Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Гуманистическая и социальная направленность педагогической профессии. Профессиональная деятельность, ее сущность, структура. Современные требования к личности и профессиональной компетентности педагога.




Тема 4. Гуманистическая и социальная направленность педагогической профессии. Профессиональная деятельность, ее сущность, структура. Современные требования к личности и профессиональной компетентности педагога.

Раскрыть: Понятия «учитель», «педагог», «педагогическая профессия». Гуманистическая («человекообразующая») природа педагогической профессии. Миссия учительской профессии – сотворение и самоопределение личности в культуре, сотворение человека в человеке. Выдающиеся педагоги-гуманисты о смысле и назначении профессии учителя. Созидательная социальная функция педагогической профессии: деятельности. Гражданская позиция учителя – предпосылка развития педагогического творчества, роста педагогической ответственности, активности в принятии педагогических решений.

Прогностический и полифункциональный характер педагогической деятельности. Основные направления и содержание деятельности педагога, различные виды профессиональной деятельности: преподавательская, воспитательная, социально-педагогическая, культурно-просветительская, коррекционно-развивающая, научно-методическая, управленческая. Структура деятельности педагога.

Многообразие выполняемых педагогом функций и видов деятельности, обобщенные требования к уровню теоретической и практической готовности педагога, профессиограмма учителя. Нормативные требования к уровню профессиональной компетентности педагога.

Категории и понятия: учитель, педагог, педагогическая профессия, функции педагогической профессии, виды профессиональной деятельности учителя, профессиональная компетентность учителя.

Ключевые имена: Я. А. Коменский, И. -Г. Песталоцци, К.. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили.

Студент должен: иметь представление о гуманистической и социальной направленности педагогической профессии, ее полифункциональном характере; знать многообразие видов профессиональной деятельности педагога и нормативные требования к ней; владетьосновной педагогической терминологией.

1. 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Тема 1. Понятие о педагогических технологиях, их классификация и обусловленность характером педагогических задач.

Определение сущности понятий «технология», «образовательные технологии», «педагогические технологии» в психолого-педагогической науке. Теоретические характеристики современных педагогических технологий. Педагогическая технология как модель [алгоритм] реализации педагогической концепции. Существенные признаки и принципы конструирования педагогических технологий в образовательном процессе. Многообразие педагогических технологий, различные подходы к их классификации. Общая характеристика технологий личностно-ориентированного образования. Технология организации развивающих видов деятельности. Особенности использования технологии проблемного обучения в современной начальной школе. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе начальной школы. Особенности и возможности технологии программированного обучения в современной школе, информационно-коммуникационные технологии. Использование технологии модульного обучения в образовательном процессе.

Виды педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные. Проектирование процесса решения педагогических задач. Репродуктивные, продуктивные, алгоритмические педагогические технологии. Технология педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса. Технология контроля образовательного процесса.

Категории и понятия: технологии, педагогические технологии, педагогические задачи, технологии личностно-ориентированного образования, технологии проблемного и развивающего обучения, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технологии модульного обучения.

Студент должен: иметь представление о педагогических технологиях, их разнообразии, особенностях использования отдельных технологий в практике начального образования; владетьосновной педагогической терминологией, критически осмысливать знание и творчески его трансформировать в соответствии с потребностями самостоятельной профессиональной деятельности.

Тема 2. Технологии личностно-ориентированного образования в начальной школе.

Философско-методологические основы технологии личностно-ориентированного образования. Основные концептуальные идеи личностно-ориентированной технологии обучения. Общие требования к технологиям личностно-ориентированного образования в начальной школе. Общая характеристика технологий личностно-ориентированного образования, используемых в практике начального образования. Технология педагогической поддержки личностного роста ребенка. Гуманистическая ценность технологии педагогической поддержки. Технологические модели педагогической поддержки К. Роджерса, О. Газмана, Е. Бондаревской и др. Средства поддержки ребенка (средства общей педагогической поддержки всех учащихся, средства индивидуально-личностной поддержки ребенка). Технологии организации взаимодействия и сотрудничества в обучении и воспитании младших школьников. Педагогика сотрудничества как «проникающая» технология, как составная часть многих современных технологий. Реализация технологии гуманно-личностного подхода к детям в концепции Ш. А. Амонашвили «Школа жизни». Основные концептуальные положения и целевые ориентации технологии Ш. А. Амонашвили. Гуманистические приемы обучения и воспитания детей в «Школе жизни». Модель персонально - личностного подхода во взаимодействии взрослого и ребенка как инновационное стилеобразующее средство. Технология персонально-личностного подхода А. С. Белкина.

Категории и понятия: личностно-ориентированное образование, технология педагогической поддержки, технологии сотрудничества обучения, технология гуманно-личностного подхода к детям, гуманистические приемы обучения и воспитания детей.

Студент должен: иметь представление об основных технологиях личностно-ориентированного образования в начальной школе, владеть основными концептуальными идеями личностно-ориентированного образования; знать общие требования и характеристику отдельных технологий личностно-ориентированного образования в начальной школе; владеть гуманистическими приемами обучения и воспитания детей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...