Дидактические игры и игровые упражнения
Дидактические игры и игровые упражнения рекомендуется проводить с целью уточнения и закрепления математических представлений у детей как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Количество и счет
• Развитие представлений о множестве: «Составь множество»,
«Множество для мальчиков», «Множество для девочек», «Определи
по-разному», «Составь пары», «Каких предметов больше? », «Больше —
меньше», «Два множества».
• Совершенствование навыков количественного и порядкового сче
та в пределах 20: «Кто знает — пусть дальше считает», «Назови соседей»,
«Сосчитай по-разному», «Исправь ошибку», «Веселый счет», «Угадай
ка», «Кто быстрее посчитает? », «Помоги числам найти свое место», «Чье
звено скорее соберется? », «По порядку становись», «Угадай, что изме
нилось», «Кто ушел и на котором месте стоял? », «Воробышки», «Поро
сята», «Лягушки», «Наведи порядок» (счет на слух), «Сделай столько же»
(счет и воспроизведение движений).
• Закрепление знаний о цифрах от 0 до 9: «Путаница», «Какой циф
ры не стало? », «Убираем цифры», «Обозначь цифрой», «Исправь ошиб
ку», «Найди пару», «Набери номер телефона», «Рисуем по точкам», «За
секреченные цифры».
• Совершенствование представлений о понимании отношений меж
ду числами натурального ряда: «Назови соседей», «Какое число больше
(меньше) на 1? », «Назови пропущенное число», «Назови число, большее
(меньшее) на 1», «Назови предыдущее (последующее) число», «Покажи
цифрой».
• Закрепление умения составлять число из единиц в пределах 10:
«Составь число», «Подбери столько же разных предметов», «Я знаю 6
(7, 8 и т. д. ) имен», «Составим поезд».
• Активизация умения раскладывать число на два меньших и
составлять из двух меньших большее число в пределах 10: «Найди
пару», «Ручеек», «Рассели соседей», «Строим дом», «Разложи по коробкам», «Отгадай», «Покажи цифрами», «Разложи поровну», «Составь число из двух одинаковых», «Волшебные окошки», «Составь поезд».
• Совершенствование представлений о монетах, их наборе и разме
не: «Магазин», «Расскажите про покупки», «Аптека», «Поездка в транс
порте», «Покупаем в киоске-автомате».
Величина
• Закрепление счетных действий по заданной мере: «Считай по-
разному», «Угадай, сколько всего», «Сколько пар? », «Покупаем парами
(десятками)».
• Закрепление умения делить предмет на 2—8 равных частей: «Пору
чение», «День рождения», «Раздели на всех», «Найди целое и его части»,
«Покажи и сравни (2/4, 3/4)», «Неразбериха».
• Формирование элементарных измерительных умений: «Поруче
ние», «Расставь мебель», «Линии в ряд», «Скалолазы», «Агроном», «Ку
пим куклам школьную форму», «Модельеры», «Что для кого? », «Ма
газин одежды», «Архитектор», «Кто дальше? », «Сломанная лестница»,
«Повара», «Аптека», «Магазин», «Стройка», «Бензоколонка», «Приго
товь столько же», «Готовим по рецепту (большой, маленький пирог)»,
«Что поплывет, что утонет», «Взвесь на руках», «Что тяжелее, что лег
че? », «Взвесь по-разному», «Дополни предложение».
Форма
• Закрепление представлений о знакомых геометрических фигурах
и их свойствах, умения распознавать фигуры независимо от их про
странственного положения: «Геометрическое лото», «Угадай, что спря
тано», «Найди по описанию», «Найди на ощупь», «Фигуры из цветной
мозаики», «Что изменилось? », «Неразбериха», «Загадай фигуру», «Собе
ри фигуру», «Портрет фигуры», «Домино», «Разложи по форме (размеру,
цвету)», «Найди пару», «Разложи по коробкам», «Нарисуй по заданию»,
«Зеркало», «Разложи фигуры по порядку».
• Упражнения в умении моделировать геометрические фигуры:
«Составь фигуру», «Чудесные превращения», «Отгадай загадку и нари
суй отгадку», «Фигуры лесовичка» (из природного материала), «Вол
шебная геометрия», «Составь узор», игры с палочками и конструкто
рами.
• Развитие умения анализировать форму предметов и их частей
и воссоздавать предметы разной формы: «На что похоже? », «Волшебные
картинки», «Дорисуй предмет», «Найди (назови) предмет такой же формы», «Найди пару», «Выложи предмет», «Волшебный круг», «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Нарисуй и построй».
Ориентировка в пространстве
• Совершенствование умения ориентироваться на ограниченной
плоскости: «Запомни и повтори», «Дорисуй ряд», «Составь узор», «На
рисуй отгадку», «Художники», «Что внутри, что снаружи? », «Левее, пра
вее», «Рисуем по точкам», «Выше, ниже», зрительные и слуховые дик
танты.
• Развитие способности к пространственному моделированию: «Чье
место? », «Секреты», «Водители», «Отведи товарища», «Дорога домой
и дорога к школе», «Найди спрятанный предмет», «Нарисуй, как дой
ти», «Перейди дорогу», «Иди по правилам», «Угадай, что спрятано»,
«Составь карту».
Ориентировка во времени
• Совершенствование представлений о временных отрезках (дни не
дели, месяцы, времена года): «Неделя, стройся», «Живая неделя», «На
зови соседей», «Круглый год», «Календарь года», «Подбери правильно»
(лото), «Составь времена года», «Наведи порядок», «Когда это бывает? »,
«Машина времени», «Дополни предложение», «До и после», «Раньше —
позже».
• Развитие чувства времени: «Сделай вовремя», «Успей за 1 мину
ту (3, 5 минут)», «Кто быстрее соберет башню? », «Кто успеет? », «Кто
раньше? ».
• Упражнение в определении и установлении времени по часам: «Ко
торый час? », «Наш день», «Проверь время», «Раньше — позже».
Приложение
Воспользуйтесь поиском по сайту: