Тема 8. Методы обучения. Многомерные классификации методов. Проблема выбора методов обучения в начальной школе.
Тема 6. Требования ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Цели, задачи и направления развития начального образования на современном этапе. Методологические основы инноваций в системе образования на современном этапе. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС второго поколения. Теоретические положения концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающие основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. Требования к результатам образования на начальной ступени. Личностные результаты (ценностные установки и ориентации, отношения и др. ). Метапредметные результаты (универсальные способы учебных действий). Предметные результаты (универсальные способы действий, преломляемые через специфику предмета, система базовых или опорных знаний, индивидуальный прогресс в отдельных направлениях). Концепции развития универсальных учебных действий в научной литературе. Концепция А. Г. Асмолова. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Ценностные ориентиры начального общего образования. Формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития общения, сотрудничества; развитие ценностно-смысловой сферы личности; развитие умения учиться; развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности.
Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального образования. Личностные универсальные учебные действия. Структура личностных универсальных учебных действий. Роль, функции и основные характеристики личностных универсальных действий в учебной деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия. Общая характеристика регулятивных учебных действий, их виды, функции. Место и роль регулятивных универсальных действий в структуре учебной деятельности. Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников. Познавательные универсальные учебные действия (общеучебные, логические учебные действия, постановка и решение проблемы) и их виды. Требования к результатам формирования познавательных УУД. Возрастные особенности развития познавательных УУД в младшем школьном возрасте. Коммуникативные универсальные учебные действия и особенности их формирования у младших школьников. Категории и понятия: образование, стратегия развития образования, цели, задачи и направления развития начального образования, методологические основы образования, системно-деятельностный подход, результаты образования, требования к результатам образования, универсальные учебные действия, личностные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия. Студент должен: иметь представление о процессах, происходящих на современном этапе развития образования в России, знать требования к результатам образования обучающихся начальной школы в свете ФГОС НОО, понятие универсальных видов деятельности, их виды и особенности их формирования у младших школьников.
Тема 7. Основная образовательная программа начального общего образования, ее характеристика. Учебные планы и программы, их характеристика. Учебник и учебные пособия. Вариативность учебных планов, программ, учебников Основная образовательная программа начального общего образования (ООП). Требования к структуре, содержанию и условиям реализации ООП. Учебные планы начального общего образования как часть ООП. Учебные планы образовательного учреждения, их структура. Федеральный и школьный компоненты. Самостоятельный выбор учебных планов. Учебные программы по предметам. Структура учебной программы в соответствии с современными требованиями. Виды учебных программ. Построение учебных программ: концентрический и линейный способы. Выбор программы обучения. Учебник — главный источник знаний по учебному предмету. Его дидактические функции (Д. Д. Зуев, И. П. Подласый). Основные признаки хорошего учебника. Проблема выбора учебника. Учебные пособия (печатные, графические, изобразительные и другие материалы). Особенности их использования в начальной школе. Категории и понятия: содержание образования, содержание начального общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Основная образовательная программа, результаты усвоения основной образовательной программы начального общего образования. Личностные, метапредметные и предметные результаты, предметные области. Студент должен: цели и задачи основной образовательной программы начального общего образования, требования к ее содержанию, структуре и условиям реализации. Типы учебных планов. Структуру учебного плана. Структуру учебной программы по предметам. Дидактические функции учебников. Виды учебных пособий и особенности их использования в начальной школе. Тема 8. Методы обучения. Многомерные классификации методов. Проблема выбора методов обучения в начальной школе. Сущность понятий «метод обучения», «прием обучения», «средство обучения». Их взаимосвязь и взаимообусловленность. Важнейшие функции методов обучения: передача ученикам содержания изучаемых предметов; управление познавательной деятельностью учащихся; интеллектуальное развитие учащихся и формирование необходимых личностных качеств; его стимулирующая, коммуникативная, диагностика - корректирующая функция.
Многообразие методов обучения. Особенности методов обучения начального образования; их развитие в связи с совершенствованием содержания образования, введением в учебные предметы новых идей и понятий, с расширением представлений о возрастных особенностях младших школьников; их психолого-педагогическое обоснование. Классификация методов обучения. Основные принципы классификации методов обучения, группы методов их конкретное: по источнику знаний; по характеру познавательной деятельности учащихся; по функциям (устного изложения знаний; закрепление учебного материала; самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала; по применению знаний на практике; проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся). На основе структуры личности (методы: формирования познания; форм поведения; формирования чувств). Методы стимулирования и мотивации; методы организации и осуществления учебных действий и операций; методы контроля и самоконтроля. Проблема выбора методов обучения: критерии, факторы, влияющие в реальных условиях на выбор метода обучения; этапы выбора методов обучения. Оптимальное сочетание методов обучения для реализации содержания обучения, намеченных учебно-воспитательных, развивающих задач обучения. Современные методы обучения, их направленность на обеспечение взаимосвязи образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Категории и понятия: метод обучения, прием обучения, средство обучения, функции методов обучения, многообразие методов обучения, классификация методов обучения, критерии выбора методов обучения. Ключевые имена: Ю. К. Бабанский, С. П. Баранов, В. П. Беспалько, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, М. И. Матюшкин, М. И. Махмутов, И. П. Подласый, В. А. Ситаров. Студент должен: владеть основными понятиями: метод обучения, прием обучения, средства обучения; раскрыть сущность функций методов обучения; знать общепринятую классификацию методов обучения; уметь обосновывать выбор методов обучения в зависимости от целей и задач обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|