Логопедические занятия со школьниками
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ Примеры заданий группам при организации учебного сотрудничества на логопедических занятиях в рамках программы «Учись учиться» 1. Разработка памятки для проверки текста сочинения, изложения, диктанта. Прежде чем логопед предложит ученикам готовую памятку-алгоритм самопроверки, можно дать задание группам продумать этапы проверки текста и записать свой вариант алгоритма на бумаге. Группы могут получить разные задания: первая будет разрабатывать памятку для проверки сочинения, вторая — для проверки изложения, третья — для проверки диктанта и т. д. Представленные в ходе общего обсуждения варианты памяток дополняются учениками из других групп и логопедом. Желательно раздать на следующем занятии напечатанные и дополненные памятки каждому ученику. 2. Как лучше закрепить пройденное? Группам пред- 3. Подбираем примеры. Группам предлагается подобрать как можно больше слов, предложений по теме занятия. Логопед собирает примеры, приведенные группами учащихся, в свою методическую «копилку» и использует в дальнейшем в своей работе. 4. Составляем вопросы для самопроверки. Группам предлагается составить вопросы, которые позволят проверить полученные знания. После этого ученики разбиваются на пары, по очереди задают друг другу составленные группой вопросы и отвечают на них.
5. Обобщаем пройденное, составляя карту памяти. Группы учащихся составляют карты памяти по пройденной теме (правила составления описаны выше), используя большие листы бумаги (формат А-2). В конце занятия проводится презентация карт памяти. В течение 2-3 недель «работает выставка» карт памяти. Логопед использует их для повторения материала. 6. Разрабатываем творческие задания. Группы учащихся придумывают кроссворды, ребусы, загадки по определенной теме. Группы обмениваются заданиями и на следующем занятии разгадывают кроссворды, ребусы и загадки, составленные товарищами. 7. Придумываем сказку. Группам предлагается придумать «дидактические сказки», которые пополнят методическую копилку логопеда. Например, одной группе можно предложить придумать сказку о гласных и согласных звуках, другой — о мягких и твердых согласных, третьей — о звонких и глухих и т. д. Группам можно предложить организовать работу следующим образом: один ученик придумывает начало (2-3 предложения), другой продолжает и так далее по цепочке. Кто-то из членов группы записывает сказку. Если учащиеся сами не могут распределить работу, логопед помогает, предлагая очередность и «секретаря». 8. Разработка памятки по планированию работы. Груп- 9. «Ну-ка, отгадай! » (игра из сборника Н. В. Самоуки- и «Игры в школе и дома»). Группа детей делится на Две подгруппы. Первая тайно от второй задумывает ка-
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ кой-либо известный всем предмет. Вторая подгруппа должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая подгруппа должна отвечать, используя слова «да» и «нет». Подгруппы встают в шеренги друг напротив друга. Один ученик из второй подгруппы спрашивает, например: «Этот предмет живой? » Ему отвечает один ученик из первой подгруппы: «Да, этот предмет живой». Следующий ученик из второй подгруппы спрашивает: «Это человек? » Ему отвечает следующий ученик из первой подгруппы: «Нет, это не человек» и т. д.
10. Работа с текстом. Группам предлагаются задания: 1) Один ученик написал сочинение. Прочитайте его, оп- Выделено ли вступление, основная часть и заключение? Нет ли повторов мыслей? Нет ли повторов слов? 2) Вставьте в слова пропущенные буквы. Букву пишите * Наличие у ученика возможности обсуждать учебную информацию с равными себе, отстаивать свою точку зрения, приводить доводы — важное условие эффективности обучения. Работа в группе отвечает этому условию. Участие в групповой работе позволяет каждому ученику сразу выявлять причины ошибок и в случаях возникновения трудностей тут же получать помощь товарищей или учителя. На логопедических занятиях полезно предлагать группе самостоятельно выбирать «руководителя», т. е. ученика, который будет отчитываться о выполнении задания, но это не должен быть каждый раз один и тот же человек. Психологи отмечают, что более оживленные связи при работе в группе устанавливаются между участниками, сидящими напротив, а
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|