитай текст. Выпиши найденные тобой существи­тельные с безударными падежными окончаниями.

4                                            5

В каждом слове выдели окончание, обозначь склоне­ние и падеж.

* Логопед напоминает детям, что на уроках математики им встречаются сложные примеры, в которых вычисления нужно совершать в определенном порядке (например, выполнить дей­ствия в скобках и с полученным результатом совершить следую­щее действие). Задание к упражнению в учебнике русского языка тоже может содержать несколько действий. Важно не забыть сде­лать ни одно из них. А перед выполнением нужно подумать, что следует сделать сначала, а что потом.

5. «Выделение главного». Для того чтобы правильно составить план, необходимо научиться выделять главное и действовать по порядку. Ученикам предлагается выпол­нить следующее задание, результаты которого можно вло­жить в портфолио:

• выпиши все свои дела (или действия, если речь идет об учебном задании), которые тебе предстоит сделать, на отдельный лист бумаги;

• отметь маркером (текстовыделителем) самые важные из них — те, которые необходимо сделать в первую

очередь;

•  отметь маркером другого цвета те дела/действия, ко­-
торые ты поставишь на второе место, и т. д.
* Психолог (или логопед) предлагает детям подумать, поче-­
му иногда трудно взяться за работу (например, по выполнению
домашнего задания или за уборку, когда в комнате беспоря-


Логопедические занятия

док). В процессе беседы выясняется, что пугает самое начало работы — когда не знаешь, за что взяться в первую очередь. Научившись выделять главное и выстраивать план действий, можно значительно облегчить себе жизнь.

6. «Помогите Кузе». Составление плана выполнения
домашнего упражнения.

Пример:

Спиши, вставляя пропущенные буквы и нужные зна­ки препинания. Во всех предложениях подчеркни глав­ные члены.

Варианты организации работы:

1) План составляется в процессе беседы с детьми, причем
дети аргументируют свои предложения, а логопед за-­
писывает пункты плана на доске.

I 2) Пункты плана в беспорядке написаны на доске, а у каж­дого ребенка есть какая-то магнитная цифра. Ученики прикрепляют свои цифры к соответствующим пунктам, обязательно аргументируя свои действия. 3) Работа в парах. Каждая пара получает текст задания и план выполнения этого задания, разрезанный по пунк­там на полоски. Нужно составить план целиком. Все пары представляют и защищают свой вариант. * Детям предлагается помочь Кузе выполнить домашнее за­дание по русскому языку. («Наш Кузя совсем растерялся, не знает, с чего начать и как сделать упражнение быстрее, а то ведь хочется и в футбол поиграть... »)

7. «Составьте алгоритм». Детям предлагают поработать
в парах. Задание общее для всех пар: составить алгоритм
решения определенной учебной задачи.

Примеры заданий: ; 1) Составьте алгоритм выполнения транскрипции слова.

2) Составьте алгоритм проверки слова с безударным глас-­
ным в корне.

Через 5 минут каждая группа выполняет задание лого­педа по транскрипции или по проверке слова, используя


f


ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ______

свой алгоритм. Таким образом проверяется, «работает» этот алгоритм или нет, т. е. можно ли, используя его, безошибочно и быстро выполнить задание.

Ищи других родственников

Измени форму слова

* Под алгоритмом в психологии понимают точное описание определенной последовательности интеллектуальных операций, не­обходимых и достаточных для решения любой из задач, принад­лежащих к некоторому классу. Психологические исследования показывают, что многие из этих операций не осознаются детьми, а иногда ученики о них просто не подозревают (К. Н. Вол­ков). Следовательно, для эффективного обучения эти операции надо выявлять и специально обучать производить их.

Примеры алгоритмов, составленных учениками

Как сделать транскрипцию

1. Открой квадратные скобки.

2. Произнеси слово целиком так, как ты обычно говоришь, и запомни это.

3. Медленно, выделяя звуки, произнеси первый слог.

4. Звуки, которые ты выделил, занеси в скобки.

5. Так же работай и с другими слогами.

6. Закрой скобки.

7. Прочитай свою транскрипцию и сравни: такое ли сло­во ты произносил вначале/

8. Поставь ударение.

Проверка безударных гласных в корне слова Комментарий к схеме:

Чтобы проверить безударную гласную

в корне слова, не обязательно пере-

Смотри в корень

бирать в уме все родственные ему сло­ва. Иногда достаточно просто выде­лить корень, и проверка завершена: дворик двор.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...