Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод устойчивого преданного служения




 

шримад-рупа-госвами-прабхупаденоктам

анйабхилашита-шунйам джнана-кармадй анавртам

анукулйена кршнану-шиланам бхактир-уттама

 

шримад-рупа-госвами-прабхупадена ―Шрилой Рупой Госвами Прабхупадой; уктам ―сказано; анйа-абхилашита-шунйам — не имеющая иных мотивов, кроме желания служить Шри Кришне; джнана — умозрительным знанием, преследующим целью имперсональное освобождение; карма — деятельностью ради плодов; ади — искусственным отречением, мистической йогой и т.д.; анавритам — не покрытая; анукeлйена — благоприятная; кришна-ану-шиланам — деятельность в служении Кришне; бхакти-уттама — наивысшего уровня преданное служение. (Приставка ану означает, «под руководством» (анугатйа), а так же «постоянный, непрерывный, как поток меда».)

 

Шрила Рупа Госвами Прабхупада сказал («Бхакти-расамрита-синдху» 1.1.11): Деятельность, которая направлена исключительно на удовлетворение Шри Кришны, другими словами, которая представляет собой непрерывный поток служения Шри Кришне посредством тела, ума и речи и сопровождаемая различными духовными эмоциями (бхавами), которая свободна от влияния гьяны (знания, имеющего целью слияние с безличным Брахманом), кармы (корыстной деятельности), йоги или аскетизма и не преследует ни каких иных желаний, помимо желания доставить удовольствие Шри Кришне, — называется чистым преданным служением, уттама-бхакти.

Комментарий: Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады

(«Назад к Богу», том 3, часть 20, 20 мая 1960 года)

 

В шлокеанйабхилашита-шунйам - Шрила Рупа Госвами дает очень точное определение шуддха-бхакти- чистого преданного служения Господу.

В Бхагавад-гите говорится, что к преданному служению Господу обращаются люди четырех типов, совершавшие в прошлом благочестивые деяния (сукрити). Это бедствующие, нуждающиеся, любознательные и мудрые. Те, кто в беде, обращаются к преданному служению в надежде получить от Господа какое-то благо. Те, кто в нужде, также хотят при помощи преданного служения избавиться от своих проблем. Мудрые люди обращаются к преданному служению ради духовного освобождения. А любопытствующие служат Господу, лишь ради знакомства с принципами теизма и т. п. Преданные всех этих типов не являются чистыми преданными, потому что заниматься преданным служением их побуждает стремление к личной выгоде. Давая определение шуддха-бхакти, Шрила Рупа Госвами хочет, чтобы мы с самого начала поняли и запомнили, что в чистом преданном служении не может быть и речи о какой-то личной выгоде. Такое служение совершается из чистой любви к Нему, которая дремлет в каждом живом существе. Подобно тому, как никто не учится смеяться или плакать или вести половую жизнь, поскольку все эти вещи проявляются сами собой в должный срок, любовь к Богу спонтанна, и никому не надо учиться ей из какого-то внешнего источника. Но как половая жизнь или иная спонтанная деятельность человека иногда не проявляется ― по причине болезненного состояния тела, например, импотенции ― так и любовь к Богу ― по причине болезненного состояния души, а именно ее длительного контакта с материальной энергией ― нуждается в пробуждении, при помощи соответствующей практики.

Ану-шиланам означает «практическая деятельность». Такая практика совершается телом, умом и речью. Кроме того, эта деятельность может совершатся в направлении побуждающей и препятствующей тенденций. То есть служение Кришне может быть как благоприятным так и неблагоприятным. Поэтому Рупа Госвами говорит, что служение Господу должно быть позитивным, по другому говоря направленным исключительно на благо Шри Кришны.

В практике бхакти, существует 64 вида служения Шри Кришне. Первый вид ― это принятие истинного духовного учителя, наставляющего и дающего посвящение, и вопрошание его обо всех практических аспектах преданного служения. Преданный, который следующий основным правилам, постепенно разовьет в себе вкус к служению и привязанность к нему. Затем он осознает единение с объектом своей любви, и это настроение позволит ему подняться до уровня устойчивого преданного служения. Все стадии продвижения в преданности зависят от милостивых благословений шуддха-вайшнава.

Слово «Кришна» указывает на изначальную Божественную Личность и Его бесчисленные экспансии. Господь распространяет Себя в различных обликах, таких как Шри Рама, Шри Нрисимха, Шри Вараха и множество других воплощений. Некоторые из них упомянуты в Бхагавата-пуране и принадлежат к категории вишну-таттвы. Иными словами, Кришна является изначальным источником всех экспансий и воплощений. На начальном уровне, практика преданного служения одна и та же (вайдхи-бхакти) ― будь то преданное служение Кришне, Вишну или Нараяне. На высших стадиях служения (рагануга-бхакти) проявляется раса. В науке о расе (раса-таттве) существует ряд специфических духовных различий во взаимоотношениях с Господом, но с точки зрения бхагавад-таттвы, между преданным служением Раме и преданным служением Кришне нет никакой разницы. Эта особые различия будут рассмотрены позже.

Примечательно особое употребление слова анукулйена. Оно означает, что чистым преданным служением следует называть служение Господу с любовью, а не просто служение Ему. Если служение носит враждебный характер, то это не чистое преданное служение. Например служение Камсы Кришне, было противоположно любви. Он всегда думал о Кришне, из страха быть Им убитым. Такой вид привязанности не является чистым преданным служением. Преданный должен служить Господу с желанием доставить Ему удовольствие. Поэтому начинающий преданный должен принять покровительство шуддха-вайшнава, и следовать его наставлениям. Духовный учитель ― это via media (Связующее звено(лат.) между Кришной и преданным. Наставления Господа передаются преданному через посредство духовного учителя. Поэтому первое, что нужно сделать - это принять достойного доверия духовного учителя и совершать практику под его компетентным руководством.

Изучая Бхагавад-гиту, которая была поведана непосредственно Господом, мы можем понять науку о своих вечных взаимоотношениях с Богом. Там ясно сказано, что живое существо должно посвятить себя практике шуддха-бхакти и оставить все прочие устремления.

Далее в этой книге мудрости говорится, что человек, проповедующий послание Бхагавад-гиты ― это самый близкий слуга Господа. Из этого следует, что природа служения, принимаемого Господом, такова: это полное, постоянное, без каких-либо отклонений, погружение преданного в служение Богу и служение это, особенно теперь, в эпоху забвения, должно быть направлено на просвещение людей в вопросах сознания Бога.

Достойный доверия духовный учитель, дает наставления начинающему преданному о принципах начальных ступеней преданного служения Господу (вайдхи-бхакти). Если человек, не развил в себе склонности к такому служению, он вообще не сможет прогрессировать. Чистота преданного служения будет обсуждаться позже. Никто не может называться вайшнавом, если он не утвердился в шуддха-бхакти.

Шрила Джива Госвами говорит, что приглашая воина, мы имеем ввиду отнюдь не доспехи и оружие этого воина. Само собой разумеется, что воин имеет доспехи и оружие. То кто, пригласил воина, старается удовлетворить не доспехи и оружие, а самого воина. Так и мы, должны всегда стремится к удовлетворению Господа своим служением. Немало людей называют себя вайшнавами, но, будучи подвергнуты испытанию кислотой обстоятельств, переходят в разряд мирян.

Господь Шри Чайтанйа говорит, что кришна-према, или изначальная любовь ― проявлена во Вриндаване, в сердцах вечных спутников Господа. При отсутствии такой изначальной любви к Кришне, которая сопровождается полной отрешенностью от всего мирского, человек не может называться шуддха-вайшнавом.

Слово ану указывает на непрерывность в служении Господу. Человек должен быть занят преданным служением полностью и постоянно. Таковы некоторые признаки подлинного преданного служения. Кроме того, существует еще несколько второстепенных признаков. Вот они.

