2. 3. Упражения для развития чувства ритма
2. 3. УПРАЖЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА Данные игры и упражнения носят в первую очередь обучающий характер: способствуют развитию слухового и зрительного внимания, творческих способностей и воображению. Они впервые знакомят ребенка с длительностями нот, паузами, темпом. Наряду с этим, данные игры и упражнения помогают развивать у детей чувство ритма, самостоятельность, дисциплинированность, инициативность, выдержку, снимают эмоциональное напряжение, т. е. обладают определенным терапевтическим эффектом. РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ С ХЛОПКАМИ Сел сверчок на шесток, Сели - посидели. Песенку запели. Услыхали ложки- вытянули ножки. Услыхали калачи- Да попрыгали с печи, Да давай подпевать, Подпевать да танцевать! Как без дудки, без дуды, Ходят ноги не туды А как дудочку почуют, Сами ноженьки танцуют. Журавли пошли плясать, Долги ноги выставлять. Бух, бух, бух. Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу. Ай, туки, туки, туки, Застучали молотки. Застучали молотки, Заиграли в локотки: Тук- ток, тук- ток Скоро Ванечке годок. Постоянно чередуем хлопки в ладоши и удары ладоней о ладони партнера, приговаривая: Очуречечки, Ложки, плошки, поварешки, Перевертушки! И. Михайлова. «ОСЕННЯЯ ГАММА» Пусто ласточек гнездо. До. I I II I (Далее везде аналогично). Осенины на дворе. Ре. Плачет ветер за дверьми. Ми. Дождика тиха строфа. Фа. У него своя есть роль. Соль. Затихает вся земля. Ля. Дождик скуку унеси! Си. Пусто ласточек гнездо. До1 – до2 - до1 – до2. I I I I.
модель Т. Боровик «РИТМИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ СЛОВ» Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например, 2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток 3/4 ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка 4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед. Предложить ребенку самому придумать подобные слова. Заменить слова хлопками. «НАЗОВИ СВОЕ ИМЯ» Ребенок хлопает - «тактирует» свое имя. «РИТМИЧЕСКИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ» Педагог задает ритм хлопками. По сигналу ребенок хлопает в ладоши в заданном ритме, по сигналу останавливается. «ПЕРЕМЕНА РИТМА» По сигналу ребенок хлопает в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный. «РАЗ, ДВА, ТРИ, ПОВТОРИ! » «РИТМИЧЕСКИЕ ОРНАМЕНТЫ» Ученик и педагог выполняют свой ритмический рисунок. УЧЕНИК ПЕДАГОГ Жили-были три утенка --- Пик, Пак, Пок хлопки восьмыми притопы четвертными Хорошо и дружно жили — Пик, Пак, Пок хлопки восьмыми притопы четвертными Как-то утром на рыбалку — Пик, Пак, Пок хлопки восьмыми притопы четвертными Зашагали вперевалку — Пик, Пак, Пок хлопки восьмыми притопы четвертными Наловили много рыбы — Пик, Пак, Пок хлопки восьмыми притопы четвертными И еще поймать могли бы — Пик, Пак, Пок хлопки восьмыми притопы четвертными
Съели дружно все до крошки — Пик, Пак, Пок хлопки восьмыми притопы четвертными Кроме маленькой рыбешки – Пик, Пак, Пок хлопки восьмыми притопы четвертными В. Орлов Затем ученик и педагог меняются ролями. «МУЗЫКАЛЬНЫЕ МОЛОТОЧКИ» Дятел сядет на сучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук! Над дубравой сильный град: Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук! Тук- тук да тук, тук- тук да тук! При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный педагогом. Педагог играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. УПРАЖНЕНИЕ «ДЯДЯ СТЕПА» Вариант 1: ребенок хлопает четвертными, педагог – восьмыми длительностями. Вариант 2: у ребенка в руках бубен (отбивает ритм четвертными длительностями), у педагога ложки (отбивает ритм восьмыми длительностями). Ребенок: Дядя Степа длинноногий По дороге зашагал. Педагог: Мальчик с пальчик по дороге Вслед за дядей побежал. Ребенок: Дядя Степа оглянулся, Но ни слова не сказал. Педагог: Мальчик с пальчик усмехнулся, Дядю Степу он догнал. Это игровое упражнение повторяется несколько раз. При повторе ребенок и педагог меняются местами. «ВОПРОС – ОТВЕТ» И. П.: ученик и педагог сидят (стоят) друг против друга. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста. «СОЛНЫШКО И ДОЖДИК» с использованием металлофона. Капли, капли, что поете? — хлопки восьмыми нотами — Кап, кап, кап, хи-хи! — игра на металлофоне
Спать сосулькам не даете! — хлопки восьмыми нотами — Кап, кап, кап, хи-хи! — игра на металлофоне Солнышко в небе хохочет — хлопки Носики нам щекочет — хлопки — Кап, кап-кап, хи, хи-хи! — игра на металлофоне — И апчхи! — глиссандо на металлофоне «ЕЖИК И БАРАБАН» Глаз до зорьки не сомкнули РИТМИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ: Короткие звуки — черные кружочки, длинные звуки — белые кружочки. Взять любую песенку или стихотворение, прохлопать ритм в ладоши и выложить его на столе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|