Тема 3. Технологии педагогического взаимодействия учителя начальных классов и ученика, мастерство учителя в системе коммуникативного воздействия на детей.
Тема 3. Технологии педагогического взаимодействия учителя начальных классов и ученика, мастерство учителя в системе коммуникативного воздействия на детей. Сущность и структура взаимодействия. Типы взаимодействия. Условия, влияющие на взаимодействие педагога и детей. Педагогическое взаимодействие как субъектные отношения. Оптимальное взаимодействие. Общение как средство организации взаимодействия. Особенности общения педагога с детьми и коллегами. Виды общения: вербальное, невербальное, стили общения, функции общения: познание личности, обмен информацией, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение. Специфика педагогического общения: «открытие», «соучастие», «возвышение» как функции педагогического общения. Моделирование предстоящего общения, определение целей, анализ своего состояния, анализ ситуации. Собственно общение: обмен информацией, оценка собеседников и самого себя. Педагогическая техника как условие реализации педагогического общения. Анализ и моделирование последующего общения: оценка удовлетворения, оценка роли каждого партнёра, новое моделирование. Технологические правила организации педагогического общения: положительное подкрепление, формирование чувства «Мы», установление контакта, демонстрация расположенности, авансирование. «Прикосновение к личности» во взаимодействии с детьми. Мягкие методики коррекции поведения детей. Категории и понятия: общение, педагогическое общение, взаимодействие, технология педагогического взаимодействия Студент должен: иметь представление об основных технологиях педагогического взаимодействия в начальной школе, владеть основными техниками моделирования оптимального общения; знать общие требования и характеристику отдельных технологий педагогического взаимодействия в начальной школе; владеть технологическими правилами организации педагогического общения.
1. 3. управление образовательными системами Тема 1. Государственно-общественная система управления образованием в РФ и РХ. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Школа как система и объект управления. Понятие управления и педагогического менеджмента. Система образования в России. Типы образовательных организаций, реализующие основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация, профессиональная образовательная организация, образовательная организация высшего образования. Уровни управления образованием в России. Основные признаки государственного и общественного управления. Общие принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования – признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования; единство образовательного пространства на территории РФ, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов РФ в условиях многонационального государства; создание благоприятных условий для интеграции системы образования с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе; светский характер образования; свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека; обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека; автономия образовательных организаций; демократический характер управления образования; недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования; сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Уровни общего образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. Уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование (бакалавриат; специалитет, магистратура; подготовка кадров высшей квалификации). Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности. Организационное строение педагогического коллектива. Форма взаимодействия педагогического коллектива с различными социальными институтами. Управление образовательной организацией. Органы самоуправления и соуправления. Формы и методы взаимодействия администрации, учителя, классного руководителя с общественностью. Попечительский совет общеобразовательного учреждения и его функции. Школа как система и объект управления. Понятие педагогической системы. Структурные компоненты педагогической системы. Управленческая культура руководителя школы. Социально-педагогические и временные условия функционирования педагогической системы. Профессиональное поведение работника аппарата управления в условиях вариативного образования. Категории и понятия: управление, педагогический менеджмент, государственно-общественный характер управления, аттестация, аккредитация, лицензирование, мониторинг качества образования; общеобразовательная организация, педагогический коллектив, функции семьи, методы и формы привлечения семьи и общественности к управлению образовательным учреждением; внутришкольное управление, педагогический анализ, тематический анализ, итоговый анализ, параметрический анализ, развернутый педагогический анализ урока, аспектный анализ, педагогический анализ воспитательных мероприятий, планирование, организация внутришкольного контроля, фронтальный, персональный классно-обобщающий контроль, план работы школы, должностные права и обязанности педагогических работников, стили руководства педколлектива, научная организация педагогического труда.
Ключевые имена: Ю. К. Бабанский, В. А. Сухомлинский, П. И. Пидкасистый, М. М. Поташник, Ю. А. Конаржевский, Т. И. Шамова. Студент должен: владеть педагогической (управленческой) терминологией; знать сущность и основные принципы управления педагогическими системами, образовательными учреждениями, системообразующие факторы и структурные компоненты педагогической системы, основные формы взаимодействия органов образования, педагогических коллективов и социальных институтов; иметь представление об управленческой культуре, педагогическом анализе и его роли во внутришкольном управлении, о профессиональном поведении работника аппарата управления на вариативном образовательном пространстве РФ и РХ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|