Тема 4. Общие свойства и закономерности процесса воспитания школьников. Характеристика принципов воспитания
Тема 4. Общие свойства и закономерности процесса воспитания школьников. Характеристика принципов воспитания Характеристика закономерностей воспитания: связь воспитания и активности ребенка; совместно разделенная деятельность; проявление любви – решающего фактора защищенности и благоприятного развития личности; скрытый характер воспитания. Характеристика основных принципов воспитания: персонификации, природосообразности, культуросообразности, ценностной ориентации; гуманистической направленности воспитания; принцип субъектности; признание ребенка как индивидуальной данности; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; опора на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности. Система общепедагогических принципов и принципов воспитания в целостном педагогическом процессе (связь воспитания с жизнью; единство сознания и поведения; воспитания личности в коллективе; сочетание педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью, индивидуальный подход в воспитании, уважение к личности воспитанника в сочетании с разумной требовательностью к нему). Тема 5. Понятие о методах, приемах и средствах воспитания. Методы организации воспитательного процесса в начальных классах. Понятие о методе воспитания как пути достижения заданной цели воспитания. Различные подходы к определению понятия «метод воспитания». Методические приемы как составляющие элементы метода воспитания. Понятие о средствах воспитания. Взаимосвязь методов и средств воспитания. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания: цели и задачи воспитания, содержание воспитания, возрастные особенности воспитанников, уровень сформированности коллектива, индивидуальные и личностные особенности воспитанников, условия воспитания, средства воспитания, уровень педагогической квалификации, время воспитания, ожидаемые последствия
Различные подходы к классификации методов воспитания. Методы формирования сознания личности (рассказ, объяснение, беседа, лекция, диспут, дискуссия, метод примера). Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, упражнение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, общественное мнение, инструктаж, иллюстрации и демонстрации). Методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, ситуации переживания успеха, сюжетно-ролевые игры, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др. ). Методы оценки и самооценки (педагогическое наблюдение, беседы, психологические опросники). Методы организации воспитательного процесса в начальных классах. Свободная активность ребенка и проблемы ее ограничения. Понятие «форма воспитания». Классификации форм воспитания по различным основаниям: простые, составные, комплексные; индивидуальные, коллективные, групповые. Традиционные и нетрадиционные формы воспитания, их характеристика. Требования к выбору, подготовке и проведению организационных форм воспитания. Методика проведения различных организационных форм воспитания. Категории и понятия: метод воспитания, прием воспитания, средство воспитания, классификация методов воспитания, форма воспитания, классификация форм воспитания. Ключевые имена: Н. Е. Щуркова, А. С. Макаренко, Т. А. Ильина, И. Т. Огородников, И. С. Марьенко, Г. И. Щукина, Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев, Ю. К. Бабанский. Студент должен: владеть основной педагогической терминологией по теме, методами и формами воспитательной деятельности в начальных классах, уметь анализировать, сравнивать различные классификации методов и форм воспитания.
Тема 6. Понятие об организационных формах воспитания. Характеристика традиционных и нетрадиционных форм воспитания младших школьников Сущность внеклассной воспитательной работы с младшими школьниками. Цели и задачи внеклассной воспитательной работы. Функции внеклассной воспитательной работы. Понятие «форма воспитания». Классификации форм воспитания по различным основаниям: простые, составные, комплексные; индивидуальные, коллективные, групповые. Традиции и инновации в воспитательной практике современного начального образования. Основные идеи обновления систем школьного воспитания и их реализация в опыте конкретных начальных школ. Характеристика инновационных систем организации воспитательного процесса в начальных классах. Традиционные и нетрадиционные формы воспитания, их характеристика. Требования к выбору, подготовке и проведению организационных форм воспитания. Методика проведения различных организационных форм воспитания. Содержание и формы внеклассной воспитательной работы с младшими школьниками. Классификация форм внеклассной воспитательной работы. Традиционные и нетрадиционные формы воспитания, их характеристика. Краткая характеристика основных критериев оценки результативности воспитательного мероприятия. Мероприятие как воспитательный акт. Структура воспитательного мероприятия. Основные требования к его успешной организации. Форма коллективной творческой деятельности. Педагогические технологии организации коллективной деятельности детей. Методика организации группового и коллективного дела. Изучение эффективности и анализ форм воспитательной работы. Категории и понятия: метод воспитания, прием воспитания, средство воспитания, классификация методов воспитания, форма воспитания, классификация форм воспитания. Ключевые имена: Н. Е. Щуркова, А. С. Макаренко, Т. А. Ильина, И. Т. Огородников, И. С. Марьенко, Г. И. Щукина, Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев, Ю. К. Бабанский. Студент должен: владеть основной педагогической терминологией по теме, методами и формами воспитательной деятельности в начальных классах, уметь анализировать, сравнивать различные классификации методов и форм воспитания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|