Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эффекты замещения и дохода по Хиксу




Альтернативный вариант определения величины эффекта дохода и эффекта замещения был предложен Дж. Хиксом. Суть его состоит в том, чтобы определить вначале изменения величины спроса на благо при снижении или повышении его относительной цены и постоянном уровне полезности, а затем определить изменение в величине спроса, связанное с ростом или снижением реального дохода.

Вспомогательная линия бюджетного ограничения по Хиксу не пересекает кри­вую безразличия, соответствующую исходному оптимуму потребите­ля, а остается касательной к ней, но уже в другой точке. Таким обра­зом, вместо приема «поворот-сдвиг» для определения составляющих изменения величины спроса используется прием «огибание-сдвиг» (рис. 1.7).

Потребитель получает новую бюджетную линию, которая соответствует тем же относительным ценам, что и конечная бюджетная линия, но иному доходу. Покупательной способности, которой обладает потребитель при данной бюджетной линии, уже недостаточно для покупки его исходного товарного набора, но достаточно для покупки набора, «безразличного» его исходному набору.

Таким образом, понятие эффекта замещения по Хиксу предполагает сохранение не прежней покупательной способности, а прежней полезности. В результате эффекта замещения по Слуцкому потребитель получает как раз столько денег, чтобы вернуться к старому уровню потребления, а в результате эффекта замещения по Хиксу потребитель получает как раз столько денег, чтобы вернуться на исходную кривую безразличия. Несмотря на это различие в определениях, оказывается, что эффект замещения по Хиксу точно так же, как и эффект замещения по Слуцкому, должен быть отрицательным в смысле действия в направлении, противоположном изменению цены.

Y

X

Рисунок 1.7 – Эффекты замены и дохода по методу Хикса

 

Пусть I' – сумма денежного дохода, при ко­торой исходная величина полезности остается неизменной; это сумма денеж­ного дохода, ассоциируемая с бюджетной линией, полученной в результате «огибания». В отличие от метода Слуцкого, изменение денежного дохода, необходи­мое для сохранить исходную полезность по новым ценам, не равно первоначальной величине потребления товара, умноженной на изменение цены, а определяется косвенной функцией полезности при заданной ее величине. В этом случае DI представляет изменение дохода, необходимое для того, чтобы достичь исходной полезности. Это изменение называется компенсирующим изменением дохода (EV – equivalent variation).

В силу выпуклости кривых безразличия к началу координат величина эффекта замещения по Хиксу будет меньше, чем величина эф­фекта замещения по Слуцкому, когда цена на рассматриваемое бла­го снижается. Соответственно, эффект дохода по абсолютному значе­нию окажется больше в интерпретации Хикса.

Общее изменение спроса по-прежнему равно сумме эффекта замещения и эффекта дохода, но только теперь речь идет об эффекте замещения по Хиксу. Определение эффекта замещения по Слуцкому, и определение эффекта замещения по Хиксу имеют свое место в экономической теории, и то, какое из двух определений полезнее, зависит от конкретно рассматриваемой проблемы. Для малых изменений цены оба эффекта замещения буквально идентичны. Однако вариант, предложенный Слуцким более практи­чен, поскольку определить величину дохода, обеспечивающего неизмен­ность покупательной силы существенно проще, чем в модели Хикса. Метод Хикса предполагает знание потребительских предпочтений и кривых безразличия, тогда как метод Слуцкого не требует этого, он базируется на наблюдаемых и регистрируемых фактах поведения потребителя на рынке.

Также различают кривые компенсированного спроса по Слуцкому и по Хиксу. В основу различия этих кривых положена трактовка реального дохода Слуцким и Хиксом. В обоих случаях влияние эффекта замещения на изменение спроса на товар при изменении его цены (или цены другого товара) оценивают при абстрагировании от влияния эффекта дохода, т.е. в предположении, что реальный доход потребителя не изменяется при изменении цены товара. По Слуцкому реальный доход измеряется количеством благ, которое потребитель приобретает на свой номинальный (денежный) доход. Реальный доход не изменяется, если после изменения цен потребитель может приобрести тот же набор, что и прежде. В обосновании эффекта замещения по Слуцкому элиминируют влияние дохода вспомогательной бюджетной линией, проходящей через точку первоначального оптимального набора. Это означает, что эффект замещения определяют при неизменном реальном доходе потребителя.

По Хиксу реальный доход измеряется полезностью благ, на которые расходуется номинальный (денежный) доход. Реальный доход не изменяется, если после изменения цен потребитель может приобрести набор с той же общей полезностью, что и прежде. В обосновании эффекта замещения по Хиксу элиминируют влияние дохода вспомогательной бюджетной линией, касательной к кривой безразличия, содержащей точку первоначального оптимального набора. Это означает, что эффект замещения определяют при неизменной общей полезности потребителя.

Кривые компенсированного спроса по Слуцкому и по Хиксу располагаются одинаково относительно маршаллианской кривой спроса, имеют отрицательный наклон, но их наклоны различны, так как различаются величины эффекта замещения и дохода по Слуцкому и Хиксу. Компенсированный спрос по Слуцкому является функцией переменной цены одного из товаров, постоянных ценах всех остальных товаров и неизменного реального дохода потребителя. Компенсированный спрос по Хиксу – это функция товара при постоянной цене другого товара и фиксированной полезности набора, приобретаемого потребителем.

Если рассмотреть эффекты дохода и замещения для неполноценных благ, то ситуация выглядит следующим образом (рис. 1.8, на примере метода Хикса). Эффект дохода (переход от Е3 к Е2) меняет величину спроса в том же направлении, в котором изменяется цена. По таким товарам общий эффект изменения цены (переход от Е1 к Е2) меньше эффекта замещения (переход от Е1 к Е3).

 

Рисунок 1.8 – Эффект замены и эффект дохода для неполноценного блага Х

(а – цена повышается; б – цена снижается)

 

С другой стороны, если рассматривать неполноценный товар, может случиться и так, что эффект дохода «перевесит» эффект замещения, так что общее изменение спроса происходит в том же направлении, что и изменение цены (исключение из закона спроса). Это – «ненормальный» случай товара Гиффена: рост цены столь сильно сокращает покупательную способность потребителя, что последний увеличивает спрос на товар низшей категории.

Таким образом, товар Гиффена должен быть товаром низшей категории. Но товар низшей категории не обязательно является товаром Гиффена: для этого эффект дохода должен не только иметь «неправильный» знак, он должен еще быть достаточно велик, чтобы перевесить «правильный» знак эффекта замещения. Вот почему так редко наблюдаются товары Гиффена в реальной жизни: они должны были бы быть товарами не просто низшей, а очень низшей категории.

Сказанное графически иллюстрируется на рис. 1.9. Здесь показана обычная операция «поворот-сдвиг», используемая для нахождения эффекта замещения и эффекта дохода. В обоих случаях товар Х является товаром низшей категории и поэтому эффект дохода отрицателен. На рис. 1.9а эффект дохода достаточно велик, чтобы «перевесить» эффект замещения, тем самым обозначив товар Гиффена. На рис. 1.9б эффект дохода меньше, и поэтому спрос на товар Х реагирует на изменение его цены обычным образом.

б)
а)
Y
X
Y
X

Рисунок 1.9 – Товары низшей категории (неполноценные)

(а – случай товара Гиффена, б – случай обычного товара низшей категории)

 

Систематизируем направления эффектов для разных категорий товаров в табл. 1.1.

Таблица 1.1 – Направления действия эффектов дохода и замены для товаров

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...