Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Принципы обучения в современной педагогике. Взаимосвязь закономерностей, принципов и методов в педагогическом процессе начальной школы.




Тема 3. Педагогический процесс в начальной школе, его содержание и структура. Понятие о педагогических закономерностях. Функции педагогического процесса: образовательная, воспитательная, развивающая.

Понятие о сущности педагогического процесса. Проблема целостности педагогического процесса. Сущность педагогического процесса. Движущие силы и логика педагогического процесса. Структура целостного педагогического процесса.

Функции педагогического процесса: образовательная, воспитательная и развивающая. Виды образовательных, воспитательных и развивающих задач процесса обучения.

Понятие «закон», «закономерность» педагогического процесса.

Характеристика закономерностей педагогического процесса: зависимость педагогического процесса от общественных процессов и условий (социальных, экономических, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования), в которых протекает процесс обучения, воспитания и развития; связь между компонентами педагогического процесса (между целями, содержанием, методами, средствами и формами организации педагогического процесса).

Категории и понятия: педагогический процесс, целостность педагогического процесса, законы, закономерности педагогического процесса, образовательная, воспитательная, развивающая функция педагогического процесса.

Ключевые имена: Ю. К. Бабанский, С. П. Баранов, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Т. А. Ильина, Я. А. Коменский, В. А. Сластенин.

Студент должен: знать сущность процесса обучения; уметь характеризовать его целостность, раскрывать движущие силы и логику педагогического процесса, его этапы; характеризовать специфику образовательных, воспитательных, развивающих задач педагогического процесса в начальной школе.

Тема 4. Принципы обучения в современной педагогике. Взаимосвязь закономерностей, принципов и методов в педагогическом процессе начальной школы.

Понятие и сущность принципов обучения как основного положения, определяющего содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями и закономерностями. Классификация и характеристика принципов педагогического процесса. Принцип целенаправленности. Развивающий и воспитывающий характер обучения. Научность содержания и методов педагогического процесса. Систематичность и последовательность в овладении достижениями науки и культуры, опыта деятельности. Сознательность, творческая активность, самодеятельность учащихся при руководящей роли учителя, наглядность в обучении и воспитании, единство конкретного и абстрактного. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка в обучении и воспитании. Доступность. Прочность результатов обучения, воспитания и развития школьников. Связь обучения и воспитания с жизнью. Рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов организации деятельности учащихся.

Особенности принципов обучения в развивающей системе Л. В. Занкова. Принципы обучения в развивающей системе В. В. Давыдова. Взаимосвязь принципов обучения с компонентами процесса обучения (по Ю. К. Бабанскому). Реализация принципов в процессе обучения.

Категории и понятия: принцип, дидактический принцип, классические принципы педагогического процесса.

Ключевые имена: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, М. И. Данилов, М. И. Скаткин, В. А. Сластенин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов.

Студент должен: знать и характеризовать классические принципы педагогического процесса; понимать и уметь доказать взаимосвязь закономерностей, принципов, содержания и методов в педагогическом процессе начальной школы.

Тема 5. Цели, задачи и направления развития начального образования на современном этапе. Содержание начального образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начальной школы и его функции.

Инновации в системе начального образования. Компетентностный и системно-деятельностный подходы как основа перехода на образовательные стандарты второго поколения.

Понятие и сущность содержание образования. Цели и задачи современного начального образования. Принципы отбора и структурирование содержания образования в современных системах образования. Компоненты содержания образования в начальной школе: умения, навыки, способы деятельности, опыт творческой деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования как совокупность требований: его общая характеристика, цели начального образования; требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностные, метапредметные, предметные); требования к результатам начального общего образования, предметные области и основные задачи реализации предметных областей (филология, математика и информатика, обществознание и естествознание, основы духовно-нравственной культуры народов России, искусство, технология, физическая культура). Требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметным областям.

Проблема внедрения ФГОС второго поколения в начальной школе.

Категории и понятия: содержание образования, содержание начального общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Основная образовательная программа, результаты усвоения основной образовательной программы начального общего образования. Личностные, метапредметные и предметные результаты, предметные области.

 Ключевые имена: Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин.  

Студент должен: знать специфические особенности и цели начального образования на современном этапе развития школы, компоненты содержания образования; характеризовать основные подходы, заложенные в федеральные образовательные стандарты второго поколения, требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, требования к предметным результатам ООП начального общего образования по предметным областям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...