Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как организовать эффективную работу учащихся на логопедических занятиях




Как организовать эффективную работу учащихся на логопедических занятиях

не рядом друг с другом. Это нужно учитывать при организации рабочего места для группы.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДАЛЬТОН-ПЛАНА

НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «УЧИСЬ УЧИТЬСЯ»

Свобода — это собственный темп ре­бенка.

Е. Паркхерст

В настоящее время на Западе достаточно широко исполь­зуется Дальтон-план. Этот метод, активно применявшийся в России в 1920-е гг., к сожалению, современным отече­ственным образованием забыт. Причиной тому, видимо, послужило использование данной технологии Н. И. Буха­риным в процессе партучебы. После расстрела Бухарина на Дальтон-план был наложен запрет.

Однако основной принцип Дальтон-плана — сочета­ние свободы и ответственности ученика в процессе обу­чения — как нельзя лучше соответствует современным требованиям гуманизации образования. В чем заключа­ется основная идея Дальтон-плана? В соответствии с дан­ной технологией каждый ученик планирует свое время для усвоения определенной темы, заключая с педагогом контракт на определенный срок (например, на месяц). Таким образом, учитель-логопед вместе с каждым уче­ником, посещающим логопедические занятия, отслежи­вает его продвижение в соответствии с индивидуальным планом. Это особенно важно при организации логопеди­ческой поддержки, т. к. на занятия приходят дети с раз­нообразными проблемами, с разным темпом работы, из Разных классов. Дальтон-план позволяет закреплять и Развивать у детей навыки планирования, которым уде-


     
 

 


ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ                     

ляется особое внимание в процессе реализации програм­мы «Учись учиться».

Как организовать работу по Дальтон-плану на логопедических занятиях

1. У каждого ученика имеется индивидуальный гра­фик — таблица, в которой в соответствии с контрактом перечислены индивидуальные задания на определенный срок. Ученики напротив каждого задания сами простав­ляют приблизительное время, за которое они должны с ним справиться. Третья колонка такого графика предназ­начена для отметки о выполнении задания и реально за­траченном времени. Среди заданий помимо логопедичес­ких упражнений, предложенных логопедом в соответствии с проблемами, имеющимися у ребенка, содержатся зада­ния, направленные на развитие общеучебных навыков. Перед составлением собственного плана ученик вместе с логопедом в процессе индивидуальной беседы анализиру­ет собственные проблемы. Логопед предлагает варианты работы по преодолению трудностей, а школьник самосто­ятельно распределяет эту работу во времени.

2. На каждом занятии логопед выделяет время для ра­боты по Дальтон-плану, снабжает учащихся материала­ми (карточками с заданиями, текстами и пр. ) и при не­обходимости оказывает помощь.

3. По окончании работы по индивидуальным планам ученики делают отметки о выполнении и затраченном вре­мени в соответствующей колонке своего графика.


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И УЧИТЕЛЯ КОНСУЛЬТАТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

УЧАЩИХСЯ

В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «УЧИСЬ УЧИТЬСЯ»

Количество детей, нуждающихся в логопедической по­мощи, как правило, велико, и логопед не имеет возмож­ности оказать помощь каждому ученику. Кроме того, из теории и практики дефектологии известно, что для эф­фективного устранения какого-либо нарушения в разви­тии ребенка требуется комплексный подход, т. е. привле­чение к решению пр'облемы родителей ребенка, учителя, врачей-специалистов, психолога. С учетом вышеизложен­ного логопеды используют в своей работе метод консуль­тативного сопровождения. В первую очередь он применя­ется при организации сотрудничества с учителями.

Консультативное сопровождение — это метод работы, который помогает учителю занять активную позицию в решении учебной проблемы ребенка, сделать самостоя­тельный выбор пути ее разрешения. При этом происхо­дит разделение ответственности между сторонами (лого­пед — учитель или психолог — учитель).

Самое важное для успешного сотрудничества — уста­новление равноправных отношений. Обе стороны (лого­пед и учитель) являются одинаково компетентными в воп­росах, касающихся организации помощи ребенку, поэтому они не должны выступать в ролях, например «эксперта» и «консультируемого». И тот, и другой яв­ляются партнерами в процессе сопровождения ребенка. Сотрудничество состоится только в том случае, если логопеду удастся вызвать у учителя желание участвовать в решении проблемы. Поэтому при разговоре с учителем важно учитывать следующие моменты:


Взаимодействие логопеда и учителя

не употреблять сложные специфические, малопонят­ные учителю термины;

обсуждать не причины проблемы (нарушение, недо­развитие какой-нибудь речевой функции у ребенка), а сами учебные проблемы, их конкретные проявления; максимально уточнить, в чем состоят учебные про­блемы ребенка;

при выборе путей решения проблем и их анализе опи­раться прежде всего на мнение учителя, даже если ло­гопед с ним в чем-то не согласен.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...