Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логопедические приемы,. Применяемые на уроках каллиграфии,. Русского языка, чтения и развития речи. Упражнения,. Используемые на уроках каллиграфии




ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ,

ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА УРОКАХ КАЛЛИГРАФИИ,

РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Упражнения,

используемые на уроках каллиграфии

и русского языка

Занятия каллиграфией приучают школьников писать аккуратно и четко, с максимальным вниманием к графи­ческой стороне письма. Предпосылками оптической дисграфии у ребенка являются недостаточно сформирован­ные зрительно-пространственные представления и зритель­ный анализ и синтез.

Начинать урок каллиграфии можно с упражнения на развитие мелкой моторики рук, т. к. совершенствование ручной моторики способствует развитию речевой функции.

1. «Игра на рояле», «Ёлка». Учитель называет слово.
Ученики определяют количество звуков в слове, выпол­-
няя упражнения «Игра на рояле» (кончики пальцев рук
последовательно касаются стола) или «Ёлка» (ладони при-­
жимаются друг к другу, пальцы скрещиваются и после-­
довательно касаются тыльной стороны ладони).

* Упражнение способствует развитию мелкой моторики и
фонематического анализа.

2. Штриховки. Различные виды штриховок, выпол-­
няемых слева направо или снизу вверх так, чтобы на­
жим уменьшался от первой фигуры к последней.

Упражнения способствуют развитию пространственных пред­ставлений.

3. Дифференциация цветом сходных по начертанию
букв - Например: yyqqqyyyqqyyqqq — одну из букв обведи


ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ


Взаимодействие логопеда и учителя


 


синим цветом, а другую — зеленым. Затем задание ус­ложняется: после команды «Внимание! » один цвет ме­няется на другой.

* Упражнение способствует развитию оптико-пространствен­ного гнозиса, умению различать буквы, сходные по начертанию, направлять внимание на определенную цель (тренировка пере­ключения внимания). Важно подкреплять письмо проговарива-нием, т. к. в этот момент происходит согласование звучания про­износимого звука, мышечных ощущений в органах артикуляции и зрительного образа буквы, обозначающего данный звук.

4. «Напиши столько букв, сколько услышишь в слове звуков». Задание: напиши столько букв Ш и Щ, сколько услышишь в слове звуков. Примерный материал: ша­лаш, щука, щека, шутка, шелк, щелк, щетка и т. д.

* Упражнение способствует развитию фонематического слуха и анализа, усилению концентрации и устойчивости внимания.

5. «Напиши буквы разным цветом». Ребенку предла­гается записать под диктовку слова с буквами Ш и Щ (Ш, обозначающая твердый согласный, прописывается синим, а Щ, обозначающая мягкий согласный, прописывается

зеленым цветом).

* Упражнение способствует развитию фонематической диф­ференциации звуков, дифференциации образов букв, тренировке переключения внимания.

6. «Где же спрятались слова? »

Вариант 1. Предлагаются слова или целые предло­жения, которые спрятались за маленьким «заборчиком». Поможет прочитать их верхняя часть, которая из-за него

виднеется.

Вариант 2. Предлагаются слова с недописанными эле­ментами. Надо прочитать слова и правильно их написать.

* Учит ребенка выделять элементы букв, синтезировать их, ориентируясь на важные составные части букв; способствует усилению концентрации и устойчивости внимания.


Упражнения,

используемые на уроках чтения

и развития речи

Дисграфия (нарушение письма) является препятстви­ем сначала при овладении учениками грамотой, а в даль­нейшем при усвоении грамматики родного языка.

Дисграфические ошибки — следствие Несформированность у ребенка фонетико-фонематической и лексико-грам-матической сторон речи.

Несформированность лексико-грамматического строя речи (ребенок не умеет грамотно составлять граммати­ческие конструкции) проявляется в аграмматизмах на письме (неправильное согласование различных частей речи, неправильное управление). Аграмматизмы на пись­ме отмечаются словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте.

Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль распространенным предложением, передать содер­жание услышанного или увиденного приводят к тому, что ученики не способны написать изложение или сочи­нение.

Предлагаемые упражнения помогут выработать у де­тей практический навык использования слов, относящих­ся к различным частям речи. Упражнения носят харак­тер наблюдения, сравнения, дети учатся осмыслять изучаемые конструкции и вводить их в собственную речь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...