Преданный должен быть полностью свободен от каких-либо желаний, кроме желания шуддха-бхакти. Таково определение преданного служения высшего уровня. Существует множество желаний помимо преданного служения ― карма, гьяна, йога и т. д. Под гйаной имеется в виду слияние с безличным Брахманом. Когда мы говорим, что преданное служение должно быть свободно от гйаны, мы имеем в виду именно эту философию «единства». Но когда знание относится к культу шуддха-бхакти, его следует принять со всей решимостью. Поскольку без правильного понимания природы шуддха-бхакти, основанного на Ведах, Пуранах, Махабхарате и правилах панчаратрики, служение Господу, не может считаться подлинным.

Когда мы говорим о карме, не связанной с преданным служением, то подразумеваем корыстную деятельность, которая согласно смрити-шастрам совершается ради повышения уровня материального бытия. Преданное служение должно быть свободно от такой корыстной деятельности. Но если карма связана с бхакти, ее следует всячески культивировать. Следует поощрять всякий труд, способствующий продвижению в бхакти. Слово ади объединяет все виды деятельности, не являющиеся преданным служением, такие как йога, или ненужные аскезы, предпринимаемые ради достижения материальных целей.

Великие демоны ― Равана и Хираньякашипу ― предавались суровым аскезам в течение многих и многих лет, ради удовлетворения чувств. Но в конце концов они, несмотря на все свои суровые аскезы, не смогли защитить себя от наказания, наложенного на них Божественной Личностью. Вывод из этого таков: преданное служение Господу должно быть свободно от любых примесей корыстных желаний и мотивов. Такая деятельность подробно описана в Шримад-Бхагаватам и других Писаниях, к которым так же относится «Бхакти-расамрита-синдху».

 

 

ТЕКСТ 1

анйа-абхилаша чхади джнана карма парихари

кайа мане кариба бхаджана

садху-санге кршна-себа на пуджиба девb-дева

эи бхакти парама карана

 

анйа ―другие; абхилаша ― желания; чхади ―оставить; джнана ―умозрительное знание; карма ―корыстная деятельность; парихари ―отвергнуть; кайа мане ― телом и умом; кариба ―будет делать; бхаджана ―поклонение; садху-санге ―в обществе преданных; кршна-себа ―служа Господу Кришне; на ― не; пуджибабукет почитать; деви ―полубогинь; дева ―или полубогов; эи ―это; бхакти ―преданное служение; парама ―высший; карана ―метод.

 

Я займу свои ум и тело бхаджаном, оставив все желания идти по пути джнаны и кармы. Совершать севу Кришне следует в обществе ваишнавов и не поклонятся девам и деви. В этом суть парама-бхакти.

 

ТЕКСТ 2

маха джанера джеи патха тате хабе анурата

пурбапара карийа бачара

садхана-смарана-лйла ихате на кара хела

кайа мане карийа сусара

маха джанера ―махаджан; джеи ―тот; патха ―путь; тате ―к нему; хабе ―будет; анурата ―привержен; пурбапара ―предшествующих и современных; карийа ― делая; бичара ―рассуждение; садхана ―практика; смарана ―памятование; лила ―игр; ихате ―в этом; на ―не; кара ―делать; хела ―отвергать; кайа мане ― телом и умом; карийа ―делая; сусара ― смысл.

 

Нужно идти путем начертанным махаджанами, тщательно изучив книги, написанные ими в прошлом и настоящем. В ежедневной практике садханы нельзя пренебрегать лила-смараной, ведь преданное служение следует совершать не только телом, но и умом.

 

Комментарий: Предшествующие махаджаны ― это мудрецы Дандакараньи и олицетворенные Шрути, о которых говорится в «Брихат-вамана-пуране», «Чандраканте» и т. д. Их переполняло страстное желание стать возлюбленными Кришны, поэтому они приняли облик и настроение возлюбленных гопи Шри Кришны и занялись любовным служением Ему. Шри Билвамангала Тхакур, страстно желавший достичь положения сакхи, также обрел настроение подруги Шримати Радхарани, он обрел настроение сакхи и описал метод поклонения Кришне, под руководством сакхи. Поскольку эти личности являлись до прихода Шримана Махапрабху, они считаются предшествующими махаджанами. Современными махаджанами называют шестерых Госвами, возглавляемых Шрилой Рупой и Санатаной Госвами. Слово сусара означает «высшее совершенство».

