Содержание разделов дисциплины
Содержание разделов дисциплины ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ Тема 1. Педагогика как наука и искусство. Функции и задачи педагогики. Категориальный аппарат педагогической науки. Состав и система педагогических наук. Раскрыть: Педагогика как наука и искусство воспитания. Возникновение и развитие педагогики, становление педагогики как самостоятельной области научного знания. Философские, социальные, культурологические, исторические, биологические, психологические основы педагогической науки. Педагогика как область гуманитарного, антропологического философского знания, ее объект и предмет. Педагогика в системе наук о человеке. Структура педагогической науки. Сущность, роль, место педагогики начального образования в системе педагогических наук. Философские, психологические основы педагогики начального образования. Связь педагогики с современными науками о человеке: с философией, социологией, психологией, физиологией, медициной и другими науками. Основные функции и задачи педагогики. Понятийно-категориальный аппарат педагогики: воспитание, образование, обучение, самовоспитание, перевоспитание, педагогическая деятельность, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс. Междисциплинарные понятия, используемые педагогикой: развитие, формирование, личность, деятельность, общение, отношения, взаимодействие, социализация, культура. Целеполагание в педагогике: цель как компонент педагогической деятельности; иерархия целей в педагогике; цели воспитания в мировой практике и в современной российской школе. Приоритетные направления развития педагогической науки в современных исследованиях. Антропологический поворот в теории и практике современного образования. Проблемы внешнего и внутреннего бытия ребенка как предмет педагогического сопровождения. Новые педагогические понятия: образовательное пространство личности, пространство совместной жизнедеятельности, педагогическая забота, поддержка, понимание и др. Средовой, личностно – ориентированный подходы в образовательной практике.
Категории и понятия: педагогика, воспитание, образование, обучение, самовоспитание, перевоспитание, педагогическая деятельность, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс. Студент должен: иметь представление о гуманистической сущности педагогики в системе наук о человеке, владетьосновной педагогической терминологией, критически осмысливать педагогическую информацию и творчески её трансформировать в соответствии с потребностями самостоятельной профессиональной деятельности. Тема 2. Методология педагогической науки. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Раскрыть: Понятие методологии педагогической науки: определение, задачи, функции. Сферы реализации методологии педагогики: система научно-педагогических знаний, процесс научного познания педагогических явлений, практика как сфера реализации педагогических знаний. Уровни методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический. Методологические подходы в современных педагогических исследованиях. Методологическая культура педагога как отражение потребностей современной образовательной практики. Место методологической культуры учителя в структуре профессиональной культуры педагога. Компоненты методологической культуры учителя. Научное исследование в педагогике, ее основные характеристики. Научное исследование как форма познавательной деятельности. Основные методологические характеристики: проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи научно-педагогического исследования, определение методологической основы исследования, выбор методов научного познания. Понятие о методах научно-педагогического исследования. Общие и специальные методы научного познания. Методы теоретического поиска. Эмпирические методы. Характеристика отдельных методов исследования.
Категории и понятия: методология, научно-педагогическое исследование, методологический аппарат исследования, теоретические методы исследования, эмпирические методы исследования. Студент должен: иметь представление о методологии и методах научно-педагогических исследований, методологической культуре учителя; владетьосновной педагогической терминологией, критически осмысливать педагогическую информацию и творчески её трансформировать в соответствии с потребностями самостоятельной профессиональной деятельности. Тема 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как социокультурный феномен. Кризис современного образования и стратегии его преодоления. Приоритетные ценности исследования и организации единого образовательного пространства. Международные образовательные проекты XX-XXI века. Принцип культуросообразности образования. Условия, создающие эффект культуросообразности образования: многомерности культурных процессов, их полифоничность, вариативность; культурные традиции, нормы, регулирующие взаимосвязи личности и общества; социокультурная контекстность развития и саморазвития личности и др. Взаимосвязь культуры и образования как естественная среда развития личности в социуме. Разнообразие культурных форм и моделей образования. Образование как «посредник» в диалоге различных культур в контексте мультикультурности. Сущность педагогического процесса. Педагогический процесс как сотворчество учителя и ученика. Структура педагогического процесса. Целостность педагогического процесса как взаимодействие его основных компонентов: цель, ученик, коллектив, педагог, содержание, формы, методы, диагностика, обратная связь, коррекция, критерии, результат. Источники и движущие силы педагогического процесса. Воспитатель и воспитанник (учитель и ученик) как субъекты педагогического процесса. Закономерности целостного педагогического процесса: социальная обусловленность целостности педагогических систем и процессов; преемственность и поступательный характер педагогического процесса; объективное единство обучения, воспитания и развития личности; зависимость обучения, воспитания и развития от половозрастных и индивидуальныхразличий учащихся. Принципы целостного педагогического процесса: ориентация педагогического процесса на формирование целостных качеств личности; проверку его результативности по их изменениям; приоритет воспитательных целей в педагогическом процессе; функциональная полнота целостного педагогического процесса (реализация воспитывающей, образовательной, развивающей, психотерапевтической функций); структурная полнота и завершенность педагогического процесса (от целеполагания до контроля и оценки, применения в жизненной практике: творческая самодеятельность; динамическая смена ролей (позиций) участников педагогического процесса; взаимосвязь школы с другими институтами воспитания и социализацииличности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|