2. 2. Теория и методика воспитания младших школьников
2. 2. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Тема 1. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Проблема цели воспитания в педагогической науке. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Воспитание как общая, вечная и конкретно-историческая категория. Понятие «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание». Различные подходы к определению понятия «воспитание». Проблемы воспитания на современном этапе развития общества. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Воспитание как фактор социализации личности школьника. Роль воспитания и его место в системе факторов развития личности. Объективные и субъективные противоречия как движущие силы воспитания. Логика воспитательного процесса. Национальное своеобразие воспитания. Структура воспитательного процесса. Двусторонний характер процесса воспитания. Сущность и характерные особенности воспитания. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Сущность системного подхода в воспитании. Структурные элементы процесса воспитания: целевой, содержательный, деятельностный, результативный, их характеристика. Условия успешного функционирования системы воспитания. Необходимость профессионального анализа педагогического процесса. Проблема цели воспитания. Диалектика соотношения цели, средств и результатов воспитания. Три уровня педагогического целеполагания: идеал воспитания, воспитательные устремления, задачи воспитания. Категории и понятия: воспитание, самовоспитание, воспитательный процесс, движущие силы и логика воспитательного процесса, двусторонний характер и структура процесса воспитания, педагогическое целеполагание.
Студент должен: владетьосновной педагогической терминологией по теме, знаниями об основных теориях и концепциях воспитания, уметь анализировать структуру воспитательного процесса, уметь анализировать процесс эволюции целей воспитания.
Тема 2. Современные концепции воспитания. Характеристика гуманистического и личностно-ориентированного подхода в воспитании младших школьников. Базовые теории воспитания и развития личности. Сущность основных концепций воспитания, обучения и развития, существующих в мировой педагогике. Авторитарное воспитание. Гуманистическая концепция воспитания. Личность в концепции гуманистического воспитания. Сущность гуманно-личностного подхода в воспитании школьника (Школа родного языка Я. А. Коменского, Теория элементарного образования И. -Г. Песталоцци, Павлышская школа В. А. Сухомлинского, Школа Жизни Ш. А. Амонашвили). Концепция «свободного» воспитания как крайнее выражение гуманистической линии в педагогике. Особенности его реализации в практике современной школы. Концепция педагогики свободы и педагогической поддержки (О. С Газман). Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования (Е. В. Бондаревская). Концепция гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе (Ш. А. Амонашвили). Средовой, личностно – ориентированный подходы в образовательной практике. Категории и понятия: воспитание, воспитательный процесс, диалектика воспитательного процесса, направления воспитания, теории воспитания, гуманистическое воспитание, принципы воспитания, цель воспитания, преемственность воспитания. Ключевые имена: Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, И. Ф. Гербарт, П. П. Блонский, О. К. Бабанский, И. А. Колесникова, Л. И. Новикова, В. А. Караковский, Ш. А. Амонашвили, М. И. Шилова, В. В. Бондаревская, В. И. Загвязинский, А. П. Пинкевич, Г. И. Щукина, В. С. Кукушин, В. А. Сластенин, О. С. Газман.
Студент должен: владетьосновной педагогической терминологией по теме, знаниями об основных теориях и концепциях воспитания, уметь анализировать структуру воспитательного процесса, уметь анализировать процесс эволюции целей воспитания. Тема 3. Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста Сущность и характерные особенности процесса воспитания младших школьников. Общая характеристика, содержание воспитания в структуре педагогического процесса в начальной школе. Преемственность (внутренняя связь) между дошкольным учреждением и школой как одно из главных условий, обеспечивающих непрерывность и эффективность воспитательных воздействий. Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом как одно из условий непрерывного образования ребёнка и объективная необходимая связь между новым и старым в процессе воспитания и развития. Отражение общих целей непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста в Концепции непрерывного образования (воспитание нравственного человека; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей; развитие мыслящей деятельной личности). Психолого-педагогические условия преемственности физического, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.; ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями); создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности; формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности; сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм активности.
Категории и понятия: воспитание, воспитательный процесс, диалектика воспитательного процесса, направления воспитания, теории воспитания, гуманистическое воспитание, принципы воспитания, цель воспитания, преемственность воспитания. Ключевые имена: Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, И. Ф. Гербарт, П. П. Блонский, О. К. Бабанский, И. А. Колесникова, Л. И. Новикова, В. А. Караковский, Ш. А. Амонашвили, М. И. Шилова, В. В. Бондаревская, В. И. Загвязинский, А. П. Пинкевич, Г. И. Щукина, В. С. Кукушин, В. А. Сластенин, О. С. Газман. Студент должен: владетьосновной педагогической терминологией по теме, знаниями об основных теориях и концепциях воспитания, уметь анализировать структуру воспитательного процесса, уметь анализировать процесс эволюции целей воспитания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|