1. «слова зовут на помощь». Рекадеревостолдождькорзинакорабльёжиккнигасолнце. Взаимодействие Логопеда и учителя. 3. «подбор слов-ассоциаций».
1. «Слова зовут на помощь». Задание 1: На доске записаны слова, которые «склеились» между собой. Помогите им «освободиться» — проведите вертикальные линии между словами. РЕКАДЕРЕВОСТОЛДОЖДЬКОРЗИНАКОРАБЛЬЁЖИККНИГАСОЛНЦЕ Задание 2: Вот девять слов (зачитываются слова): Река, дерево, стол, дождь, корзина, корабль, ёжик, кни- ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ -га, солнце. Смогли бы вы их запомнить? Наверное, нет. Но если связать их в рассказ да еще и представить себе все происходящее — совсем другое дело. Давайте побываем в стране Вообразилии и придумаем историю, которая случилась с этими словами. История, придуманная учителями в ходе работы методического объединения: У реки росло дерево. Под деревом стоял стол. Пошел сильный дождь. Капли дождя падали в корзину. Корзина поплыла по реке, как корабль. Под столом сидел ёжик и читал книгу о солнце. История, придуманная учениками 2 класса (1—3): На берегу реки стояло высокое дерево. Пришел плотник, срубил дерево и сделал из него стол. Но тут пошел дождь. Река вышла из берегов. Плотник собрал свои вещи в корзину и забрался на стол. Стол поплыл по реке, как корабль. На корабле спасался еще и ёжик. Плотник стал читать книгу. Дождь закончился, и выглянуло яркое солнце. Потом можно предложить детям записать слова по памяти. Конечно, на первых этапах работы требуется помощь или подсказка учителя. * Упражнение направлено на активизацию словаря, развитие творческих способностей учащихся, на формирование умения действовать по правилу (один из приемов учебной деятельности), развивает оперативную память. Дополнительно можно предложить ученикам выделить среди данных слово, в котором звуков больше, чем букв, или слово, в котором звуков меньше, чем букв. Это задание способствует развитию звукобуквенного анализа и синтеза. Развитию орфографической зоркости у школьников способствует задание назвать слова, в которых имеются изученные орфограммы.
Упражнение можно использовать при закреплении правописания слов с безударной гласной в корне. 2. «Волшебная яблоня». На доске нарисована яблоня, к ее веткам прикреплены плоские картонные яблоки, на Взаимодействие логопеда и учителя обратной стороне которых написаны слова с пропущен- История, придуманная учениками 2 класса (1—4): На лесной поляне мы собирали красивые цветы. Там стояла высокая сосна. Под сосной мы видели нору лисицы. Кругом стояла тишина. По тропинке мы пришли к реке. По реке плыли плоты. Затем ученики записывают слова по памяти. 3. «Подбор слов-ассоциаций». Доска делится на четыре части. В центре написано слово «животные». Ученикам предлагается записать: 1) в правом верхнем углу доски слова-ассоциации, обозначающие предмет (Какая часть речи обозначает предмет? На какие вопросы отвечает? ); 2) в правом нижнем углу доски слова-ассоциации, обозначающие признак предмета (Какая часть речи обозначает признак предмета? На какие вопросы отвечает? ); 3) в левом нижнем углу доски слова-ассоциации, обозначающие слова-действия (Какая часть речи обозначает действие предмета? На какие вопросы отвечает? );
4) в левом верхнем углу доски слова-помощники (Где можно увидеть этих животных? Где они живут? ). При выполняй этих четырех заданий у детей, кроме проче-1 о, формируется навык ориентировки в пространстве (пространственные представления). Когда все слова-ассоциации записаны на доске, ученикам предлагается составить небольшой рассказ из 2-3 предложений . Затем эти предложения записываются в тетрадь.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ '_______ Для упражнения можно использовать различные темы: «Одежда», «Мебель», «Игрушки», «Инструменты» и т. д. * Упражнение способствует усвоению учащимися темы «Части речи», формированию умения строить речевое высказывание с учетом правил грамматического оформления предложения (согласование различных частей речи, управление). В ходе выполнения упражнения у детей развиваются творческие способности, обогащается их словарный запас, формируются навыки ассоциативного мышления. Желательно на первоначальном этапе помочь учащимся, подсказать им ассоциативные ходы. 4. «Сосчитай, сколько слов... ». Упражнение можно использовать на уроке чтения. Учитель читает небольшой текст. Задание: Сосчитать, сколько слов в нем начинается или заканчивается на определенный звук. Затем предлагается пересказать услышанное. Главное, чтобы ребенок натренировался быстро улавливать основной смысл, мог его словесно выразить, не допуская грамматических ошибок, и научился свободно употреблять сложные предложения. В этом случае следует избегать дословного пересказа, при котором ребенок демонстрирует память, а не развивает речь. * Цель упражнения — развитие фонематического слуха и орфографической зоркости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|