2.3. Социализация личности ребенка в системе начального образования.
2. 3. Социализация личности ребенка в системе начального образования. Тема 1. Сущность процесса социализации личности. Современные отечественные концепции социализации личности. Ребенок как объект и субъект социализации. Сущность процесса социализации как социально-педагогического явления. Стадии социализации. Средства и механизмы социализации. Факторы, влияющие на процесс социализации человека. Содержание процесса социализации. Современные отечественные концепции социализации личности (диалектико-материалистическая концепция социализации, субъект-объектный подход, субъект-субъектный подход, концепция Г. М. Андреевой о социализации как двустороннем процессе, концепция персонализации А. В. Петровского о социальном развитии как диалектическом единстве прерывного и непрерывного). Содержание процесса социализации. Ребенок как объект социализации. Ребенок как субъект социализации. Задачи социализации на разных возрастных этапах жизни ребенка. Социальный опыт как результат социализации, воспитания и самовоспитания ребенка. Овладение социальным опытом. Деятельность как главная составляющая психолого-педагогического механизма социального опыта. Процесс формирования социального опыта личности. Социальная роль, социальная позиция. Общество как система взаимодействующих позиций. Социальные роли как вид социальной деятельности и способ поведения личности в обществе. Категории и понятия: социализация, стадии социализации, факторы, агенты и средства социализации, механизмы социализации, социализированность, объект, субъект, социальный опыт, социальная позиция, социальная роль, деятельность, имитация и идентификация.
Ключевые имена: П. Наторп, П. П. Блонский, И. С. Кон, М. Мид, А. В. Мудрик, В. А. Караковский, А. А. Бодалев, А. С. Волович. Студенты должны: - уметь проводить анализ научных теорий; давать оценку факторам социализации, средствам и механизмам; знать характеристики и показатели успешной социализации личности, содержание процесса социализации и его задачи на разных возрастных этапах жизни ребенка; уметь давать оценку уровню сформированности социального опыта ребенка. Тема 2: Воспитание младшего школьника как субъекта социализации. Принципы социального воспитания младших школьников. Содержание, виды и формы социально-педагогической работы с младшими школьниками. Объекты и субъекты социального воспитания. Воспитание младшего школьника как субъекта социализации. Социальный опыт ребенка в позиции объекта и субъекта социализации. Факторы, определяющие основы социализации младших школьников. Показатели сформированности социальной активности ребенка младшего школьного возраста. Программа воспитания и социализации учащихся, ее основные разделы: цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы, ценностные установки воспитания и социализации российских школьников, основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальной школы, содержание воспитания и социализации учащихся начальной школы, совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся начальной школы, планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы. Методика социального воспитания младших школьников. Принципы социального воспитания. Педагогические условия социализации детей младшего школьного возраста. Содержание, виды и формы социально-педагогической работы в начальной школе. Организация познавательной, нравственной, коммуникативной, художественно-эстетической, трудовой и физкультурно-спортивной деятельности детей младшего школьного возраста с позиции социальной направленности.
Категории и понятия: социализация, воспитание, субъект, объект, социальный опыт, социальная роль, самооценка, личность, коллектив, социальная адаптация, социальная идентификация, социальное научение, воспроизводство социального опыта, социальное воспитание, методика, воспитательная технология, методы, приемы и средства воспитания, условия социализации, разные виды деятельности. Ключевые имена: Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, И. С. Кон, А. В. Мудрик, В. А. Караковский, А. А. Бодалев, М. И. Шилова, Н. Ф. Голованова. Студенты должны: - знать показатели сформированности социальной активности младшего школьника; - давать оценку факторам, влияющим на социализацию ребенка младшего школьного возраста. - знать условия успешной социализации младших школьников; - владеть методами и приемами организации взаимодействия в коллективе младших школьников; - уметь проектировать учебно-воспитательный процесс в начальной школе с позиции социальной направленности.
Часть 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|