Тема 9. Характеристика словесных, наглядных и практических методов обучения в начальной школе
Тема 9. Характеристика словесных, наглядных и практических методов обучения в начальной школе Характеристика словесных методов, их особенности Рассказ. Объяснение и инструктаж. Проблема использование лекции в начальной школе. Беседа. Дискуссия. Суть метода учебного полилога, активно используемого в системе развивающего обучения. Формы дискуссии. Положительные черты и недостатки словесных методов. Метод работы учащихся с учебником и книгой. Овладение техникой чтения. Привитие школьникам навыка самостоятельной работы над статьей. Работа над текстом в зависимости от его характера. Изучение делового текста. Работа над художественным текстом. Формы работы с книгой. Приемы работы с учебником в процессе изучения учебного материала. Технология обучения приемам работы с учебником. Этапы организации работы с учебником. Варианты работы с дополнительной учебной литературой. Технология работы с детской научно-популярной литературой. Наглядные и практические методы обучения и их использование в начальной школе. Общая характеристика наглядных методов обучения. Виды наглядных методов обучения обучения. Метод иллюстраций. Метод демонстраций. Цели метода наглядности в начальной школе. Виды наглядности в начальных классах. Требования к демонстрации объектов. Использование экранных технических средств. Видеометод. Практические методы обучения, их виды. Упражнения. Общие правила проведения упражнений. Эффективность упражнений. Лабораторные работы, их виды. Познавательные (дидактические) игры, их классификация. Функции дидактической игры. Игровая ситуация, прием, упражнение. Общая структура дидактической игры, ее компоненты:
Студент должен знать: В чем сущность каждого вида методов? Их положительные и отрицательные стороны; п риемы самостоятельной работы с печатными источниками, формы и приемы работы учащихся с книгой, технологию работы с дополнительной учебной литературой; сущность наглядных методов и практических методов, их положительные и отрицательные стороны. Тема 10. Формы организации обучения в начальной школе. Общая характеристика основных форм организации обучения. Понятие о формах организации обучения: общая характеристика, признаки. История становления и развития организационного оформления обучения: индивидуальное воспитание в первобытном обществе, организационно-групповое обучение в античном мире и средневековом обществе, схоластический подход в обучении, обоснование классно-урочной системы обучения Я. А. Коменским, Белл-ланкастерская система взаимного обучения, Далтон-план, план Трампа и др. Форма обучения как элемент целостной системы: индивидуальная, индивидуально-групповая, классно-урочная, лекционно-семинарская система. Единство формы организации целей, содержания и технологии обучения. Функции форм обучения: обучающе-образовательные, воспитательные, организационные, психологические, развивающие, систематизирующие и структурирующие, комплексирующие и координирующие, стимулирующие Характеристика основных форм организации обучения. Урок, место и назначение групповых форм в организации урока. Дополнительные формы организации учебной деятельности: экскурсии, дополнительные занятия, домашняя работа, семинары и практикумы, учебная конференция, факультатив, . Значение экскурсии как формы организации обучения в непосредственном познании действительности. Виды экскурсий. Требования к их подготовке, проведению и обобщению полученных результатов. Место и роль дидактической игры в обучении младших школьников.
Особенности использования различных форм организации обучения на разных этапах начального образования. Категории и понятия: формы организации обучения, классификация форм обучения, классно-урочная форма, урок, структура и типы уроков; дополнительные формы обучения. Ключевые имена: Ю. К. Бабанский, Б. Т. Лихачев, С. П. Баранов, М. И. Махмутов, И. П. Подласый, М. И. Скаткин Студент должен: владеть сущностью понятий формы обучения, их функции; уметь определять роль, сущность урока, характеризовать тип урока в зависимости от его целей, содержания учебного материала; характеризовать особенности уроков в развиваемых системах обучения Л. В. Занкова, В. В. Давыдова; уметь определять сущность, функции различных видов самостоятельной работы, дополнительных форм обучения младших школьников. Тема 11. Урок как основная форма организации педагогического процесса. Требования ФГОС НОО к современному уроку в начальной школе. Урок как основная форма обучения. Общие требования к уроку: дидактические, воспитательные, развивающие, гигиенические. Различные подходы классификации уроков в современной дидактике: по ведущей дидактической цели и месту урока в общей системе занятий; по цели организации, детерминированной общедидактической целью; характеру, содержанию изучаемого материала и уровню обученности учащихся; по способу организации или ведущему методу обучения. Требования к формированию результатов урока на современном этапе развития образования. Предметные результаты урока. Метапредметные результаты. Категории и понятия: форма обучения, урок, планируемые результаты урока (предметные, метапредметные), этапы урока в соответствии с современными требованиями к организации урока, тематическое планирование как составляющее рабочей программы по предмету, план урока, конспект урока, технологическая карта урока. Студент должен знать: целесообразность применения урока как основной формы организации обучения в современной школе, современные тенденции развития урока, основные требования к уроку с позиции системно-деятельностного подхода.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|