Приемы и упражнения, способствующие развитию навыков самопроверки
Приемы и упражнения, способствующие развитию навыков самопроверки Появлению у учащихся орфографической зоркости способствуют упражнения, требующие от них внимательной работы со звукобуквенным составом слова и развивающие речевой слух. Комплекс упражнений «Зоркий Глаз помогает Чуткому Уху! » 1. Орфографический диктант. Учитель диктует слова, а ученики записывают только орфограммы, которые встречаются в них. Взаимодействие логопеда и учителя Например: машина - ши, часы - ча, Глеб - Г, б и т. д. 2. Учитель показывает предметные картинки и пред- Например: лыжи, стул, карандаши, корзина, часы, ежи, туча, щука, ваза, шары, шишка. Учащиеся получают задание запомнить только те названия картинок, в которых есть сочетания гласных с шипящими, а затем записать эти названия. 3. Инструкция: Послушайте слова. Запомните и запишите только те из них, в которых есть безударная гласная а, о или е. 4. Взаимопроверка. Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют диктант, исправляя ошибки товарища карандашом. 5. Дифференциация звучания и написания слов. Учитель читает слово. Задание: Произнеси слово так, как услышал; произнеси слово так, как напишешь; объясни почему (выдели орфограмму); запиши слово, а буквы, которые пишутся по правилу, напиши другим цветом. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных заданий, формирующих навыки языкового анализа и синтеза: выделение звуков, букв, морфем при чтении, написание диктантов, списывание. Зоркость требует развитого внимания: школьник должен видеть (и представлять на основе «внутреннего зрения») все буквы в слове.
Здесь приведены лишь некоторые приемы, развивающие зрительно-пространственные функции, лексико-грам-матический строй речи. Следует отметить, что дисграфи-ческие ошибки обусловлены несформированностью не только лексико-грамматической, но и фонетико-фонема-тической стороны речи. Пропуски, добавления, перестановки букв или слогов — следствие несформированности фонематического восприя-
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ тия и связанных с ним анализа и синтеза слов. Несформи-рованность фонематического слуха приводит к тому, что ученики на письме смешивают гласные первого и второго ряда. Нередко учащиеся не различают твердое и мягкое звучание согласных и неправильно обозначают мягкость согласного на письме. Учащиеся с нарушением слухового восприятия делают много ошибок на грамматические правила. Памятка для учителя Что должно насторожить учителя в устной и письменной речи учеников: • неправильное произношение звуков, которое может вызвать в дальнейшем дисграфию и дислексию; • особый характер ошибок на письме:
- ошибки не на правило; - стойкие ошибки, не исчезающие в процессе обучения; - регулярно повторяющиеся ошибки в разных видах работ независимо от психофизического состояния ребенка; - искажение графических образов букв; - пропуски, перестановки, добавления букв и слогов; - смешивание парных согласных в устной и письменной речи; - грубые аграмматизмы в устной речи и на письме. Если вы наблюдаете у ребенка ошибки такого рода, пожалуйста, убедите его родителей обратиться за помощью к логопеду! Просим вас: • оказать содействие в первичном логопедическом обследовании каждого ребенка, • обсудить вместе с логопедом проблему каждого из ваших учеников, Взаимодействие логопеда и учителя
• объяснить родителям необходимость логопедической помощи для их ребенка, • содействовать обеспечению посещаемости ребенком необходимых ему логопедических занятий. Только взаимодействие педагога и логопеда может помочь детям преодолеть трудности в учебе и сделать учебный труд для них радостным творчеством!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|