 

 

ТЕКСТ 3

асат-санга сада тйага чхада анйа гита-рага

карми джнани парихари дуре

кебала бхаката-санга према катха-раса-ранга

лила-катха браджа-раса-пуре

 

асат-санга ― дурноеобщество; сада ―всегда; тйага ―избегай; чхада ―покинь; анйа ―иные; гита-рага ―привязанность к мирским песням; карми ― трудящийся ради плодов труда; джнани ―спекулятивный мыслитель; парихари ―отвергни; дуре ―прочь; кебала ―лишь; бхаката-санга ―общение с преданными; према-катха ―темы любви; раса ―вкус; ранга ―счастья; лила-катха ―описания игр; браджа-раса-пуре ― воВрадже.

 

Отвергни все формы асат-санги и оставь не нужные привязанности, а также общество карми и джнани. И в обществе искренних бхакт, слушай только о приносящем удовольствие нектаре враджа-лила-катхи.

 

ТЕКСТ 4

джоги нйаси карми джнани анйа-деба-пуджака дхйани

иха-лока дуре парихари

карма дхарма дуреха шока джеба тхаке анйа джога

чхади бхаджа гириварадхари

джоги ―йоги; нйаси ―отрешенные; карми ― трудящиеся ради плодов труда; джнани ―имперсоналисты; анйа-деба-пуджака ―поклоняющиеся полубогам; дхйани ―мыслители; иха-лока ―этих людей; дуре ―далеко; парихари ―оставь; карма ―корыстная деятельность; дхарма ―религиозные обязанности; духкха ―страдания; шока ―скорби; джеба ―что угодно; тхаке ―в этом; даша ― иные; джога ―привязанность; чхади ―оставляя; бхаджа ―поклоняйся; гирибара-дхари ―Поднявшему Холм Говардхана.

 

Прошу тебя, держись подальше от йогов, санйаси-майавади, карми, джнани, тех, кто поклоняются деватам и тех, кто медитируют на безличный Брахман. Оставь также иные формы дхармы и деятельности ради ее плодов, не говоря уже о всевозможных видах материальных страданий или скорби. И просто поклоняйся Гиридхари!

 

Комментарий: Слово анйа-йога обозначает привязанность к жене, детям и материальным предметам.

 

 

ТЕКСТ 5

тиртха-джатра паришрама кебала-манера-бхрама

сарба-сиддхи гобинда-чарана

дрдха-бишваса хрде дхари мада-матсарйа парихари

сада кара ананйа бхаджана

 

тиртха-джатра ―путешествие в святые места; паришрама ―тяжкий труд; кебала ―лишь; манера ―ум; бхрама ―заблуждение; сарба-сиддхи ―высшее совершенство; гобинда-чарана ―лотосные стопы Говинды; дрдха ― твердую; бишваса ― решимость; хрде ―в сердце; дхари ―храня; мада ― безумие; матсарйа ―зависть; парихари ―отбросив; сада ―постоянно; кара ―делать; ананйа ―беспримесное; бхаджана ―поклонение.

 

Огромные усилия и утомление, которыми сопровождается посещение многочисленных святых тиртх лишь приводят в замешательство ум, поскольку полного совершенства можно достичь просто поклоняясь лотосным стопам Шри Говинды. Имей твердую веру и не позволяй опьяняющей ложной гордости и зависти овладевать тобой. Всегда совершай бхаджан, стремясь лишь к одной цели.

 

Комментарий: Сарва-сиддхи ―это совершенство, достигаемое благочестивой деятельностью, например посещением святых мест. Мада означает «счастье, которое лишает человека разума», «безумная радость». Матсарйа ―это неспособность человека терпеть чье-то превосходство.

