Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. «слова зовут на помощь». Рекадеревостолдождькорзинакорабльёжиккнигасолнце. Взаимодействие Логопеда и учителя. 3. «подбор слов-ассоциаций».




1. «Слова зовут на помощь».

Задание 1: На доске записаны слова, которые «склеи­лись» между собой. Помогите им «освободиться» — про­ведите вертикальные линии между словами.

РЕКАДЕРЕВОСТОЛДОЖДЬКОРЗИНАКОРАБЛЬЁЖИККНИГАСОЛНЦЕ

Задание 2: Вот девять слов (зачитываются слова): Река, дерево, стол, дождь, корзина, корабль, ёжик, кни-


ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ

-га, солнце. Смогли бы вы их запомнить? Наверное, нет. Но если связать их в рассказ да еще и представить себе все происходящее — совсем другое дело. Давайте побы­ваем в стране Вообразилии и придумаем историю, ко­торая случилась с этими словами.

История, придуманная учителями в ходе работы ме­тодического объединения:

У реки росло дерево. Под деревом стоял стол. Пошел сильный дождь. Капли дождя падали в корзину. Корзи­на поплыла по реке, как корабль. Под столом сидел ёжик и читал книгу о солнце.

История, придуманная учениками 2 класса (1—3): На берегу реки стояло высокое дерево. Пришел плотник, срубил дерево и сделал из него стол. Но тут пошел дождь. Река вышла из берегов. Плотник собрал свои вещи в корзи­ну и забрался на стол. Стол поплыл по реке, как корабль. На корабле спасался еще и ёжик. Плотник стал читать кни­гу. Дождь закончился, и выглянуло яркое солнце.

Потом можно предложить детям записать слова по па­мяти. Конечно, на первых этапах работы требуется по­мощь или подсказка учителя.

* Упражнение направлено на активизацию словаря, развитие творческих способностей учащихся, на формирование умения дей­ствовать по правилу (один из приемов учебной деятельности), раз­вивает оперативную память. Дополнительно можно предложить уче­никам выделить среди данных слово, в котором звуков больше, чем букв, или слово, в котором звуков меньше, чем букв. Это задание способствует развитию звукобуквенного анализа и синтеза. Разви­тию орфографической зоркости у школьников способствует задание назвать слова, в которых имеются изученные орфограммы.

Упражнение можно использовать при закреплении правопи­сания слов с безударной гласной в корне.

2. «Волшебная яблоня». На доске нарисована яблоня, к ее веткам прикреплены плоские картонные яблоки, на


Взаимодействие логопеда и учителя

обратной стороне которых написаны слова с пропущен-­
ной безударной гласной. Ученик, сорвав «яблоко», чита­-
ет на обороте слово и, объяснив его правописание, встав­-
ляет пропущенную букву. Все слова записываются на
доске. Для того чтобы запомнить данные слова, предла­-
гается побывать в стране Вообразилии и придумать ис­-
торию. Слова: лесная, поляна, цветы, сосна, нора, лиси­-
ца, тишина, тропинка, река, плоты.                        «

История, придуманная учениками 2 класса (1—4):

На лесной поляне мы собирали красивые цветы. Там стояла высокая сосна. Под сосной мы видели нору лиси­цы. Кругом стояла тишина. По тропинке мы пришли к реке. По реке плыли плоты.

Затем ученики записывают слова по памяти.

3. «Подбор слов-ассоциаций».

Доска делится на четыре части. В центре написано слово «животные». Ученикам предлагается записать:

1) в правом верхнем углу доски слова-ассоциации, обо­значающие предмет (Какая часть речи обозначает предмет? На какие вопросы отвечает? );

2) в правом нижнем углу доски слова-ассоциации, обо­значающие признак предмета (Какая часть речи обо­значает признак предмета? На какие вопросы отвеча­ет? );

3) в левом нижнем углу доски слова-ассоциации, обозна­чающие слова-действия (Какая часть речи обозначает действие предмета? На какие вопросы отвечает? );

4) в левом верхнем углу доски слова-помощники (Где можно увидеть этих животных? Где они живут? ).

При выполняй этих четырех заданий у детей, кроме проче-1 о, формируется навык ориентировки в пространстве (простран­ственные представления).

Когда все слова-ассоциации записаны на доске, ученикам

 предлагается составить небольшой рассказ из 2-3 предложений

. Затем эти предложения записываются в тетрадь.

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ '_______

Для упражнения можно использовать различные темы: «Одежда», «Мебель», «Игрушки», «Инструменты» и т. д.

* Упражнение способствует усвоению учащимися темы «Час­ти речи», формированию умения строить речевое высказывание с учетом правил грамматического оформления предложения (со­гласование различных частей речи, управление). В ходе выпол­нения упражнения у детей развиваются творческие способнос­ти, обогащается их словарный запас, формируются навыки ассоциативного мышления. Желательно на первоначальном этапе помочь учащимся, подсказать им ассоциативные ходы.

4. «Сосчитай, сколько слов... ». Упражнение можно ис­пользовать на уроке чтения.

Учитель читает небольшой текст. Задание: Сосчитать, сколько слов в нем начинается или заканчивается на оп­ределенный звук. Затем предлагается пересказать услы­шанное. Главное, чтобы ребенок натренировался быстро улавливать основной смысл, мог его словесно выразить, не допуская грамматических ошибок, и научился свобод­но употреблять сложные предложения. В этом случае сле­дует избегать дословного пересказа, при котором ребенок демонстрирует память, а не развивает речь.

* Цель упражнения — развитие фонематического слуха и орфографической зоркости.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...