Тема 12. Типология уроков в начальной школе. Характеристика структуры урока. Подготовка учителя к уроку
Тема 12. Типология уроков в начальной школе. Характеристика структуры урока. Подготовка учителя к уроку Различные подходы к классификации уроков в современной дидактике: 1) по ведущей дидактической цели и месту урока в общей системе занятий, 2) по цели организации, детерминированной обшедидактической целью, характеру, содержанию изучаемого материала и уровню обученности учащихся, 3) по способу организации или ведущему методу обучения. Требования к организации и проведению урока. Характеристика типичных уроков: урок ознакомления с новым материалом или сообщения новых знаний; урок закрепления знаний; урок выработки и закрепления умений и навыков; обобщающий урок; урок проверки знаний, умений и навыков; комбинированный урок; интегрированный урок; нестандартный урок. Структура урока. Требования к этапам урока. Дробная структура урока. Современный урок в начальной школе и особенности его проектирования. Характеристика современного урока. Особенности урока в рамках деятельностного подхода. Формы работы на уроке с позиции системно-деятельностного подхода. Проектирование урока с позиции формирования УУД. Технологическая карта урока и особенности ее разработки. Подготовка учителя к уроку. Этапы подготовки к уроку. Тематическое планирование, конспект урока, план урока и т. п. Студент должен знать: целесообразность применения урока как основной формы организации обучения в современной школе, современные тенденции развития урока, основные требования к уроку с позиции системно-деятельностного подхода; типы уроков и основания для их классификации, структуру уроков, этапы подготовки учителя к уроку.
Категории и понятия: форма обучения, урок, планируемы результаты урока (предметные, метапредметные), типы урока, этапы урока в соответствии с современными требованиями к организации урока, тематическое планирование как составляющее рабочей программы по предмету, план урока, конспект урока, технологическая карта урока. Студент должен знать: целесообразность применения урока как основной формы организации обучения в современной школе, современные тенденции развития урока, основные требования к уроку с позиции системно-деятельностного подхода. Тема 13. Самостоятельная учебная работа младших школьников, виды самостоятельной работы учащихся и требования к ее организации. Особенности содержания и организации домашней учебной работы младших школьников Общая характеристика самостоятельной учебной работы младших школьников. Сущность и назначение, виды и формы организации самостоятельной деятельности обучаемых (домашняя работа, самоподготовка в группе продленного дня, учебная работа в малокомплектной школе, самообразование и др. ). Требования к организации самостоятельной учебной работы младших школьников. Домашняя самостоятельная учебная работа младших школьников, ее виды: 1) по дидактической цели: 2) в зависимости от методов и средств усвоения знаний: 3) в зависимости от характера познавательной деятельности младших школьников: 4) по отношению к изучаемому материалу: 5) в зависимости от количества детей, принимающих участие в его выполнении. Требования к организации, объему и содержанию самостоятельной домашней работы. Дидактические правила определения содержания домашних заданий. Инструктаж, его формы. Студент должен знать: определение домашней работы, ее значение. Группы домашних заданий, основания для их классификации. Дидактические правила определения содержания домашних заданий. Тема 14. Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки и оценки усвоения знаний младшим школьником. Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе.
Роль и место контроля в процессе обучения. Соответствие контроля целям обучения. Направленность контроля и оценки на определение соответствия результатов обучения государственному образовательному стандарту Функции, виды и методы контроля. Возможности использования технических средств обучения в целях контроля деятельности обучаемых. Психолого-педагогические требования к оценке процесса и результата обучения. Современные подходы к оценке деятельности обучаемых. Функции оценки: образовательная, воспитательная, развивающая, стимулирующая. Педагогический контроль и оценка как основа формирования самоконтроля и самооценки. Особенности педагогического контроля и оценки на разных этапах начального образования. Критерии оценки. Отметка. Требования по учету результатов обучения. Педагоги-новаторы об оценке. Сущность понятия «диагностика». Задачи школьной диагностики. Функции школьной диагностики. Важнейшие принципы диагностирования (объективность, систематичность, наглядность, гласность) Методы и методики диагностики результатов учебно-воспитательного процесса. Диагностика обученности и обучаемости в разных системах обучения. Организационно-диагностическая служба в начальной школе. Категории и понятия: диагностика обучения, контроль, проверка, оценка, отметка, тематический контроль, текущий контроль, итоговый контроль, периодический контроль; принципы диагностики, критерии обученности. Ключевые имена: Ш. А. Амонашвили, Б. Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, И. П. Воронцов, И. П. Подласый, Г. А. Цукерман. Студент должен: знать педагогические требования к организации контроля и оценки результатов обучения младших школьников; характеризовать методы и формы контрольно-оценивающей деятельности учителя, иметь представление о тестировании, обученности, достижений развития школьников; знать особенности и критерии оценки знаний младших школьников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|