 

 

ТЕКСТ 6

 

кршна-бхакта санга кари кршна-бхакта анга хери

шраддхан бита шрабана-киртана

арчана бандана дхйана наба-бхакти маха-джнана

эи бхакти парама-карана

кршна-бхакта ―преданные Кришны; санга кари ―общаясь; кршна-бхакта ―преданные Кришны; анга хери ―созерцая Их тело; шраддхан бита ― сверой; шрабана-киртана ― слушаниеи воспевание; арчана ―поклонение; бандана ―вознесение молитв; дхйана ―размышление; наба-бхакти ―девять видов преданного служения; маха-джнана ―кульминация знания; эи бхакти ―это преданное служение; парама ―высший; карана ―метод.

 

Взирай на формы кршна-бхакт и общайся только с ними. С верой будь занят такими формами севы как шравана, киртана, арчана, смарана, медитация на лотосные стопы Кришны и т.д., поскольку эти девять процессов являются причиной пробуждения бхакти.

 

Комментарий: С верой слушать об Именах, качествах и играх Всевышнего называется шраваной. Ясно и с верой петь и повторять Имена Верховного Господа ― это киртана. Предлагать, разнообразные предметы поклонения с соответствующими мантрами ― это арчана. Частичное памятование Имен, качеств и игр Господа называется смаранам. Синонимом слова смаранам является слово дхйана. Существует пять стадий смаранам: смаранам, дхаранам, дхйанам, дхрувану-смрти и самадхи.

Частичное сосредоточение ума называется смарана. Отрыв ума от всех материальных предметов и простое сосредоточение его на Господе называется дхарана. Размышление, сосредоточенное на Именах Бога, Его обликах и других атрибутах, называется дхйана. Постоянная медитация на Господа, подобная потоку нектара, называется дхрувану-смрти. Непрерывная медитация на Имена, формы, качества и игры Господа называется самадхи. Слово шраддханвита, означающее «полный веры», приложимо ко всем пяти упомянутым процессам.

 

ТЕКСТ 7

хршике гобинда-себа на пуджиба деви-дева

эи та ананйа-бхакти-катха

ара джата упаламбха бишеша сакали дамбха

декхите лагайе мане бйатха

 

хршике ―чувствами; гобинда-себа ―служение Верховному Господу Говинде; на ― не; пуджибабуку поклоняться; деви-дева ― полубогами полубогиням; эи ―это; та ― единственное; ананйа ―беспримесное; бхакти ―преданное служение; катха ―темы; ара джата ―что-либо другое; упаламбха ―отвергнуто; бишеша ―в особенности; сакали ―вся; дамбха ―гордость; декхите ―видеть; лагайе ―чувствую; мане ― вуме; бйатха ― боль.

 

Всеми чувствами совершай говинда-севу и оставь пуджу девам и деви. В этом смысл шуддха-бхакти. Все прочие методы рождаются из гордости, и когда я сталкиваюсь с ними, мое сердце сжимается от боли.

 

Комментарий: Не следует поклоняться отдельно полубогам, таким как Мать Парвати или Господь Шива. Всеми своими чувствами надо служить одному лишь Шри Говинде. Усилия человека должны быть направлены только на совершение кришна-киртаны, кришна-шраваны или кришна-катхи.

ТЕКСТ 8

дехе баисе рипу-гана джатека индрийа-гана

кеха кара бадхйа нахи хайа

шуниле на шуна кана джаниле на джане прана

дадхаите на паре нишчайа

 

дехе ―в теле; баисе ―обитают; рипу-гана ―враги; джатека ―все; индрийа-гана ―чувства; кеха ―любой; кара ―всех остальных; бадхйа ―управляемые; нахи ―не; хайа ―есть; шуниле ―слушанием; на ― не; шуна ―слушаю; кана ―уши; джаниле ―зная; на ― не; джане ―знаю; прана ―жизнь; дадхаите ―решиться; на ― не; паре ―могу; нишчайа ―уверенность.

