Как организовать эффективную работу учащихся на логопедических занятиях
Как организовать эффективную работу учащихся на логопедических занятиях не рядом друг с другом. Это нужно учитывать при организации рабочего места для группы. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДАЛЬТОН-ПЛАНА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «УЧИСЬ УЧИТЬСЯ» Свобода — это собственный темп ребенка. Е. Паркхерст В настоящее время на Западе достаточно широко используется Дальтон-план. Этот метод, активно применявшийся в России в 1920-е гг., к сожалению, современным отечественным образованием забыт. Причиной тому, видимо, послужило использование данной технологии Н. И. Бухариным в процессе партучебы. После расстрела Бухарина на Дальтон-план был наложен запрет. Однако основной принцип Дальтон-плана — сочетание свободы и ответственности ученика в процессе обучения — как нельзя лучше соответствует современным требованиям гуманизации образования. В чем заключается основная идея Дальтон-плана? В соответствии с данной технологией каждый ученик планирует свое время для усвоения определенной темы, заключая с педагогом контракт на определенный срок (например, на месяц). Таким образом, учитель-логопед вместе с каждым учеником, посещающим логопедические занятия, отслеживает его продвижение в соответствии с индивидуальным планом. Это особенно важно при организации логопедической поддержки, т. к. на занятия приходят дети с разнообразными проблемами, с разным темпом работы, из Разных классов. Дальтон-план позволяет закреплять и Развивать у детей навыки планирования, которым уде-
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ
ляется особое внимание в процессе реализации программы «Учись учиться». Как организовать работу по Дальтон-плану на логопедических занятиях 1. У каждого ученика имеется индивидуальный график — таблица, в которой в соответствии с контрактом перечислены индивидуальные задания на определенный срок. Ученики напротив каждого задания сами проставляют приблизительное время, за которое они должны с ним справиться. Третья колонка такого графика предназначена для отметки о выполнении задания и реально затраченном времени. Среди заданий помимо логопедических упражнений, предложенных логопедом в соответствии с проблемами, имеющимися у ребенка, содержатся задания, направленные на развитие общеучебных навыков. Перед составлением собственного плана ученик вместе с логопедом в процессе индивидуальной беседы анализирует собственные проблемы. Логопед предлагает варианты работы по преодолению трудностей, а школьник самостоятельно распределяет эту работу во времени. 2. На каждом занятии логопед выделяет время для работы по Дальтон-плану, снабжает учащихся материалами (карточками с заданиями, текстами и пр. ) и при необходимости оказывает помощь. 3. По окончании работы по индивидуальным планам ученики делают отметки о выполнении и затраченном времени в соответствующей колонке своего графика. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И УЧИТЕЛЯ КОНСУЛЬТАТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «УЧИСЬ УЧИТЬСЯ» Количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, как правило, велико, и логопед не имеет возможности оказать помощь каждому ученику. Кроме того, из теории и практики дефектологии известно, что для эффективного устранения какого-либо нарушения в развитии ребенка требуется комплексный подход, т. е. привлечение к решению пр'облемы родителей ребенка, учителя, врачей-специалистов, психолога. С учетом вышеизложенного логопеды используют в своей работе метод консультативного сопровождения. В первую очередь он применяется при организации сотрудничества с учителями.
Консультативное сопровождение — это метод работы, который помогает учителю занять активную позицию в решении учебной проблемы ребенка, сделать самостоятельный выбор пути ее разрешения. При этом происходит разделение ответственности между сторонами (логопед — учитель или психолог — учитель). Самое важное для успешного сотрудничества — установление равноправных отношений. Обе стороны (логопед и учитель) являются одинаково компетентными в вопросах, касающихся организации помощи ребенку, поэтому они не должны выступать в ролях, например «эксперта» и «консультируемого». И тот, и другой являются партнерами в процессе сопровождения ребенка. Сотрудничество состоится только в том случае, если логопеду удастся вызвать у учителя желание участвовать в решении проблемы. Поэтому при разговоре с учителем важно учитывать следующие моменты: не употреблять сложные специфические, малопонятные учителю термины; обсуждать не причины проблемы (нарушение, недоразвитие какой-нибудь речевой функции у ребенка), а сами учебные проблемы, их конкретные проявления; максимально уточнить, в чем состоят учебные проблемы ребенка; при выборе путей решения проблем и их анализе опираться прежде всего на мнение учителя, даже если логопед с ним в чем-то не согласен.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|