Тема 9. Воспитательная система школы. Многообразие школьных воспитательных систем. Вариативные системы организации воспитательного процесса в начальных классах.
Тема 9. Воспитательная система школы. Многообразие школьных воспитательных систем. Вариативные системы организации воспитательного процесса в начальных классах. Педагогическая система школы - целенаправленная, самоорганизующаяся система Этапы развития воспитательной системы школы. Специфика педагогической системы школы, ее структура. Понятие о воспитательной системе, типы воспитательных систем. Факторы целесообразности создания воспитательной системы школы, ее структурные компоненты. Движущие силы развития воспитательной системы, интеграционные и дезинтеграционные процессы в разрешении противоречий. Этапы развития воспитательной системы школы. Управление воспитательной системой. Основные критерии педагогической целесообразности и оценка эффективности воспитательной системы школы. Группы оценок для определения уровня сформированности воспитательной системы школы (Л. К. Гребенкина): критерии факта и критерии качества. Многообразие школьных воспитательных систем и их характеристика. Отечественные воспитательные системы советского периода (С. Т. Шацкого, В. Н. Сороки-Росинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. ). Современные отечественные воспитательные системы (В. А. Караковского, Ш. А. Амонашвили, А. И. Тубельского, Е. А. Ямбурга, И. П. Иванова и др. ). Зарубежные воспитательные системы (М. Монтессори, Р. Штайнера, С. Френе, Я. Корчака и др. ). Воспитательные системы современной зарубежной школы (Воспитательная система школ глобального образования. Воспитательная система «справедливое сообщество». Воспитательная система общей заботы). Основные идеи обновления систем школьного воспитания и их реализация в опыте конкретных школ.
Организация деятельности ученического коллектива в воспитательной системе начальной школы. Классный руководитель в воспитательной системе школы. Детские общественные объединения в воспитательной системе начальной школы. Методы и формы организации работы с родителями младших школьников: беседы с родителями, рассказы, советы, родительские собрания, посещение семей учащихся и т. д. Привлечение родителей к воспитательной работе с детским коллективом. Категории и понятия: школьная воспитательная система, воспитательная система школы, диагностика воспитательной деятельности, методы и формы работы с родителями. Ключевые имена: Р. Штейнер, Р. Хенви, М. Боткин, Л. Кольберг, И. П. Иванов, В. А. Караковский, С. Курганов, С. Т. Шацкий, Л. И. Новикова, Л. К. Гребенкина. Студент должен: владетьосновной педагогической терминологией по теме, уметь отличать понятия «школьная воспитательная система», «воспитательная система школы», уметь анализировать педагогическое наследие выдающихся педагогов. Тема 10. Педагогические основы взаимодействия школы, семьи и общественности в воспитании детей. Роль классного руководителя в работе с семьей воспитанников. Содержание и формы совместной деятельности школы и семьи. Семья как исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, микроячейка общества, естественная среда развития ребенка и социализации его личности, важнейший институт воспитания. Функции семьи. Основные методы семейного воспитания. Цель взаимодействия школы и семьи. Принципы организации общения семьи и школы – сотрудничества, такта, взаимоуважения, взаимопомощи и взаимоподдержки, терпения и терпимости. Этапы стратегии сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Методы и формы организации работы с родителями младших школьников: беседы с родителями, рассказы, советы, посещение семей учащихся и т. д. Привлечение родителей к воспитательной работе с детским коллективом.
Коллективные и индивидуальные формы работы с родителями, совместной деятельности школы и семьи: изучение семьи школьника; родительские собрания; групповые и индивидуальные беседы; родительские конференции; привлечение родителей к кружковой и внеклассной работе с детьми и др. Нетрадиционные формы работы с родителями младших школьников. Изучение опыта воспитания детей в семье. Категории и понятия: семья, функции семьи, методы семейного воспитания, коллективные и индивидуальные формы работы с родителями. Студент должен: владеть основной педагогической терминологией по теме, уметь анализировать основные направления работы с родителями младших школьников, методы и формы организации совместной деятельности школы и семьи. Тема 11. Проблема формирования культуры межнационального общения в многонациональном коллективе младших школьников. Средства и методы формирования межэтнической толерантности и этнического самосознания у детей младшего школьного возраста. Педагогические задачи по формированию культуры межнационального общения в начальной школе. Средства и методы воспитания культуры межнационального общения, формирования межэтнической толерантности и этнического самосознания у младших школьников. Учет национально-психологических особенностей детей младшего школьного возраста в воспитательной работе с многонациональным коллективом. Формы и методы урочной и внеурочной деятельности по формированию культуры межнационального общения с младшими школьниками. Категории и понятия: средства, методы воспитания культуры межнационального общения, межэтническая толерантность. Ключевые имена: К. Д. Ушинский, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, В. С. Ключевской, В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Р. Г. Абдулатипов, В. Г. Крысько, Г. Н. Волков, А. А. Асмолов. Студенты должен: знать задачи формирования культуры межнационального общения; учитывать национальные особенности при организации воспитательной работы с младшими школьниками; владеть методами и формами урочной и внеурочной деятельности по формированию культуры межнационального общения у младших школьников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|