Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логопедические занятия со школьниками




ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ

Примеры заданий группам при организации учебного сотрудничества на логопедических занятиях в рамках программы «Учись учиться»

1. Разработка памятки для проверки текста сочине­ния, изложения, диктанта. Прежде чем логопед предло­жит ученикам готовую памятку-алгоритм самопроверки, можно дать задание группам продумать этапы проверки текста и записать свой вариант алгоритма на бумаге. Груп­пы могут получить разные задания: первая будет разра­батывать памятку для проверки сочинения, вторая — для проверки изложения, третья — для проверки диктанта и т. д. Представленные в ходе общего обсуждения вариан­ты памяток дополняются учениками из других групп и логопедом. Желательно раздать на следующем занятии напечатанные и дополненные памятки каждому ученику.

2. Как лучше закрепить пройденное? Группам пред-­
лагается подумать над тем, каким должно быть домаш-­
нее задание, чтобы материал, изученный на занятии,
был закреплен качественно. Домашнее задание на ло­-
гопедических занятиях не задается, но по желанию уче­-
ники могут выполнить дома задание, которое приду­
мала группа.

3. Подбираем примеры. Группам предлагается подо­брать как можно больше слов, предложений по теме за­нятия. Логопед собирает примеры, приведенные группа­ми учащихся, в свою методическую «копилку» и использует в дальнейшем в своей работе.

4. Составляем вопросы для самопроверки. Группам предлагается составить вопросы, которые позволят про­верить полученные знания. После этого ученики разби­ваются на пары, по очереди задают друг другу состав­ленные группой вопросы и отвечают на них.


Как организовать эффективную работу учащихся на логопедических занятиях

5. Обобщаем пройденное, составляя карту памяти.

Группы учащихся составляют карты памяти по пройден­ной теме (правила составления описаны выше), исполь­зуя большие листы бумаги (формат А-2). В конце занятия проводится презентация карт памяти. В течение 2-3 не­дель «работает выставка» карт памяти. Логопед исполь­зует их для повторения материала.

6. Разрабатываем творческие задания. Группы уча­щихся придумывают кроссворды, ребусы, загадки по оп­ределенной теме. Группы обмениваются заданиями и на следующем занятии разгадывают кроссворды, ребусы и загадки, составленные товарищами.

7. Придумываем сказку. Группам предлагается приду­мать «дидактические сказки», которые пополнят методи­ческую копилку логопеда. Например, одной группе можно предложить придумать сказку о гласных и согласных зву­ках, другой — о мягких и твердых согласных, третьей — о звонких и глухих и т. д. Группам можно предложить орга­низовать работу следующим образом: один ученик приду­мывает начало (2-3 предложения), другой продолжает и так далее по цепочке. Кто-то из членов группы записывает сказку. Если учащиеся сами не могут распределить работу, логопед помогает, предлагая очередность и «секретаря».

8. Разработка памятки по планированию работы. Груп­-
пам предлагается составить памятки по планированию.
Логопед просит учеников подумать над тем, что необхо­-
димо учесть при планировании, составить его алгоритм.
На следующем занятии группы, используя составленные
памятки, планируют совместную работу, например по под­
готовке «Праздника достижений».

9. «Ну-ка, отгадай! » (игра из сборника Н. В. Самоуки-

и «Игры в школе и дома»). Группа детей делится на

Две подгруппы. Первая тайно от второй задумывает ка-


 




ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ

кой-либо известный всем предмет. Вторая подгруппа дол­жна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая подгруппа должна отвечать, используя слова «да» и «нет». Подгруппы встают в шеренги друг напротив друга. Один ученик из второй подгруппы спрашивает, например: «Этот предмет живой? » Ему отвечает один ученик из первой подгруппы: «Да, этот предмет живой». Следующий ученик из второй подгруппы спрашивает: «Это человек? » Ему отвечает следующий ученик из пер­вой подгруппы: «Нет, это не человек» и т. д.

10. Работа с текстом. Группам предлагаются задания:

1) Один ученик написал сочинение. Прочитайте его, оп-­
ределите тип текста. Оцените правильность построе­-
ния текста с учетом следующих вопросов:
Раскрыта ли тема?

Выделено ли вступление, основная часть и заключение? Нет ли повторов мыслей? Нет ли повторов слов?

2) Вставьте в слова пропущенные буквы. Букву пишите
только после того, как докажете правильность написа­
ния. Исправлений быть не должно! (Посв... тил поэму,
посв... тил фонарем; городской ст... рожил ст... рожил
склад и т. п. )

* Наличие у ученика возможности обсуждать учебную ин­формацию с равными себе, отстаивать свою точку зрения, при­водить доводы — важное условие эффективности обучения. Работа в группе отвечает этому условию. Участие в групповой работе позволяет каждому ученику сразу выявлять причины ошибок и в случаях возникновения трудностей тут же полу­чать помощь товарищей или учителя.

На логопедических занятиях полезно предлагать группе са­мостоятельно выбирать «руководителя», т. е. ученика, кото­рый будет отчитываться о выполнении задания, но это не дол­жен быть каждый раз один и тот же человек. Психологи отмечают, что более оживленные связи при работе в группе устанавливаются между участниками, сидящими напротив, а


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...