 

Шесть врагов: вожделение, гнев, жадность, заблуждение, гордость и зависть, а также пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание живут в моем теле, а я не в состоянии управлять ими. Хотя я регулярно слышу, что надо служить Кришне всеми своими чувствами, и зная это, я все же не могу принять эти наставления со всей решимостью.

 

ТЕКСТ 9

кама кродха моха лобха мада матсарйа дамбха-саха

стхане стхане ниджукта кариба

ананда кари хрдайа рипу кари параджайа

анайасе гобинда бхаджиба

 

кама ―вожделение; кродха ―гнев; моха ―заблуждение; лобха ―жадность; мада ―безумие; матсарйа ―зависть; дамбха-саха ―вкупе с тщеславием; стхане стхане ―каждое на своем месте; ниджукта ―занять; кариба ―сделаю; ананда ―счастье; кари ―создавая; хрдайа ―сердце; рипу ―врагам; кари ―сделаю; параджайа ―поражение; анайасе ― легко; гобинда ―Господу Говинде; бхаджиба ― будупоклоняться.

 

Я займу в служении Шри Кришне - вожделение, гнев, жадность, иллюзию, опьяняющую гордость, зависть и высокомерие. Так я с легкостью преодолею деградирующее влияние чувств и буду служить Шри Говинде с сердцем, наполненным радостью.

 

ТЕКСТ 10

кршна сева камапране кродха бхакта-двеси-джане

лобха садху-санге хари-катха

моха ишта-лабха-бине мада кршна-гуна-гане

ниджукта кариба джатха татха

 

кршна сева ― вслужение Кришне; камапране ―превращу вожделение; кродха ―гнев; бхакта ―преданный; двеси-джане ―завистники; лобха ―жадность; садху-санге ―в обществе преданных; хари-катха ―беседы о Хари; моха ―заблуждение; ишта-лабха ―достижение; бине ―без; мада ―гордость; кршна ―Господа Кришны; гуна-гане ―восхваление качеств; ниджукта ―занятые; кариба ―сделаю; джатха татха ―на своих местах.

 

Я превращу свое вожделение в страстное желание служить Кришне, а гнев направлю на тех, кто завидует преданным. Я с жадностью буду внимать рассказам о Шри Хари в обществе садху. Я впаду в заблуждение, если не достигну моего возлюбленного Господа, а гордость нужна мне, чтобы прославлять Кришну. Так я заставлю каждого из этих врагов исполнять определенные обязанности.

 

ТЕКСТ 11

анйатха сватантра кама анартхади джара нама

бхакти-патхе сада дейа бханга

киба ба карите паре кама кродха садхакере

джади хайа садху-джанара санга

аниатха ―иначе; сватантра ―независимые; кама ―вожделение; анартхади ―нежелательные вещи; джара ―чье; нама ―имя; бхакти-патхена пути преданного служения; сада ―всегда; дейа ―дает; бханга ―разрушения; киба ―что; ба ― еще; карите паре ―могут сделать; кама ― вожделение; кродха ―гнев; садхакере ―тем, кто занят практикой; джади ―если; хайа ―есть; садху-джанара ―преданных; санга ―общество.

 

Неуправляемые похотливые желания, порождающие все нежелательное, могут разрушить мой бхаджан. Однако какое зло могут причинить вожделение и гнев тому, кто совершает свой бхаджан в обществе садху?

 

ТЕКСТ 12

кродха ба на каре киба кродха-тйага сада диба

лобха моха эи та катхана

чхайа рипу сада хина кариба манера адхина

кршначандра карийа смарана

 

кродха ―гневом; ба на ― что не; каре ― делает; киба ―что; кродха ―гнев; тйага ―оставь; сада ―всегда; диба ―даст; лобха ―жадность; моха ―заблуждение; эи ―это; та ― все; катхана ― мнение; чхайа ― шесть; рипу ―врагов; сада ―всегда; хина ―низкий; кариба ―сделает; манера ―ума; адхйна ―под управлением; кршначандра ―Господь Кришна; карийа смарана ―памятованием.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...